Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/1999

Л.И.  ЗУБОВА,
Мулянская средняя школа,
Пермская обл.

ВСТРЕЧА С НАРЕЧИЕМ

Тема урока: «Наречие как часть речи».

Цель урока:

1) подвести учащихся к определению наречия, его морфологических признаков и синтаксической функции через выяснение роли наречий в художественном тексте;

2) рассмотреть, как понимать термин наречие в русском языке;

3) проанализировать семантику наречий и выявить основные способы образования наречий в языке.

Оборудование урока:

1) портрет Н.А.  Заболоцкого;

2) опорная таблица «Разряды наречий».

 

Ход урока

I. Вступительная часть

Тема урока пока не объявляется. Откройте ее сами.

«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово...» – эти слова поэта Н.А.  Заболоцкого будут эпиграфом нашего урока. Он еще говорил: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать».

Прочитаем стихотворение Н.А.   Заболоцкого «Ласточка».

Славно ласточка щебечет,
Ловко крыльями стрижет,
Всем ветрам она перечит,
Но и силы бережет.
Реет верхом, реет низом,
Догоняет комара
И в избушке под карнизом
Отдыхает до утра.

Удивлен ее повадкой,
Устремляюсь я в зенит,
И душа моя касаткой
В отдаленный край летит.
Реет, плачет, словно птица,
В заколдованном краю,
Слабым клювиком стучится
В душу бедную твою.

Но душа твоя угасла,
На дверях висит замок.
Догорело в лампе масло,
И не светит фитилек.
Горько ласточка рыдает
И не знает, как помочь,
И с кладбища улетает
В заколдованную ночь.

Задание: подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, определите его основную тональность.

Как следует читать каждую строфу этого стихотворения?

(На доске записываются в колонку слова, обозначающие признак действия, – читать.)

1-ю строфу: живо, энергично, радостно;

2-ю строфу: динамично, эмоционально;

3-ю строфу: грустно, печально, медленно.

 

«Лингвистический микроскоп»

1. Какая строфа является самой экспрессивной, динамичной? Какие языковые средства способствуют этому? (1-я строфа. В ней очень много глаголов.)

2. Какие слова употреблены в переносном значении?

3. Найдите сравнения во 2-й и 3-й строфах.

 

II. Открытие темы

Обратите внимание на словосочетания, состоящие из глагола и другого слова, которое определяет характер действия, выраженного глаголом. Назовите такие словосочетания в стихотворении «Ласточка».

(Славно щебечет, ловко крыльями стрижет, реет верхом, реет низом, горько рыдает.)

Как называются слова, характеризующие действие? (Наречия.)

Это тема нашего урока.

Попытаемся дать определение наречия.

Сравним то, что у нас получилось, с выводом в учебнике. отметим, что мы упустили; важно ли это?

 

III. Закрепление теоретического материала

1. Запишите первую строфу стихотворения (теперь текст предлагается с пропущенными орфограммами), подчеркните наречия как члены предложения, сделайте вывод о синтаксической роли наречий.

2. Определите морфологические признаки наречий.

Ученики отметят основной морфологический признак – неизменяемость.

3. Как образуются наречия, встретившиеся вам в тексте стихотворения?

Наблюдение и вывод ученики сделают самостоятельно.

славно – славный От основы качественного

ловко – ловкий прилагательного + -о(-е)

горько – горький

верхом – верх От основы имени

низом – низ существительного + -ом

 

IV. Из истории языка. Как понимать слово наречие? (Проверка домашнего задания.)

Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И.  Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи.

Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие. Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.

 

V. Знакомство с лингвистическим текстом о наречии А.М.  Пешковского. (Текст раздается каждому ученику.)

Если мы вдумается в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал...

Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем.

...в связной речи наречие... употребляется только при глаголе и прилагательном. (Пешковский  А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938)

Чем отличаются наречия от прилагательных? Сделайте вывод и проиллюстрируйте его примерами из стихотворения Н.А.  Заболоцкого.

Вывод можно оформить в виде сравнительной таблицы:

 

VI. Сравнительная форма наречий. Углубление темы

Учитель. Если наречие обозначает признак действия или признак признака, то логично предположить, что этот признак проявляется в большей или меньшей степени. Значит, у наречий, как и у прилагательных, есть степени сравнения (сравнительная и превосходная).

Лингвистическая задача. Даны два предложения, сравните их, укажите наречие в сравнительной степени и прилагательное в сравнительной степени, докажите правильность вашего вывода.

1. Наречия помогают точнее описывать действия, поведение, поступки.

2. Речь выступающего постепенно становилась точнее, выразительнее.

1. В обоих предложениях слово точнее относится к глаголам.

2. Попробуем поставить вопрос от глагола к наречию.

помогают описывать (как?) точнее;

речь становилась (какой?) точнее, выразительнее (ср.: точной, выразительной).

3. Выясняем синтаксическую функцию слова точнее. Каким членом предложения оно является? В 1-м предложении – обстоятельством, во 2-м – именной частью составного именного сказуемого (становилась точнее, выразительнее).

Вывод. Чтобы отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного, нужно выяснить синтаксические связи.

О том, как образуются степени сравнения наречий, учащиеся узнают, поработав с учебником.

В тетрадях они самостоятельно начертят опорную таблицу приблизительно такого вида:

Как образуются степени сравнения наречий

 Затем ученики иллюстрируют получившуюся таблицу собственными примерами.

Для закрепления этой темы можно использовать задание, предложенное Пахновой   Т.М. в газете «Русский язык» № 6/97.

Запишите стихотворение А.С.   Пушкина, которое было написано в Михайловском в 1825  г. Подчеркните грамматические основы предложений, определите, какой частью речи является слово живее во 2-м, 3-м предложениях.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

VII. Заключительный этап урока

Самое трудное задание – классификация наречий.

Наречий в языке много, они распределяются по группам (разрядам) в зависимости от значения. Вопрос помогает определить разряд наречия.

Задание: приведите примеры и дайте названия группам наречий, учитывая значение и вопрос (см. опорную таблицу «Разряды наречий»).

 

VIII. Домашнее задание (на выбор)

1. Прочитайте рассказ Ф.Искандера «Ласточкино гнездо», выпишите наречия со словами, к которым они относятся, определите значение наречий.

2. Прочитайте стихотворение; напишите сочинение о ласточке, используя как можно больше наречий.

Любовно, по своим законам,
Арбузик – кругленькую хатку –
Слепила под моим балконом
Трудолюбивая касатка.
Она часами ловит мошек,
Чертя узор по небосводу:
Кормить спешит голодных крошек
А нам – предсказывать погоду.

3. Напишите сочинение-миниатюру «Что я чувствую, читая стихотворение “Ласточка”».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru