Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/1999

Андрей Нарушевич,
Таганрогский муниципальный
общеобразовательный лицей при ТРТУ

Вернемся к лексикологии и фразеологии

Основные лексические категории и оппозиции, а также основы фразеологии изучаются в курсе русского языка в 5–6-х классах, затем в центре внимания находятся грамматические явления. Однако привлечение материала лексикологии и фразеологии на занятиях по морфологии и синтаксису, на уроках развития речи остается важнейшим средством обогащения лексического запаса школьников, повышения культуры речи и лингвистической компетенции. Предлагаю вниманию коллег задания по лексикологии и фразеологии, которые помогут разнообразить работу на уроке и углубить знания учащихся о лексико-фразеологической системе русского языка.

· Могут ли синонимы в предложении соединяться союзом а? Если это возможно, приведите примеры. Объясните функцию синонимов.

Они не бежали, а летели домой. Это была не улыбка, а улыбочка. В подобных примерах основная функция синонимов – уточнение значения слова. В зависимости от типа синонимов могут выполняться и другие функции: усиление признака, выражение эмоциональной оценки и т.д.

· Однажды Толковый словарь обнаружил, что у него похищено несколько слов. Перед вами «лексические приметы» пропавших. Назовите эти слова.

1. В одном значении синоним слова изъян, в другом – синоним слова дефицит.

2. Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначающего большое количество.

3. В одном значении синоним слова уникальный, в другом – антоним слова густой.

4. В одном значении антоним слова тесный, в другом – синоним слова размашистый.

5. Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

6. Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

7. Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.

8. Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.

9. Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.

(1. Недостаток. 2. Тьма. 3. Редкий. 4. Широкий. 5. Ласка. 6. Наречие. 7. Бор. 8. Рукав. 9. Ствол.)

· Исключите «лишнее» слово.

1. Надоедливый, назойливый, навязчивый, дотошный, неотвязный, докучный.

2. Огорчиться, заплакать, расплакаться, разреветься, возрыдать.

3. Затруднение, трудность, осложнение, заминка, загвоздка.

4. Поразить, победить, потрясти, ошеломить, огорошить, ошарашить.

5. Сказать, произнести, засвидетельствовать, вымолвить, изречь.

(1. Дотошный. 2. Огорчиться. 3. Заминка. 4. Победить. 5.  Засвидетельствовать.)

· Слова ревнивец и ревнитель – синонимы?

(Нет. Ревнивец ревнивый человек. Ревнитель – тот, кто всеми силами стремится принести пользу в каком-либо деле.)

· Объясните различие в лексических значениях слов зачинщик и зачинатель.

(В отличие от слова зачинатель, которое обозначает основоположника какого-либо положительного начинания, слово зачинщик называет человека, начинающего неблаговидное действие: зачинатель традиции – зачинщик ссоры.)

· Найдите устаревшие слова, укажите их лексические значения. Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов.

1. Я, детушки, не чван! Вы знатности моей

Не трусьте.

(В.Жуковский)

2. Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать именно меня конфидентом ваших тайн.

(Ф.Достоевский)

3. И шли года... Гулял в степях

Лишь буйный ветер на просторе...

Но вот скончался Мономах,

И по Руси – туга и горе.

(А.Майков)

(В современном русском языке у этих устаревших слов есть собратья – однокоренные слова с близкими лексическими значениями.

Чван – заносчивый человек (чванство, чванливый).

Конфидент – тот, кому доверяют тайны (конфиденциальный).

Туга – горе, печаль (тужить).

· Исправьте ошибки.

Когда обман раскрылся, я зарекся не врать.

(Глагол зарекаться означает «давать себе обещание не делать чего-либо», поэтому правильно: ...зарекся врать.)

Встревоженные жены всю ночь поджидали своих суженых.

(Слово суженый ошибочно употреблено в значении ‘муж’.)

Спешно были заказаны и пошиты костюмы для торжественной церемонии.

(В значении ‘изготовить шитьем’ глагол пошить является просторечным. Правильно: были... сшиты.)

Не следует относиться к этому человеку серьезно: он факир на час.

(Правильно: калиф на час; калиф – лицо, наделенное властью на короткое время.)

· Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами:

1. Лат. occupo – занимать, захватывать.

2. Лат. humanus человечный.

3. Итал. fresco – свежий.

4. Лат. disputere – разбирать, спорить.

5. Лат. letum – смерть.

6. Лат. fixus – твердый, неподвижный.

7. Франц. banal – обыкновенный.

8. Франц. isoler – отделить, обособить.

9. Лат. accentus – ударение.

10. Англ. bluff – обман.

(Оккупант, оккупировать, оккупация; гуманный, гуманность, гуманизм; фреска (роспись по сырой штукатурке); диспут, диспутировать; летальный (исход); фиксировать, фиксаж, фиксатуар; банальный, банальность; изолировать, изоляция; акцент, акцентировать, акцентуация; блеф, блефовать.)

· Расскажите о происхождении слова ошеломить.

(Глагол ошеломить (очень удивить) этимологически связан с существительным шелом (шлем) и первоначально означал ‘ударить в бою по шелому (шлему)’, ‘сильным ударом лишить сознания’, позднее – ‘привести в замешательство, сильно удивить’.)

· Найдите пропущенные слова.

1. Чашка, посуда, тарелка; ситец, ?, шелк; стол , мебель, диван.

2. Горячий, теплый, холодный; огромный, большой, крохотный; ?, полный, худой.

3. Зеленый, ?; красный, малиновый; синий, ?; желтый, лимонный.

4. Копать, резать, лопата, ножницы; фотографировать, шить, ? , игла.

5. Растение, оружие, лук; животное, нежность, ласка; сушка, руль, ? .

(1. Ткань. 2. Толстый. 3. Салатный, васильковый. 4. Фотоаппарат. 5. Баранка.)

· Существует утверждение, будто в русском языке есть лишь три слова, оканчивающихся на -со: мясо, просо и колесо. Какой словарь поможет быстро проверить правильность этого утверждения?

(Обратный словарь русского языка.)

· Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую стороны от знака равенства получилось одинаковое соотношение.

1. Палец – перст = Лоб – ?

2. Живой – мертвый = Восторгаться – ?

3. Брег – берег = Прах – ?

4. Вседневно – всегда = Зело – ?

5. Закат – рассвет = Добродетель – ?

6. Молодой – старый = Эгоист – ?

7. Обоняние – обаяние = Дипломат – ?

8. Биться – хрупкий = Пачкаться – ?

9. Засучив рукава – спустя рукава = Заваривать кашу – ?

(1. Чело. 2. Негодовать. 3. Порох. 4. Очень. 5. Порок. 6.  Альтруист. 7. Дипломант. 8. Маркий. 9. Расхлебывать кашу.)

· Перед вами «перевертыши» – устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.

Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать своей глупостью, прийти из бытия, ночи бессчетны, взять начала.

(Старая истина, войти во вкус, жить чужим умом, уйти в небытие, дни сочтены, отдать концы.)

· Приведите примеры фразеологических оборотов, пришедших в литературный язык:

1) из речи музыкантов и артистов;

2) из речи моряков;

3) из речи столяров;

4) из речи рыбаков, охотников.

1) играть первую скрипку, сойти со сцены, попасть в тон; 2)  сесть на мель, плыть по течению, отдать концы, брать на буксир, всплыть на поверхность, выбросить за борт; 3) ни сучка ни задоринки, снять стружку, разделать под орех; 4) клюнуть на крючок, сматывать удочки, лезть на рожон, холостой выстрел.)

· Какие устойчивые выражения русского языка соответствуют приведенным иноязычным фразеологизмам?

1. His heart sank into boots (англ., буквальный перевод: его сердце упало в его ботинки).

2. Jak koziol w studnie (польск., буквально: как козел в колодец).

3. Eile mit Weile (нем., буквально: спеши с медленностью).

(Душа ушла в пятки, как кур в ощип, тише едешь – дальше будешь.)

· Раньше прибором для измерения времени служили водяные часы: время определялось количеством воды, вытекающей из сосуда. Какие фразеологизмы отразили этот способ измерения времени?

(Сколько воды утекло, время истекло.)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru