Т.Ф. Нешумова, Урок по
стихотворению А.А. Фета 6 класс
Занятие, посвященное размышлениям над стихотворением Фета, следует после цикла уроков, знакомящих шестиклассников с одним из важнейших мировых мифологических символов – образом мирового древа. Все занятие построено в форме эвристической беседы. Разговор начинается с выяснения понимания содержания стихотворения. Несложный на первый взгляд вопрос: Какое время суток описано в стихотворении? – вызывает поначалу у детей неоднозначные ответы, основанные на поверхностном прочтении первой строки: Заря прощается с землею. Ведь в современном языке в слове заря актуализируется значение, синонимичное значению слова восход и антонимичное слову закат. Разобраться со значением слова заря в этом стихотворении помогает поиск ответа на вопрос: С каким логическим определением употреблено это слово в третьей строфе? Словосочетание по заре вечерней воспринимается юным, неискушенным читателем почти как оксюморонное, поэтому необходимым элементом урока становится знакомство с содержанием статьи заря толковых словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова. В.Даль: Заря – видимый свет, находящийся под небосклоном; отражательный свет до восхода и по закате от солнца; время это и сама продолжительность его. С.Ожегов: 1. Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. З. занимается (утренняя). От зари до зари (целую ночь). Ни свет ни з. (очень рано). Вставать с зарей (очень рано). 2. Перен. Начало, зарождение чего-н. радостного. На з. жизни. З. свободы. 3. Утренний или вечерний военный сигнал. Бить или играть зорю. Разъяснив, что речь в стихотворении идет о вечерней заре, прошу назвать те образы стихотворения, которые семантически связаны со словом заря: огни, мгла, потухающие и гаснущие лучи, небо. Как видно, они равномерно распределены по строфам стихотворения и создают его эмоционально-зрительный фон. Прошу детей еще раз обратить внимание на первую строчку стихотворения и выделить слово, на которое падает логическое и интонационное ударение (прощается), назвать вид использованного здесь тропа (олицетворение). Прошу вспомнить, в каких уже известных произведениях мы встречались с образом зари. Дети чувствуют неслучайность этого олицетворения и сами вспоминают культурную традицию, лежащую в его основе: розовоперстую греческую богиню утренней зари Эос и соответствующую ей римскую Аврору, знакомую им по пушкинскому стихотворению «Зимнее утро». Необходимым представляется предостережение: олицетворение здесь вовсе не равно полной персонификации образа зари, характерной для мифологической традиции. Обращаю внимание на то, что уже первая строка содержит упоминание о двух мирах, «двойная жизнь» в которых и является главной темой стихотворения Фета: на последней, такой же сильной, как и начало строки, позиции стоит слово землею, влекущее за собой соответственно земной семантический ряд: дно, долина, земля родная. (На доске появляются два схематических изображения этих рядов вместе с опорными словами, между которыми расположатся позже, в ходе обсуждения стихотворения, главные его герои – деревья и одушевивший их лирический герой.) Скажите, от чьего имени написано стихотворение, кто увидел это прощание земли с зарею и размышляет о нем? Докажите, что в стихотворении присутствует человек. Дети легко отыскивают глагол 1-го лица настоящего времени смотрю, три восклицательных предложения с повторяющимся как (какою), выражающих восторженное восприятие лирическим героем удивительного пейзажного действа. К мысли о том, что заключительная строфа стихотворения – сравнение-размышление – тоже проявление почти невидимого в этом стихотворении лица, детям трудно прийти самостоятельно, и тут требуется учительская подсказка. Можно ли сказать, что у этого стихотворения есть сюжет? Что изображаемое природное состояние проходит какие-то фазы своего развития? Ответить на этот вопрос помогает анализ времени и вида глаголов, употребленных Фетом. Все они несовершенного вида и употреблены в настоящем времени, а значит, передают не завершенность действия, а, напротив, его сиюминутное протекание. Даже соседство синонимичных глаголов потухают и гаснут не подтверждает наличия законченного микросюжета, так как следующие строки указывают на еще не исчезнувшие лучи, в которых деревья купают пышный свой венец, – этот микросюжет продолжает развиваться и не находит завершения в стихотворении. Взгляд героя скользит от одного предмета к другому, не останавливаясь, не застывая ни на чем. Но легко проследить движение этого взгляда: вверх – 1-я строка, вниз – 2-, 3-я строки, вверх – 4-, 5-, 6-, 7-, 8-я, строки, вниз – 9-, 10-я, вверх – 11-, 12-я. Что есть заключительное четверостишие, как не попытка объяснить себе причину изменения вектора собственного взгляда? Ведь чувством «двойной жизни» прежде всего наделен лирический герой стихотворения Фета, и это чувство подарено им в заключительном сравнении-метафоре деревьям, которые увидены им отдельно – не собирательно, как лес, на который начал смотреть герой в первом четверостишии. Начал смотреть – и увидел, что рядом находятся существа, так же мятущиеся между небесным и земным существованием, как и человек. Отсюда особая роль олицетворений в стихотворении. Прошу найти место скопления олицетворений в стихотворении. Необыкновенно мощен их тройной аккорд (деревья купают, купают с негой, купают свой венец) во втором четверостишии. Обращаю внимание на особую композиционную роль местоимений в тексте. Подобно цементному раствору, они держат структуру стихотворения. Прошу найти слова, заменяющие слово «деревья». Дети легко находят два притяжательных местоимения их в третьей строфе и устаревшую уже в середине XIX в. форму личного местоимения множественного числа третьего лица оне. Композиционной доминантой стихотворения является анафора. Прошу найти намеренные повторы слов. Дети легко находят лексический повтор в 3-й (глагол растет) и 4-й (союз и) строфах. Не бросается в глаза, но формирует особую мелодику стихотворения ассонанс. Прошу детей найти строки с повторяющимися звуками О и У. Особенно заметен ассонанс в последней строке 3-й строфы (их лЁгкий Очерк вознесЁн) и предпоследней строке 4-й строфы (и землЮ чУвствУЮт роднУЮ). Медленное вчитывание в текст – основа его адекватного понимания. Само стихотворение подобно замершему на вид, но внутренне полному жизни дереву: гармония, исходящая от стихотворения, предполагает наличие скрытых «конфликтов» даже на уровне слов. Прошу детей найти в тексте синонимы, попробовать дать им лексическое толкование и сравнить оттенки значений. Такое напряженное противостояние видится в соседстве – и скрытой борьбе – двух пар слов: тень и очерк, чуя и чувствуют. Слово тень, связанное с темой двойной жизни, приводит за собой ассоциации с образами теней из мира мглы, из подземного царства Аида, повторяя контур предмета, но не его сущность, недаром тень растет, как сон – указание на еще одно пограничное состояние (как и любимая Фетом заря). На первый взгляд почти синонимичный тени очерк вносит совершенно иные мотивы – оба слова лексически близки слову контур, но если тень уводит нас в тяжелый загробный мир, то очерк деревьев – их абрис не на земле, а уже на небесном фоне, недаром Фет употребляет эпитет легкий очерк, подчеркивая его небесный вектор еще и причастием вознесен. Такой же значимости внутренний конфликт и между словами чуя и чувствуют. Чуять – «Распознавать, понимать чутьем. Чуять дичь. Чуять правду (перен.)» (С.Ожегов). «Чувствовать» – «1. Испытывать какое-либо чувство. 2. Уметь воспринимать. Понимать» (С.Ожегов). Чутье отличается от чувства, пожалуй, тем, что не может быть выражено в слове. Колебание смысла между этими синонимами – источник глубины стихотворения. |