Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/1999

Еще раз о твердом знаке и иже с ним

С удовольствием прочла заметку в № 31 и продолжаю тему, обратившись к событию более чем сорокалетней давности. Могла бы начать с того, что однажды на концерте в Большом зале консерватории с удивлением обнаружила, взглянув на портреты композиторов, но лучше приведу цитату из книги известного москвоведа: «В 1953 году изображения Мендельсона и Глюка были заменены портретами Римского-Корсакова и Шопена работы художника М.А.  Суздальцева, а изображения Гайдна и Генделя – портретами Даргомыжского и Мусорг-ского работы Н.П.  Мещанинова. Оба советских живописца старались выполнить свои работы так, чтобы по манере письма они не отличались от портретов кисти Бодаревского». (Ю.А.  Федосюк. Улица Герцена, 13. М., 1988. С. 49)

Н.К.  Бодаревский – автор 14 портретов композиторов, которыми был украшен зал при его открытии в 1901 г. (кроме упомянутых – Баха, Бетховена, Бородина, Вагнера, Глинки, Моцарта, А.Рубинштейна, Чайковского, Шуберта, Шумана).

А как нужно было поступить с подписями под портретами в случаях различий между старой и новой орфографией? Очевидно, если уж заботились о воспроизведении старой манеры письма в подписях, то куда проще было решить «орфографическую проблему», написав все фамилии по старой орфографии.

А решили эту проблему... более чем своеобразно. Вот как выглядят подписи:

Даргомыжский, Мусоргский,

Римский-Корсаковъ, Шопенъ

Последняя не вызывает удивления (и даже трудно поверить, что этот портрет появился лишь в 1953 году!). Первая и вторая могут удивить внимательного человека, если он сравнит ее с подписью Чайковскiй. Но что сказать о написании Римский-Корсаковъ? Автор, скрывшийся за инициалами К.Л., возмущен вывеской «Московский банкъ», но оказывается, такое же варварское соединение старой и новой орфографии больше сорока лет «украшает» прославленный концертный зал! В 1984  г. я написала об этом директору Большого зала, но ответа не получила. Никогда не поздно сделать еще одну попытку устранить нелепость. Может быть, удастся добиться этого к 50-летнему «юбилею» замены портретов? Только к кому обратиться?

Н.Е.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru