Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/1999

К.В. Cорвин

Мысль изреченная,
или Несколько бесед
об ораторском искусстве

 

Искусство выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. Совершенно иначе смотрели на него древние греки, в чьих полисах впервые появились великие риторы. Для них искусство речи было неотделимо от искусства мыслить, и не случайно, что риторика как самостоятельная сфера образования развивалась вместе с наукой и философией. Такое отношение к «мысли изреченной» прошло красной нитью через всю историю человечества. Тысячелетия спустя, уже в XIX веке, мыслители пришли к убеждению, что именно общение с себе подобными, а вовсе не Божий дар или наследственные программы превращает новорожденного младенца из беспомощного представителя отряда приматов в разумное существо, называемое человеком. И неудивительно, что путь к подлинной свободе самые романтические из философов той эпохи видели в новых формах общения людей.

Поэтому, размышляя о сугубо технических приемах построения выступления, важно помнить, что речь идет не просто о наборе средств, позволяющих несколько оживить и раскрасить общение с публикой, – речь идет о другом – отношении к самому себе, о фундаментальном самосовершенствовании, в котором овладение техникой ораторского искусства представляет собой лишь первый шаг.

 

Беседа первая

Готовимся к выступлению

Прежде всего к выступлению нужно правильно подготовиться. И хотя рекомендации, которые обычно даются по этому поводу, могут показаться банальными, стоит упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки – и речь может быть скомкана. Когда вы готовите выступление (или занимаетесь любым другим важным делом), нужно постоянно задавать себе и отвечать на три самых важных вопроса, их называют «три основных вопроса рефлексии»: что я делаю? зачем я делаю и как я делаю?

Первый этап – это выбор и уточнение темы и цели выступления. Казалось бы, более очевидного этапа и придумать нельзя. Но дело не только в том, что вы должны четко и ясно знать, о каком предмете пойдет речь. Очень важно отдать себе отчет, какова субъективная цель вашего выступления. Ведь выступление можно готовить с совершенно разными целями. Можно – для того, чтобы получить пятерку, можно – для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории. Можно вообще делать это выступление для себя, а вовсе не для аудитории, например, чтобы избавиться от неприятного осадка, который оставило предыдущее выступление, закончившееся, скажем, провалом. Важно ясно понять, какова ваша цель, и признаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать.

Другой важный момент – определение целевого направления речи. Возможных направлений достаточно много, мы поговорим о двух самых главных: это информационная речь и агитационная речь. Есть и другие: например, речи воспитательные и речи развлекательные, но вам скорее всего пригодятся эти два. У информационной речи главная задача – поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься над ним, больше ничего. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию. Начинающие ораторы часто делают ошибку, смешивая агитационную речь с информационной.

Особенно важно представить себе то, что режиссер Станиславский называл «сверхзадачей выступления». То есть представить себе идеальный исход: чего вы хотели бы в идеале? Если вы будете иметь в виду сверхзадачу, то задачу уж точно выполните. Например, вы готовите дипломную работу, и ваша задача – защитить диплом. А какая может быть сверхзадача? Ну, например, получить рекомендацию в аспирантуру, а то и сделать такую работу, что кто-то из комиссии встанет и предложит вам присвоить сразу звание кандидата наук.

Дальше можно переходить к третьему этапу, а именно – к составлению предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого вы-ступления. Путать эти два плана – грубейшая ошибка. Рабочий план подчинен логике, он прямолинеен, в нем нет интриги, завязки, интересных деталей. А если в вашем выступлении нет ни интриги, ни завязки, ни деталей, то это, конечно же, слабое выступление, даже если информация для него подобрана замечательно. Итак, какие есть правила составления рабочего плана? Первое: рабочий план не должен ни в коем случае воспроизводить структуру какой-либо одной книги. Потому что в этом случае вы станете ее рабом, а ведь автор мог писать эту книжку совершенно для других целей, для другой аудитории. Ваша задача – использовать его мысли, а не подчиниться его логике, что нередко происходит с начинающими ораторами. Рабочий план должен содержать не более четырех вопросов, которые бы отсылали вас к различным типам источников. Например, вы берете тему «Современные полемики вокруг дарвинизма». Можно предложить три-четыре вопроса. Первый: «Основные положения самой теории Дарвина». Второй: «Споры вокруг теории Дарвина среди современников ученого». Третий: «Современные полемики с этой теорией». И, наконец, последний вопрос: «Может ли научная теория претендовать на опровержение учения о сотворении жизни божеством?». Заметьте: каждый из этих вопросов отсылает вас к различной литературе. Первый – к знаменитому дарвиновскому труду, второй – к его современникам, третий – к сегодняшним ученым, четвертый – к совершенно специфическим авторам, например, к философу Канту. В этом случае у вас получится действительно самостоятельное сочинение, а не рабский пересказ какого-то одного автора.

Следующий этап – сбор материала. Здесь тоже есть несколько секретов, которые могут значительно облегчить эту процедуру. Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала – это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому его нельзя оставлять на последние один-два дня. Если выступление предстоит через месяц, не думайте, что вы «убьете» в конце этого месяца два-три дня и подготовитесь. Конечно, при хорошей работоспособности и в особенности владея техниками быстрого чтения, за несколько дней можно прочесть огромный материал, но чего нельзя сделать за этот срок, даже приложив колоссальные усилия, так это выносить мысль. Как говорится, девять беременных женщин не смогут выносить ребенка за один месяц.

Старайтесь думать о своей теме везде, а не только тогда, когда вы садитесь за стол: в транспорте, на прогулке – где угодно. При этом очень полезно все приходящие вам в голову мысли обязательно записывать. «Мысль изреченная» – явление совершенно особое, и не случайно величайшие умы человечества, от Кратила и до Фуко, столько размышляли над фундаментальным различием между мыслью, еще находящейся в голове, и мыслью, оформленной в слова, легшей на бумагу. Запись мысли – это всегда качественное преобразование ее содержания. Поэтому, когда вы берете в руки карандаш и письменно фиксируете пришедшую в голову идею, вы сразу же убиваете множество зайцев. Во-первых, чтобы ее записать, вы должны ее четко сформулировать, что для действительно новых, оригинальных, еще только созревающих мыслей весьма немало. Во-вторых, пока вы не выплеснули ее на бумагу, вы никогда по-настоящему не сможете освободиться от нее, не сможете перейти к обдумыванию следующих пунктов выступления или вообще каких-то новых проблем. Наконец, в-третьих, записанная мысль может теперь стать достоянием другого человека.

Где именно записывать, каждый выбирает по вкусу, и во многом это зависит от организованности самого человека. Идеальный вариант – всегда при себе иметь набор заранее подписанных и рассортированных карточек, куда можно легко и быстро записать пришедшие вам в голову мысли по тем или иным темам. Если же вы человек несобранный и рассеянный, можно использовать любой подручный материал, например, обложки тетрадей. Главное, чтобы это не были отдельные листочки, которые быстро и легко могут затеряться. Ну а самый удобный вариант – конечно, компьютер. Я, например, завел у себя отдельный файл, который называется «Хлам», и всякий раз, когда в голову приходит перспективная мысль, я в этот файл ее заношу. И есть правило, что раз в две недели я этот «Хлам» должен просмотреть. Это очень удобный способ работы, тем более что обычно работаешь не над одной темой, а над тремя-четырьмя. Потом, когда вы приступаете уже к этапу компоновки материала, о котором мы дальше поговорим, вы обнаруживаете, что уже процентов на восемьдесят у вас выступление готово: вы уже и по этому поводу что-то написали, и по этому, и по тому... К иным выступлениям следует начинать подготовку не за месяц, а за год, а то и больше.

