Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2000

О.О. Волкова

Ошибки профессора

Рубрика «Из школьных сочинений» всем привычна. Но случается так, что школьники вырастают, становятся взрослыми, солидными людьми, а «шедевры», достойные этой рубрики, продолжают творить. Приведенные ниже примеры взяты из работы профессора университета, которую мне пришлось редактировать. Может быть, ваши ученики не только посмеются, но и смогут объяснить ошибки профессора и исправить его текст?

 

ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ НЕ ТАК?

1. В кормежке грызунов на первый взгляд все просто – грызут всё, что попадает под руку.

2. Они едят много насекомых и растительных кормов.

3. Крокодилицы, в отличие от своих товарищей по классу, бдительно охраняют кладку.

4. Спасение утопающих дельфинов – дело рук их сородичей.

5. Сигнальный характер некоторых цветовых сигналов особенно важен у рыб.

6. Интересно, чему смеялась та молодая обезьяна? Этот вопрос всегда занимал ученых.

7. Многие игры птиц удивительно похожи на игры млекопитающих. Они тоже любят скользить парами в воздухе, а потом вдруг резко срываться и нестись друг за другом.

8. Некоторые птицы умудряются вместо рук пользоваться лапами и клювом.

9. Подпись к рисунку: «Соты анфас и в профиль».

 

ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?

После того, как ученики исправят текст и попробуют сформулировать, что именно вызвало нарушение смысла в приведенных фразах, можно предложить им сравнить свои выводы со следующими объяснениями.

1 и 4. Комический эффект создает необдуманное использование фразеологизмов «все, что попадает под руку» и «дело чьих-то рук». Их нельзя применять по отношению к грызунам и дельфинам, у которых нет рук!

2. Не стоит располагать рядом субстантивированное прилагательное (насекомых) и прилагательное в той же форме (растительных). У читателя создается впечатление, что это однородные члены, относящиеся к одному слову (кормов).

3. Товарищи по классу – это, конечно же, одноклассники. Автор же имел в виду животных, относящихся к классу пресмыкающихся.

5. Здесь пример тавтологии – повторения сказанного близкими по смыслу, часто однокоренными словами. В данном случае это приводит к полной бессмыслице. Достаточно было бы просто сказать: «Цветовые сигналы особенно важны для рыб».

6. Здесь неуместно слово всегда. Получается, что всех без исключения ученых с древности и до сегодняшнего дня интересовали причины смеха какой-то обезьянки.

7. Для восстановления смысла (птицы, как и млекопитающие, любят играть парами и догонять друг друга) достаточно убрать слово тоже.

8. Представили себе птиц, сложивших руки за спиной? Вот что получается, если человек не добивается точности в выражении мыслей. Ведь все (а не некоторые) птицы пользуются лапами и клювом без каких-либо сложностей, предполагаемых при употреблении слова умудряться. Не сразу можно догадаться, что вкладываемый авторами в эту фразу смысл – «некоторые птицы используют лапы и клюв так же ловко, как мы – руки».

9. Анфас и в профиль может быть расположено только человеческое лицо.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru