Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/1999

Е.В.  Какорина

Язык средств массовой коммуникации

Социологи, психологи, лингвисты отмечают, что современный человек живет в «потоке» информации.

Средства массовой коммуникации – газета, телевидение, радио – не только информируют нас о новых событиях (что происходит в мире?), но и оказывают влияние на наши поступки (кого избрать президентом страны?), формируют наше представление о литературном языке (как надо говорить?).

Язык массовой коммуникации – это не особый язык, а особая сфера употребления литературного языка.

В истории изучения языка газеты и других средств массовой коммуникации лингвисты постепенно переходили от вопроса о том, из чего состоит язык газеты (научная, официально-деловая, художественная, разговорная речь), к вопросу о том, как действует язык.

В зависимости от целей и условий речевого общения принято выделять различные типы коммуникации.

Если общаются друзья, члены семьи, начальник и подчиненный, просто незнакомые люди на улице, говорят о межличностной коммуникации. Ее участниками являются два лица или несколько лиц.

Друзья разговаривают в дружеской, неофициальной обстановке, а отношения начальника и подчиненного более строгие, это коммуникация официальная.

Массовая коммуникация – тоже официальная, и адресована она неопределенному множеству людей. Рассмотрим схему:

журналист – газета
радио
ТВ –
читатель
слушатель
зритель

Первый участник коммуникации – журналист. Но он не сам выбирает тему разговора, не один придумывает текст. Как правило, это делает целый коллектив авторов. Журналист выступает от лица газеты, радио- или телепрограммы. Его задача – передавать сведения о достоверных фактах и официально оценивать их.

Каналом связи, обеспечивающим контакт журналиста с читателем, слушателем или зрителем, служит газета, радио- или телепрограмма. При этом участники, или партнеры коммуникации, разделены во времени и в пространстве. Журналист не видит своих читателей, он с ними даже не знаком.

Адресатом, или вторым участником речевого общения, может быть и отдельный человек, и группа людей (например, дошкольники и младшие школьники в программе «Спокойной ночи, малыши!»), и общество в целом.

Какова же основная цель речевого общения в средствах массовой коммуникации (МК)? Ведь общаются совершенно незнакомые люди, при этом они даже не видят друг друга. Что заставляет их вступать в речевой контакт?

Потребность в новых знаниях о мире, о том, что интересного произошло сегодня и вчера, – потребность в новой информации существует у каждого из нас.

Какую же именно информацию передают средства МК?

Продавец и покупатель в магазине, учитель и ученик в школе тоже обмениваются информацией. Однако мы знаем, что в этих сферах общения возникает совершенно другое речевое общение.

Предположим, что диктор сообщает с экрана: «Сегодня Саша Морковкин принес в класс кошку!». «Ерунда какая-то!» – скажете вы.

Однако представим ситуацию: нашу планету постигло экологическое бедствие, и на всей земле исчезли любимые нами животные. В этом случае сообщение диктора о кошке становится сенсацией, новой, социально значимой и общеинтересной информацией. Такая информация, важная для всего общества, и передается в средствах МК.

Итак, одна цель речевого общения – сообщать/узнавать о новых фактах и событиях. Но ТВ и газеты созданы не только для этого. Они всегда стремятся влиять на деятельность людей, изменять их поступки и отношение к миру. Это другая цель, или функция, языка средств МК – функция воздействия.

Искусством воздействия на собеседника в совершенстве владели некоторые наши предки – политики. Конечно, средства массовой информации были другие. Например, искусно сочинял указы Борис Годунов. Главная цель – оказывать влияние на мнение современников – достигалась, например, так:

«Всякий раз, когда надобно было объявить кому-нибудь прощение и милость царя, в указе писали: “Государь прощает для ближнего своего приятеля, слуги и конюшего боярина Бориса Федоровича”. Если же кого осуждали на казнь, то в указе не было имени Годунова, но писали: “Приговорили бояре, князь Федор Иванович Мстиславский с товарищами”. По этой хитрости можно судить и о всех других, какие употреблял Борис (Годунов), чтобы вкрасться в любовь ко всем русским».

И сегодня в средствах МК часто используется этот прием, когда с именем одного политика связывают хорошее или плохое действие (например, начало перестройки и распад СССР – с личными действиями Горбачева). Причины же таких сложных процессов обычно гораздо более глубоки.

Примеры из далекого прошлого и современности помогают понять, что информирование всегда подчинено воздействию, стремлению убедить в чем-либо своего собеседника. Значит ли это, что журналисты искажают факты?

Простые примеры помогут ответить на этот непростой вопрос. Сравним две информации об антиправительственном выступлении:

В демонстрации приняли участие четверть миллиона человек.

В демонстрации приняли участие 250 тысяч человек.

Журналист – сторонник оппозиции – говорит о миллионе участников (стараясь приумножить их число), журналист – сторонник правительства – только о 250 тысячах (стараясь приуменьшить их число). Фактически цифры равны, однако мы вправе задать вопрос: что больше? Математическое равенство отступает и перед зрительными особенностями восприятия чисел. Поэтому

1/4 1 000 000 больше 250 тысяч.

Такой способ подачи фактов называют косвенным речевым воздействием. Он позволяет, не искажая фактов, по-разному оценивать их, вызывать у читателя противоположное отношение к одному и тому же событию.

Пример: косвенные выражения: договорные цены, свободные цены, отпустить цены, либерализация цен. Прямой смысл: повысить цены.

Косвенное речевое воздействие, по свидетельству лингвистов, оказывается наиболее действенным, так как читателю надо еще «открыть» и осознать скрытые смыслы того, что сказано.

Для прессы периода существования СССР было характерно прямое речевое воздействие. Вспомним, например, лозунги и призывы: Даешь Кузбасс!, Советские геологи! Быстрее открывайте несметные богатства нашей Родины! – и т.д. В современной газете такой способ речевого общения отступает на второй план или исчезает. Читатель становится более эрудированным и критичным.

Изменение политической ситуации позволило журналистам заговорить на новом языке: более свободном, раскованном. Пресса стала более независимой и интересной. Однако есть и постоянные особенности газетного языка. Одна из них – это языковые стереотипы.

Язык средств МК не может обходиться без стереотипов: устойчивых слов и выражений, известных всему языковому коллективу: политическая система, экономический уклад, рынок компьютерных игр. Из таких слов и выражений, как из готовых кирпичиков, строится новый текст. Создаются они не только для «удобства» журналистов. Такие выражения, знакомые каждому из нас, служат средством, облегчающим общение, объединяющим множество разных по возрасту, образованию, профессии людей. Ведь участники массовой коммуникации разделены временем и пространством: не общаются лично, не могут что-либо переспросить или уточнить друг у друга.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru