Л.И. ЗУБОВА, ВСТРЕЧА С НАРЕЧИЕМ Тема урока: «Наречие как часть речи». Цель урока:
Оборудование урока:
Ход урока I. Вступительная часть Тема урока пока не объявляется. Откройте ее сами.
Прочитаем стихотворение Н.А. Заболоцкого «Ласточка».
Задание: подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, определите его основную тональность. – Как следует читать каждую строфу этого стихотворения? (На доске записываются в колонку слова, обозначающие признак действия, – читать.)
«Лингвистический микроскоп»
II. Открытие темы Обратите внимание на словосочетания, состоящие из глагола и другого слова, которое определяет характер действия, выраженного глаголом. Назовите такие словосочетания в стихотворении «Ласточка». (Славно щебечет, ловко крыльями стрижет, реет верхом, реет низом, горько рыдает.) Как называются слова, характеризующие действие? (Наречия.) Это тема нашего урока. Попытаемся дать определение наречия. Сравним то, что у нас получилось, с выводом в учебнике. отметим, что мы упустили; важно ли это?
III. Закрепление теоретического материала 1. Запишите первую строфу стихотворения (теперь текст предлагается с пропущенными орфограммами), подчеркните наречия как члены предложения, сделайте вывод о синтаксической роли наречий. 2. Определите морфологические признаки наречий. Ученики отметят основной морфологический признак – неизменяемость. 3. Как образуются наречия, встретившиеся вам в тексте стихотворения? Наблюдение и вывод ученики сделают самостоятельно.
IV. Из истории языка. Как понимать слово наречие? (Проверка домашнего задания.) Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие. Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.
V. Знакомство с лингвистическим текстом о наречии А.М. Пешковского. (Текст раздается каждому ученику.) Если мы вдумается в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал... Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем. ...в связной речи наречие... употребляется только при глаголе и прилагательном. (Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938) Чем отличаются наречия от прилагательных? Сделайте вывод и проиллюстрируйте его примерами из стихотворения Н.А. Заболоцкого. Вывод можно оформить в виде сравнительной таблицы:
VI. Сравнительная форма наречий. Углубление темы Учитель. Если наречие обозначает признак действия или признак признака, то логично предположить, что этот признак проявляется в большей или меньшей степени. Значит, у наречий, как и у прилагательных, есть степени сравнения (сравнительная и превосходная). Лингвистическая задача. Даны два предложения, сравните их, укажите наречие в сравнительной степени и прилагательное в сравнительной степени, докажите правильность вашего вывода.
1. В обоих предложениях слово точнее относится к глаголам. 2. Попробуем поставить вопрос от глагола к наречию.
3. Выясняем синтаксическую функцию слова точнее. Каким членом предложения оно является? В 1-м предложении – обстоятельством, во 2-м – именной частью составного именного сказуемого (становилась точнее, выразительнее). Вывод. Чтобы отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного, нужно выяснить синтаксические связи. О том, как образуются степени сравнения наречий, учащиеся узнают, поработав с учебником. В тетрадях они самостоятельно начертят опорную таблицу приблизительно такого вида: Как образуются степени сравнения наречий Затем ученики иллюстрируют получившуюся таблицу собственными примерами. Для закрепления этой темы можно использовать задание, предложенное Пахновой Т.М. в газете «Русский язык» № 6/97. Запишите стихотворение А.С. Пушкина, которое было написано в Михайловском в 1825 г. Подчеркните грамматические основы предложений, определите, какой частью речи является слово живее во 2-м, 3-м предложениях.
VII. Заключительный этап урока Самое трудное задание – классификация наречий. Наречий в языке много, они распределяются по группам (разрядам) в зависимости от значения. Вопрос помогает определить разряд наречия. Задание: приведите примеры и дайте названия группам наречий, учитывая значение и вопрос (см. опорную таблицу «Разряды наречий»).
VIII. Домашнее задание (на выбор) 1. Прочитайте рассказ Ф.Искандера «Ласточкино гнездо», выпишите наречия со словами, к которым они относятся, определите значение наречий. 2. Прочитайте стихотворение; напишите сочинение о ласточке, используя как можно больше наречий.
3. Напишите сочинение-миниатюру «Что я чувствую, читая стихотворение “Ласточка”». |