Т.А. Ладыженская Об учебнике 1999 года издания
Это учебник, по которому будут учиться пятиклассники в основном в начале следующего века. Он охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Вместе с тем он сохраняет сложившуюся систему подачи материала, методический аппарат известного учителю учебника. Открыв его новое издание, учитель сразу убедится, что это так. Вариант учебника 1999 года, как и предыдущие издания, обеспечивает единство учебного процесса, учитывая подготовку учеников начальных классов по русскому языку. Поэтому предлагаемый вариант учебника строится как переходный от начальных классов к средней школе. Однако настоящее издание имеет свои особенности, которые диктуются требованиями времени, социальным заказом школы будущего, развитием наук. Основные его особенности связаны с задачами: – развития теоретического мышления и творческих способностей учащихся; – реализации в курсе русского языка воспитательного потенциала предмета; – реализации требований названной выше программы. В связи с этими задачами в настоящем издании учитель найдет новые обобщающие понятия типа единица языка, орфоэпия, морфема (их варианты), морфемика, позиционные чередования гласных и согласных, орфография, пунктуация (как отдельные разделы курса), пунктограмма, опознавательные признаки (орфограмм и пунктограмм), союзные и бессоюзные сложные предложения и др. Кроме того, включены понятия, усиливающие системный характер изучаемого материала. Таков, например, ряд введенных понятий в главе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»: понятие о пунктуации и роли знаков препинания (§ 24), знаки препинания в конце и в середине предложения; знак разделения между главными членами (тире), обращение как знак выделения, опознавательные признаки всех пунктограмм, изучаемых в 5-м классе, пунктуационный разбор; в главе «Повторение изученного в начальных классах»: понятие об орфограмме, об опознавательных признаках изучаемых орфограмм, виды орфо-грамм – орфограммы-буквы, орфограммы-пробелы, дефис как орфограмма. При этом дается этимология слов, называющих такие разделы, как орфография, синтаксис, фонетика, лексика, морфемика. Подобного рода введения, уточнения создают основу для осмысления в старших классах языка как определенной системы, что важно для общего развития образовательной культуры выпускников школы. Вместе с тем либо откорректированы, либо сняты понятия, которые, как показывают многолетние на-блюдения, с трудом усваиваются и не осмысливаются учениками должным образом. Так, например, снято понятие о видовых парах глаголов, значение которого пятиклассники не осознают, заучивая лишь некоторые отличительные признаки видовых пар глаголов. В настоящее издание введены новые тексты, позволяющие обсуждать такие вопросы, как отношение к родине, к труду, к природе (см., например, упр. 49, 102 и др.), и такие проблемы, как честность, обязательность, отзывчивость и т.д. (см. упр. 44, 112, 137, 250). Главное же в решении проблем воспитания на уроках русского языка – внимание к культуре речи, к овладению нормами русского литературного языка. Поэтому в издании 1999 г. сохранены все упражнения по культуре речи: например, при изучении существительного: упр. 552 (чулок, но носков); при изучении прилагательного: упр. 595, 598 (краткие прилагательные в роли сказуемого), упр. 597 (словосочетания с прилагательными в роли главного слова) и т.д. И сохранено все, что служит обогащению речи школьников неисчерпаемыми ресурсами родного языка (упражнения, требующие использования различных словарей, рамки с синонимами, анализ языковых средств текста и т.д.). Важно, чтобы выпускник школы глубоко осознавал, что от него (и, конечно, от учителя) зависит, насколько он (ученик) овладеет бесценными богатствами родного языка. Это владение позволит нашим выпускникам найти свое место в жизни, т.к. в настоящее время особенно ценится умение свободно и уважительно общаться с разными людьми в самых различных обстоятельствах. Умение легко овладевать языком специальности, профессии. Вся работа по родному языку отражается на становлении личности ученика, т.к. помогает становлению навыков самовыражения, самоконтроля, интеллектуальных и творческих способностей. Издание учебника русского языка 1999 г. помогает учителю решать эти важные задачи. |