С.ВОЛКОВ Расскажем сказку малышам Жили-были на свете муж и жена... Жили-были – волшебные слова, ключик от сказки, ожидание чуда. Жили-были – это значит очень-очень давно жили, неведомо когда и где. Жили-были – и сразу понятно, что тогда и там происходило самое невероятное, что сейчас и здесь уже – увы или к счастью – произойти не может никак. Впрочем, пока все обычно: есть у этих мужа и жены дочка и сынок. Дочку зовут Аленушка, а братец ее – Иванушка – тоже не бог весть какие чудеса. Жили все они не тужили, но вот пришла пора родителям уехать ненадолго из дома. Ничего особенного: кому же не нужно на базар, в город хоть изредка заглянуть! Само собой разумеется, что Аленушка как старшая сестра присмотрит за своим братом Иванушкой, а за это обещают родители привезти ей гостинца. Вот тут-то и кончается мнимое благополучие и обычность сказки. Герой ее остается один, он лишен привычной защиты (в нашем случае – родительской), он очень уязвим. Уязвим для кого? Для темной, злой силы, которая притаилась где-то совсем рядом, за незримой и могущей внезапно нарушиться границей – в потустороннем мире. Ничего этого не знают наши герои – малы они еще очень. Не ведают, что теперь от их поведения, от соблюдения ими наставлений взрослых зависит не только их будущая судьба, но и судьба всего рода. Не предполагают, что уже началось их испытание, а значит, и взросление. С легкостью, бездумно нарушает Аленушка наказ родителей и оставляет Иванушку без присмотра. А когда прибегает домой, наигравшись с подружками, то видит вдалеке гусей-лебедей, уносящих с собой братца в темный лес. Интересно: а если бы Аленушка не ушла играть и все время провела бы с Иванушкой – прилетели бы тогда гуси-лебеди? Думаю, что нет. И не потому, что испугались бы маленькой в общем-то девочки – ведь Аленушке очень скоро придется прибегать к заступничеству чудесных помощников, чтобы спрятаться от птиц, – а потому, что герой, ведущий себя правильно, выполняющий обещания, обладающий чувством ответственности за свои поступки, для злой силы (а гуси-лебеди – именно ее посланцы) неуязвим. Но дело сделано. Вернее, как раз не сделано, слово не сдержано, наказ не выполнен – и приходится Аленушке пускаться в тяжелый путь за гусями-лебедями. Пока она идет, подумаем, что это за птицы такие странные – и гуси, и лебеди одновременно? Они серые или белые? А может быть, черные, как принято у слуг темной силы? Загадок здесь много; ясно одно: это очень сильные противники героя. Ведь гусь не просто птица, а птица водоплавающая, то есть в восприятии наших далеких предков, сложивших когда-то эту сказку, существо, связанное и с небом, и с загробным миром, путь в который так или иначе лежал через воду. Сможет ли маленькая девочка что-то сделать с такими сильными противниками? Одна – нет, но мир не без добрых людей, а в сказке еще и не без добрых вещей. И такие вещи, чудесные предметы, попадаются Аленушке на ее пути в потусторонний мир. Они могут помочь – но тоже при выполнении героем определенных условий. Печь просит Аленушку отведать ее ржаного пирожка, яблонька – собрать с ее веток яблоки, речка – поесть ее чудесного киселька с молоком. Согласится ли Аленушка задержаться и исполнить все эти просьбы? Разглядит ли в них опять испытание – на способность подчиняться чему-то более мудрому, дальновидному, на умение накапливать свой собственный опыт? В одних вариантах сказки – да, в других – нет. Правильное поведение героя приведет к цели – она найдет избушку Бабы-Яги, хозяйки гусей-лебедей. Неправильное, впрочем, тоже приведет – но не обеспечит при этом защиту в будущем. Избушка Бабы-Яги стоит посреди дремучего леса. Темный, глухой лес всегда осмыслялся нашими предками как чужой, потусторонний мир, как царство смерти. Баба-Яга – его хозяйка. В разных сказках Баба-Яга разная. В одних – и в нашей тоже – она похищает детей, пытается их изжарить, так или иначе вредит герою; она зла и страшна. В других – она помогает герою, наделяет его волшебными предметами, которые позволят ему перемещаться в потустороннем мире и выиграть борьбу, например, с Кощеем. Впрочем, нашей Аленушке некогда размышлять обо всем этом – подхватив братца, сидевшего у окна избушки, пускается она в обратный путь, пока не прилетела Баба-Яга, пока не обнаружили пропажу гуси-лебеди. Произойдет это, конечно, очень скоро. И будет погоня. И выиграет в этой погоне Аленушка, понявшая наконец, на своем собственном опыте убедившаяся, что в мире – даже и потустороннем – есть добро и нужно только уметь его различить, что жизнь человека покоится на каких-то выработанных и проверенных многими поколениями вполне разумных правилах, которым необходимо учиться следовать. А учителями Аленушкиными – да и Иванушкиными тоже: ведь после этой экскурсии к Бабе-Яге и он не может не измениться – станут и чудесная речка, символ богатства и плодородия, и яблонька, дерево тоже чудесное и необычное (вспомним хотя бы в другой сказке молодильные яблоки), и, конечно же, печка, воистину живая, таящая внутри огонь, спасающая человека от стужи, согревающая и кормящая его. И, как ни странно, таким учителем будет и Баба-Яга: именно испытание смертью, ее возможностью за нарушение правил, на которых покоится мир, станет самым сильным и, наверное, запоминающимся. Как правило, сказки заканчиваются хорошо: герой, пройдя через многие трудности и препятствия, возвращается домой, в свой мир. Вернулись и Аленушка с Иванушкой – но вернулись, как и положено героям сказки, уже чуточку другими, повзрослевшими, умудренными опытом. Именно за это и получают они награду – тот самый обещанный в начале сказки гостинец. Вот и вся сказка. Интересная и таинственная – но еще и поучительная, рассказывающая, как жить. И в самом деле – урок добрым молодцам. |