Следующий совет: на этапе сбора материала старайтесь обсуждать тему своего выступления со всеми, с кем только возможно. Пользу таких обсуждений невозможно переоценить. Во-первых, обсуждать то, что вам совершенно не интересно, вы в неформальной обстановке не сможете. С ситуациями, когда на трибуну выходит оратор и на протяжении десятка минут произносит скучную, ему самому безразличную речь, мы, к сожалению, сталкиваемся нередко. Но с друзьями и за чаем говорить о том, что абсолютно вас не трогает, невозможно. И если вы чувствуете, что не можете ни с кем тему своего выступления обсуждать, – значит, вы еще плохо с ней знакомы, ничего своего в ней не нашли. Во-вторых, если человек, с которым вы беседуете, не является компетентным в этой области, это не неудача, а просто находка для вас! Ведь он будет задавать вопросы о вещах, которые вам кажутся очевидными и необходимость пояснения которых вам вполне могла бы составить немалые трудности. Ну а если уж попадется человек осведомленный – не нужно и пояснять, как это будет для вас кстати.

 

Секреты общения

Если человек, который выступает перед аудиторией, вообще в жизни общаться не умеет, вряд ли у него получится хорошее общение и с аудиторией. Поэтому несколько советов о том, как быть приятным собеседником. Любой неопытный в общении, зажатый человек боится таких, например, ситуаций: встретишься с каким-нибудь знакомым в метро, и наступает длинное неловкое молчание, и что делать – совершенно неясно. А для современной молодежи эти проблемы особенно актуальны, ибо сегодня человек должен уметь активно вести себя не только в бытовых, но и в деловых контактах. Поэтому несколько слов о секретах общения.

Первый – это гениальная с моей точки зрения находка Дейла Карнеги: если вы хотите быть хорошим собеседником, вы должны прежде всего стать хорошим слушателем, поскольку для человека самое главное в беседе – чтобы его слушали. В своих книгах Карнеги рассказывает множество случаев, когда ему доводилось молчать целый вечер, а расставаясь, он узнавал, что произвел впечатление великолепного собеседника. Можно вспомнить известный анекдот о холостяке, который, чтобы было с кем дома поговорить, заводил себе попугаев. А они все попадались какие-то необучаемые. Но вот друзья подарили ему сову. Смотрят, а он после работы со всех ног домой мчится – сова, дескать, ждет. Неужто заговорила? Нет, не заговорила, но зато так слушает!

Итак, чтобы произвести впечатление хорошего собеседника, нужно обсуждать с человеком темы, на которые он готов говорить долго и с воодушевлением, получая от этого удовольствие. Единственное, про что не говорит Карнеги, это как выйти на такие темы. Нельзя же сразу подойти к человеку и сказать: «Давайте будем вести с вами разговор в русле ваших интересов». А дело все, оказывается, в характере вопросов, которые вы задаете собеседнику. Есть вопросы закрывающие, есть вопросы открывающие. Закрывающие вопросы – это те, на которые можно ответить односложно: да или нет. Ты был вчера дома? – Да. Сегодня понедельник? – Нет. Напротив, открывающие вопросы – это те, на которые да или нет ответить уже нельзя, и именно они позволяют не только начать, но и развить беседу. Открывающие вопросы могут быть стандартными, т.е. практически не зависящими от ситуации и собеседника, а могут возникать по ходу разговора, являясь, например, уточняющими. Вот вы встретились с однокурсником в метро: А на какой станции ты живешь? Или вы оба опаздываете: А почему ты сегодня опоздал? И так далее.

Нужен небольшой опыт, и тогда вам будет достаточно задать три-четыре открывающих вопроса – и вы выйдете на предмет интересов вашего собеседника. Но для этого необходимо тренироваться. Помню, как-то в период подобных тренировок у меня был забавный случай. Дело было в обеденный перерыв, и в очереди в институтскую столовую я оказался рядом с женщиной из соседнего отдела, мы с ней когда-то виделись, но не общались. В руках у нее была газета, относительно которой я и задал первый (сейчас уже не помню точно какой) открывающий вопрос. Уже после трех вопросов стало ясно, что она очень увлекается парапсихологией. Затем мы с ней сели за один столик. Весь обед она мне рассказывала про парапсихологию, я же только задавал уточняющие вопросы. Так вот, на следующий день она разыскала мою комнату и принесла мне толстую пачку журналов по парапсихологии как человеку, безумно ею увлекающемуся.

