Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №27/1999

С автором этой работы Таней Шароновой мы познакомились недавно, на IV Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Таня учится в 9-м классе, и у нее немало хороших работ. В № 25 за этот год мы опубликовали ее статью о вятских говорах, а сегодня предлагаем вашему вниманию статью, написанную ею в 7-м классе. С этого гимна словарю и началось ее творчество.

 

Татьяна Шаронова,
Яранская школа-гимназия,
Вятская область

«Усердней с каждым днем
гляжу в словарь»

На уроках русского языка мы работаем с разными словарями: орфографическими и фразеологическими, со словарями синонимов и антонимов, словарем трудностей русского языка. И когда мне попалось на глаза стихотворение детского поэта, талантливого переводчика и драматурга С.Я.  Маршака «Словарь», оно заинтересовало меня.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: « Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век заживать чужой...» —
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Чтобы понять это небольшое стихотворение, тоже нужно обратиться ко многим словарям. Так, значение устойчивых выражений век доживать, Бог сыну не дал веку – я нашла во Фразеологическом словаре Жукова. Укор, гнев, потайной – понять эти слова мне помог Толковый словарь С.И.  Ожегова. Но непонятными остались словосочетания в подвалы слов, в его столбцах... Может быть, подвал в значении хранилище, сокровищница языка, а может быть, это термин подвал, который используют редакторы при оформлении страниц газет.

Второе словосочетание помогли разгадать сразу два словаря: Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.  Ушакова и Словарь современного русского литературного языка Академии наук. Оказывается, в них нумеруются не страницы, а столбцы (два столбца на каждой странице): «Век» – см. Ушаков, том 1, столб. 241–242. Вот и стала понятна фраза В его столбцах мерцают искры чувства...

Я убедилась: чтобы лучше понять язык произведений русских писателей и поэтов, чтобы больше узнать об истории нашего русского и родственных ему языков, чтобы узнать об ученых-лингвистах, нужно работать со словарями. Но, оказывается, есть книга, в которой можно найти ответы на все эти вопросы. Это Энциклопедический словарь юного филолога. Составитель его – М.В.  Панов, главный редактор – Г.В.  Степанов. Словарь этот однотомный, предназначен для среднего и старшего школьного возраста. Хотя эта книга не пособие для тех, кто неумело пишет и говорит, как, например, словарь-справочник, она все-таки помогает сделать речь соответствующей литературным нормам.

Эта книга не скучная, а интересная, и в то же время не развлекательная, читать ее нужно внимательно, вдумываясь в текст, в слова, в которых звучат укор, и гнев, и совесть.

Впервые увидев этот словарь, я обратила внимание на его название: Энциклопедический словарь юного филолога. Загадочные слова... Обратилась к Толковому словарю С.И. Ожегова. Энциклопедия – научное издание, содержащее систематизированный свод знаний.

Филология (греч. фил – любовь, логос – слово) – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Я так понимаю: словарь юного филолога – это книга-повесть о прошлом и настоящем нашего языка, книга-помощник, так как издана она для того, чтобы с юных лет пробуждать интерес к русскому языку. Этот словарь полезен и школьникам, и взрослым. Многие его статьи помогают глубже изучить школьные темы, подготовиться к ответу на уроке, написать сочинение. Например, статьи «Синонимы», «Неологизмы», «Морфология», «Пушкин  А.С. и язык его произведений», «Некрасов  Н.А. и язык его произведений» написаны так просто и увлекательно, что листаешь страницу за страницей, а любопытство одолевает: что же дальше? Очень многое можно узнать об истории письменности и языков мира из статей: «История языка», «Кавказские языки», «Письменность острова Пасхи», «Палеоазиатские языки», «Пиктография». Они не менее интересны, чем фантастический роман или приключенческая повесть.

