И.В. Голубева, А.Г. Нарушевич Лингвистические
задания на уроках русского языка Под языковой личностью Ю.Н. Караулов понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью»1. Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности – важнейшая задача современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке. В качестве одного из основных средств воспитания языковой личности, на наш взгляд, следует назвать выполнение разнообразных лингвистических заданий. Четкая их типология пока отсутствует, однако мы убеждены, что такие задания должны не только войти в практику работы кружков и факультативов по русскому языку, в практику подготовки к олимпиадам по предмету, но и стать частью ежедневной работы учителя на уроке. Выполнение лингвистических заданий воспитывает любовь к родному языку, расширяет лингвистический кругозор школьников и способствует формированию коммуникативных качеств личности, необходимых для ее полноценного развития. Мы предлагаем несколько разновидностей лингвистических заданий разного уровня сложности (это позволяет учителю работать с детьми, имеющими различную подготовленность по предмету) по основным разделам школьного курса русского языка и задания творческого характера. Языковой материал подобран из произведений А.Ахматовой, А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака и др., что даст возможность учителю осуществить более тесную межпредметную связь уроков русского языка и литературы.
То змейкой,
свернувшись клубком,
Над пучиной в
полуденный час
От окна на аршин,
...Вдруг лебедей
метнулась пара...
Рас-стояние: версты,
мили...
1. Голося, въезжали в лужи кованые полозья, и цокал кремень под тростями концертантов. 2. По дюжей мостовой отрывисто шаркал весенний воздух. Точно обтянутые живой кожицей, очертания переулка дрожали зябкой дрожью, заждавшись первой звезды...
1. Единственной
отрадой 2. Бессонница. Гомер.
Тугие паруса.
ВлекисуровуюмечтУ,
А.Белый был действительно совсем белый, почти в истерике, не раздевался, не ложился, всю ночь бегал по кабинету.
1. После недельной работы все ратаи сильно устали, – Впитывать любит земля в борозды пот трудовой... 2. Грузный старик, не спеша, расстилает на берег онучи... Девки-невесты в бурьян спешно хоронят белье. (П.Радимов)
На сотни верст, на
сотни миль,
Ничего не забываю, И как прежде, с прежней
силой,
К черте черта Какою нежностью
неизъяснимою, Лиробасня Бело лиловеет шорох
колокольчий –
Я – око покоя,
Бальмонт был поэт. Всегда поэт. И поэтому о самых простых житейских мелочах говорил с поэтическим пафосом и поэтическими образами. Издателя, не заплатившего обещанного гонорара, он называл «убийцей лебедей». Деньги называл «звенящие возможности».
1. Выходя из дворян, хлопнул дверью и сделался разночинцем. (Саша Соколов) 2. Люди, в которых с пеленок развивали дух коллективизма, теперь этот дух на дух не переносят. (В.Войнович) 3. Дело твое мы захватим и приведем к логическому концу. Потеря, которую потеряла наука из-за потери тебя, невозвратима. Но мы позаботимся о том, чтобы ее умножить... (А.Зиновьев)
1. И уверь меня, что я с тобой – одно. 2. И часто на одном
коньке 3. И ни души. Один лишь хрип... 4. Одних это все
ослепляло. Другим – (Б.Пастернак)
Волны скачут лата – тах! Волны скачут а – ца – ца!
пишет А.Блок. Почему используется такая форма множественного числа существительного плечо? Как эта форма связана с историей развития категории числа в русском языке?
Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого – нет. (А.Блок)
1. Как в пулю сажают
вторую пулю 2. И глохнет
свисток повторенный, 3. Не как люди, не
еженедельно, 4. Повсюду портпледы
разложит туман, (Б.Пастернак)
1. Пусть струится над твоей
избушкой 2. Пускай о многом
неумело (С.Есенин)
Рысьи глаза, длинные рыжеватые волосы... (Н.А. Тэффи. Бальмонт) Сам он высокий, мягко-кудреватый, голубые глаза, несколько воспаленный цвет кожи на щеках. Светлая бородка. Общее впечатление мягкости, влажности и какой-то кругловатости. (Б.Зайцев. Вячеслав Иванов) Прямая, невьющаяся борода, такие же бледные падающие усы, со лба лысина, pince-nez на черном шнурочке. (З.Гиппиус. Отрывочное. (О Сологубе)
Площадка. – И шпалы. –
И крайний куст
...Ночь, холод, нищета, 1920 год! В чем смысл такого пунктуационного приема?
Весна 1902 года свободна: при переходе с третьего на четвертый курс экзамены заменяют зачеты; я сдал их; отец уехал председателем экзаменационной комиссии в Петербург; мать – в деревню; май: я один; пустая квартира: разит нафталином: чехлы, занавешенные зеркала, самовар, допевающий песню; высунется глуховатая Дарья, кухарка, мой спутник – пропадет; квартира переполнена мыслями.
1. Три (числительное) – три (глагол). 2. Печь (имя существительное) – печь (глагол). 3. Стать (имя существительное) – стать (глагол). 4. Пасть (имя существительное) – пасть (глагол).
Мой верный друг! Мой
друг коварный! |