 

Но на этапе сбора материала нужно еще и работать с литературой. Важнейшее правило здесь такое: начинать надо с книг максимально общего плана. К сожалению, сегодняшние студенты да и вообще учащиеся, как правило, игнорируют справочную литературу. А между тем словари, энциклопедии дают общее представление о теме, и, более того, у вас тут же появляются вопросы, которые вы хотели бы уточнить. Вы начинаете ясно представлять себе, что вот это надо узнать подробнее, в этом разобраться и т.д. И тогда уже книги по теме вы читаете в так называемом активном режиме, т.е. не просто пассивно вбирая в себя материал, а уже зная, ответы на какие вопросы необходимо найти. Кроме того, если вы хорошо, грамотно составили рабочий план, то по одному из пунктов этого плана вам вполне может хватить энциклопедии.

 

Секреты конспектирования

Любая подготовка к выступлению связана с конспектированием. При этом надо иметь в виду, что конспектирование – это не просто выборочное, сокращенное изложение текста. Это изложение должно быть обязательно пропущено через собственное мышление. Поэтому основной принцип грамотного конспектирования – не записывать слово в слово, а фиксировать основные положения, причем сформулированные самостоятельно, на языке собственных мыслей. А чтобы облегчить себе эту работу, можно освоить определенные приемы, которые, будь то на лекции или же в библиотеке, позволяют значительно ускорить запись и освободить время для обдумывания материала. Например, метод, который был разработан знаменитым математиком Кантором, придумавшим кванторы. Получаются эти кванторы очень просто: берется, например, первая буква английского слова always и переворачивается на 180°. Получается квантор – любой. Или квантор $, сделанный из первой буквы слова exist – существовать. Эти кванторы – универсальные, а для себя можно создать свой определенный набор кванторов. Вообще студентам необходимо взять за правило: в начале любого курса, прослушав первые две-три лекции, определить наиболее распространенные в данной дисциплине термины и, создав для них кванторы, записать их на полях или обложке тетради.

Такого плана конспект, конечно, оказывается более эффективным, ибо у вас получается не столько запись текста, сколько запись своих мыслей с помощью знаков, которые у вас вызывают соответствующие ассоциации. Читая конспект, вы вспоминаете, воспроизводите основные положения, и в результате получается активная работа с материалом. Конечно же, конспект в таком случае превращается в нечто сугубо эгоистичное, никто, кроме вас, прочитать его не сможет, но как раз подобная «эксклюзивность» и является признаком настоящего конспекта.

После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой – тщательно продумать структуру, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Но этот этап настолько важный и многоплановый, что мы разберем его отдельно в одной из наших следующих бесед.

И, наконец, последний этап – подготовка к непосредственному изложению текста. Надо или не надо писать текст выступления целиком? Как быть с его заучиванием – не учить вообще, при выступлении рассчитывая на собственную живую речь, выучить лишь отдельные фрагменты или же, дабы обезопасить себя от связанных с волнением казусов, выучить текст наизусть? Самые разные специалисты по теории ораторского искусства сходятся в одном: чего не надо делать точно, так это целиком учить выступление наизусть. Конечно, в случае выученного текста может получиться очень хорошее и даже замечательное выступление. Но, во-первых, это требует немалых усилий при подготовке, во-вторых – неимоверного психологического напряжения при самом выступлении. А самое главное, заученное выступление будет успешным только в стерильной обстановке, малейшая неожиданность – кто-то из слушателей задает вопрос, начинает спорить – и вы сбились, не можете добавить от себя ни одной фразы, начинаете мучительно искать выскочившую из головы формулировку. Кроме того, когда вы выучили заранее выступление, его очень трудно сделать ярким, для этого надо быть актером высокого уровня. Мне приходилось наблюдать такие выступления: выходит дрожащий, побелевший докладчик на трибуну и, упершись взглядом в пол, начинает говорить фразами типа: «В последнее время значительно вырастает роль... Вместе с тем необходимо отметить...» – и т.д. Фразы искусственные, длинные, речь монотонная – жалкое зрелище, и слушать невозможно.