Такие статьи, как «Диалекты и история языка», «Диалектология», «Диалектное слово и реалия», «Цоканье», «Язык фольклора», помогли мне понять, почему мы, вятские, говорим чо, а южане хто. Перелистываешь страницы словаря и видишь: «на всех словах – события печать»... Здесь увидишь портреты ученых-лингвистов, узнаешь об их жизненном и творческом пути: М.В.  Ломоносов, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Н.Ф.  Яковлев, А.М.  Пешковский. Мы знаем имена историков, писателей... Почему бы не поинтересоваться именами тех, кто создал русский литературный язык?! В этом большом словаре можно отыскать и некоторые интересные факты о том, что словарь А.С.  Пушкина насчитывал 20 тысяч слов, что бураком на юге России называют свеклу, а на севере – берестяную емкость. Статьи сопровождаются цитатами из русской и зарубежной литературы. От этого они становятся еще интереснее, словно «в его столбцах мерцают искры чувства». Иллюстрирован словарь забавными рисунками, а также репродукциями картин известных художников, на его страницах портреты писателей, поэтов, ученых, о которых здесь рассказывается. Книга становится еще более привлекательной для читателя, так как красочно оформлена.

На последних страницах расположен алфавитный указатель, и поэтому любой без труда найдет ответ на интересующий его вопрос.

Энциклопедический словарь юного филолога выпущен в 1984 году. Тираж – 500 экземпляров, и я рада, что у меня есть эта книга.

Словарь понравился мне своей универсальностью, ведь он совмещает два качества: занимательность и пользу, в нем можно найти ответы на десятки сложных и интересных вопросов.

Всем, кто любит русский язык, я советую познакомиться с этой интересной книгой, прочитав которую вы воскликнете: «Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть!»


Потомки, словарей проверьте поплавки!

Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу...

Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме...)

(«Евгений Онегин», гл. 8, строфа XV, XVI)

Пушкин не оказался пророком: слово вульгарный хорошо прижилось в русском языке и обросло производными: вульгарность, вульгаризм, вульгаризировать, вульгаризация...

Перенесемся через столетие.

Внуки

    спросят:

    – Что такое капиталист?

Как дети

    теперь:

    – Что это

        г-о-р-о-д-о-в-о-й?...

(«Владимир Ильич Ленин»)

Потомки,

    словарей проверьте поплавки:

        Из Леты

            выплывут

                остатки слов таких,

как «проституция»,

    «туберкулез»,

        «блокада».

            («Во весь голос»)

Предсказания не сбылись, потому что Маяковский не угадал направление социального развития...

А вот еще одно несбывшееся предсказание.

«У нас отменяются налоги. Скоро они исчезнут и в городе и в деревне. Самое слово налог в Советской стране скоро станет архаизмом»... «Слово налогоплательщик, скажем прямо, нехорошее слово, и оно отмирает в нашем советском лексиконе. Мы убеждены, что со временем этого слова не будет нигде, ибо будущее принадлежит коммунизму». (А.Акимов. Общество без налогов// «Звезда», 1961)

Комментарии, я думаю, не нужны.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта «english-polyglot.com». Перейдя по ссылке http://www.english-polyglot.com/generatory-fraz.html, Вы можете ознакомиться с уникальной методикой Дмитрия Петрова, синхронного переводчика, лингвиста, преподавателя и телеведущего. Если вы хотите освоить английский всего за 16 часов – вам сюда! Главная идея Дмитрия Петрова заключается в следующем: «девяносто процентов человеческой речи приходится на 300-350 слов, вне зависимости от возраста человека, его уровня образования и языка, на котором он говорит». Следовательно, изучив этот вокабуляр, любой человек сможет свободно ориентироваться в английском языке без посторонней помощи. На сайте доступны как видеоуроки, проводимые Петровым на канале «Культура», так и подробное, так и их подробное изложение в текстовой форме с помощью примеров и интерактивных таблиц. Существенную помощь в изучении языка окажет и генератор фраз, позволяющий закрепить освоенный материал. p>

Н.Е.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru