О.О. Волкова Ошибки профессора
ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ НЕ ТАК? 1. В кормежке грызунов на первый взгляд все просто – грызут всё, что попадает под руку. 2. Они едят много насекомых и растительных кормов. 3. Крокодилицы, в отличие от своих товарищей по классу, бдительно охраняют кладку. 4. Спасение утопающих дельфинов – дело рук их сородичей. 5. Сигнальный характер некоторых цветовых сигналов особенно важен у рыб. 6. Интересно, чему смеялась та молодая обезьяна? Этот вопрос всегда занимал ученых. 7. Многие игры птиц удивительно похожи на игры млекопитающих. Они тоже любят скользить парами в воздухе, а потом вдруг резко срываться и нестись друг за другом. 8. Некоторые птицы умудряются вместо рук пользоваться лапами и клювом. 9. Подпись к рисунку: «Соты анфас и в профиль».
ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР? После того, как ученики исправят текст и попробуют сформулировать, что именно вызвало нарушение смысла в приведенных фразах, можно предложить им сравнить свои выводы со следующими объяснениями. 1 и 4. Комический эффект создает необдуманное использование фразеологизмов «все, что попадает под руку» и «дело чьих-то рук». Их нельзя применять по отношению к грызунам и дельфинам, у которых нет рук! 2. Не стоит располагать рядом субстантивированное прилагательное (насекомых) и прилагательное в той же форме (растительных). У читателя создается впечатление, что это однородные члены, относящиеся к одному слову (кормов). 3. Товарищи по классу – это, конечно же, одноклассники. Автор же имел в виду животных, относящихся к классу пресмыкающихся. 5. Здесь пример тавтологии – повторения сказанного близкими по смыслу, часто однокоренными словами. В данном случае это приводит к полной бессмыслице. Достаточно было бы просто сказать: «Цветовые сигналы особенно важны для рыб». 6. Здесь неуместно слово всегда. Получается, что всех без исключения ученых с древности и до сегодняшнего дня интересовали причины смеха какой-то обезьянки. 7. Для восстановления смысла (птицы, как и млекопитающие, любят играть парами и догонять друг друга) достаточно убрать слово тоже. 8. Представили себе птиц, сложивших руки за спиной? Вот что получается, если человек не добивается точности в выражении мыслей. Ведь все (а не некоторые) птицы пользуются лапами и клювом без каких-либо сложностей, предполагаемых при употреблении слова умудряться. Не сразу можно догадаться, что вкладываемый авторами в эту фразу смысл – «некоторые птицы используют лапы и клюв так же ловко, как мы – руки». 9. Анфас и в профиль может быть расположено только человеческое лицо. |