Но если выступление целиком учить наизусть не следует, то отдельные его фрагменты не просто можно, а даже нужно заучить. Прежде всего необходимо помнить наизусть начало и конец, причем желательно иметь в запасе несколько вариантов (но об этом позже) и не столько сами разделы речи, сколько переходы между ними. Ведь если вы готовы к выступлению, то сами мысли изложить сможете, а вот импровизация плавного перехода от одного его пункта к другому может оказаться проблемой.

Что касается написания текста, то здесь очень многое зависит от индивидуальности докладчика. Начинающему оратору написать целиком текст очень даже полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает уверенности. При этом удобно пользоваться маркерами, выделяя ими ключевые фразы разделов. И, уж конечно, никаких зачеркиваний, надписываний, ибо текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него вы должны тут же видеть интересующие вас фрагменты. Что касается ораторов более опытных, то они вполне могут ограничиться подготовкой развернутого плана-конспекта, содержащего, во-первых, основные положения выступления, во-вторых – подробно прописанные переходы между частями.

Если выступление предстоит важное, его желательно прорепетировать. Лучше всего, если у вас есть живой слушатель, в крайнем случае диктофон. Готовя выступление, нелишне подумать и о жестикуляции. Конечно, сегодня уже канули в лету времена, когда публичное выступление с необходимостью предполагало владение целой системой жестикулирования, обучение которой играло немалую роль в подготовке высококлассных ораторов. Здесь теоретики ораторского искусства единодушны: для современного слушателя важнее всего естественность оратора, и если его жесты выглядят вычурно и театрально, ничего, кроме негативного впечатления, он о себе не оставит. Однако при таком подходе появляется противоположная опасность – полная скованность выступающего, неизбежно передающаяся слушателям напряженность каждого мускула, неестественная зажатость жестов и т.д. Именно поэтому начинающим ораторам, в особенности при подготовке агитационных речей (о специфике которых речь у нас пойдет в следующих беседах), по крайней мере полезно задуматься над жестикуляцией в наиболее важных пунктах выступления: в какой момент поднять палец вверх, в какой момент сделать широкий жест и т.д. И здесь необходимо помнить несложное правило: на любую аудиторию благоприятное впечатление производят широкие жесты, подчеркивающие вашу уверенность в себе и доброжелательность.

Подводя к концу разговор о подготовке выступления, еще раз обратим внимание на самое главное: успех выступления во многом зависит от вашего собственного отношения и интереса к теме. Опыт показывает, что самое замечательное прочтение лекции – это, как правило, первое ее прочтение, в особенности по материалу, в котором лектор сам недавно разобрался. Поэтому бывает так, что к молодому преподавателю, который только начал работать, после занятий студенты подходят и говорят: «А когда вы у нас следующую лекцию читать будете, а то у нас академик Сидоров читает, мы все спим у него». Это неудивительно: академик Сидоров в том, о чем он читает, сам разобрался лет тридцать тому назад, и ему это неинтересно совершенно. А молодой преподаватель работает по принципу знаменитой шутки: объяснял-объяснял, даже сам все понял. Вот это-то сам все понял и определяет успех выступления, когда вы еще недавно в этом разобрались, еще в восторге от новизны и заражаете своим восторгом слушателей.

Если же приходится говорить на давно известную тему, то хороший оратор обязательно каждый раз будет в нее вносить что-то новое. И опять-таки не столько для других, сколько для себя – чтобы «глаз горел». Я вспоминаю свой разговор с одним из мэтров отечественной философии. Человеку 65 лет, всю свою жизнь он был философом, и вдруг я слышу, что сегодня ему пораньше надо домой, потому что завтра у него лекция по Канту. «Неужто нужно готовиться?». «Ну, конечно, сидеть ночь над конспектом лекции я не собираюсь, но надо обязательно полистать Канта, войти в его стиль, на что-то посмотреть глазами сегодняшнего дня». И он прав. Когда вы, готовясь к очередному выступлению, снова листаете тексты, то обязательно находите в них что-то новое, если это, конечно, серьезные тексты. То новое, что вас сегодня заинтересовало, сделает ваше выступление живым.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru