И.Р. Калмыкова, Занимательные
упражнения и игры к разделу
Тема «Гласные и согласные звуки» Кто главнее? Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные? Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?
Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете? (Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)
Отгадай мультфильмы Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы
Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?
Сказка «Кому живется лучше?» Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились. – Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто? – А я гласный. Как ты поживаешь? Согласный отвечает: – Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты? Гласный восклицает: – Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне! Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное? Согласный с унынием в голосе отвечает: – Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты? Гласный восторженно: – Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так: – Я и песня нерасторжимы. Согласный: – Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен! Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
Фонетический творческий диктант Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова. 1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... . 2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ... . 3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .
Игра «Теремок» Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий». Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.
Тема «Звонкие и глухие согласные» Проведем опыт Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных: 1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит; 2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть. Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось? Объясните суть этих приемов. (Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло. Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)
Чья команда победит? Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.
Игра «Эхо» Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп. (Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.)
Пароль Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры. (Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить.)
Странное письмо Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.
Звуки и смысл Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова. Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:
Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки. Во втором стихотворении автор описывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление глухих согласных как никогда уместно.
Ж или Ш Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор. З или С Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Кто больше? Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель. Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.
ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания» Альпинисты Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила. Старуха Шапокляк Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами. Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!
Помоги Незнайке Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!
Емеля-дурачок держит экзамен Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.
Буратино пишет диктант Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.
Олимпийские игры Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!
Вставь буквы Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.
|