ЛОГОГРИФЫ
В прошлом году мы начали
разговор о словесных головоломках и в № 28 и № 48
разобрали анаграммы и метаграммы. Сегодня мы
обратимся к следующему типу головоломок – логогрифам.
Слово логогриф имеет
греческое происхождение, оно образовано от
греческих слов loЫgoV – слово и griвjoV – загадка.
Русским словом логогриф называют такую
загадку, по условиям которой из одного слова
получается другое путем добавления или
отбрасывания буквы (или слога).
В логогрифах, так же как и
в других словесных головоломках, принято
загадывать не любые слова, а существительные в
форме именительного падежа (допустимо
использовать имена собственные).
Логогрифы предназначены
для индивидуального разгадывания, однако
учитель может использовать их и в группе – на
занятиях кружка, на школьном вечере.
№ 1. Добавьте
к слову одну букву, чтобы получилось новое слово.
Постарайтесь получить как можно больше слов,
каждое из которых отличается от данного одной
дополнительной буквой. Пример: рот -> крот,
рота, рост.
сон -> ?
сор -> ?
уха -> ?
ток -> ?
фаза -> ?
Логогрифы можно
загадывать в стихотворной форме.
№ 2
Целый день пашу я в
поле,
Но букву к в конце пристрой —
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой.
№ 3
Мы перелетные птицы,
Любим летать и нырять.
Коль с впереди примостится —
Мы время начнем измерять.
№ 4
Я цветок, известный
всюду.
Люди с моей помощью одеты.
Букву к приставь — и буду
Деревом, Есениным воспетым.
№ 5
Смертелен для тебя мой
яд,
Со мною справиться оставь надежду.
Но если букву б убрать,
То я для дерева одежда.
№ 6
Я ласковый домашний
зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово р теперь —
И под землей моя нора.
№ 7
Каждый в дом по мне
войдет.
Если ж буквы две убрать —
Стрекозы, птицы, самолет
Не смогут без меня летать.
№ 8
Могу я быть копченой и
вареной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберет.
№ 9
Я дождь, и молния, и
гром.
Но г из слова уберем –
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.
№ 10
Я место для причала
кораблей.
Но букву с добавь скорей,
И я необходимое условье
Для вашего отменного здоровья.
№ 11
Я здание, и люди
собираются
Во мне и для веселья, и для дела.
Но если л из слова убирается,
То я геометрическое тело.
№ 12
Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы о
Стиль пловца обозначаю.
№ 13
С моею помощью снесут
Сосну на радость столяру,
Но а добавь – и я сосуд,
Чтоб пить зеленый чай в жару.
Слов, которые можно
получить добавлением буквы или слога к другому
слову, в русском языке очень много. Поэтому можно
предложить ученикам задание найти такие слова и
сочинить логогрифы. Это не обязательно делать в
стихотворной форме. Если ученики затрудняются
найти пары слов, учитель может предложить им
ключевые слова.
Ответы
№ 1. Сон
-> соня, стон, слон, сонм; сор -> сорт, сбор;
спор; уха -> муха, ухаб; ток -> сток, уток,
толк; фаза -> фазан, фраза.
№ 2. Вол
–волк.
№ 3. Утки –
сутки.
№ 4. Лен –
клен.
№ 5. Кобра –
кора.
№ 6. Кот –
крот.
№ 7. Крыльцо
– крыло.
№ 8. Колбаса
– колба.
№ 9. Гроза –
роза.
№ 10. Порт –
спорт.
№ 11. Клуб –
куб.
№ 12. Король
– кроль.
№ 13. Пила –
пиала.
Елена Муравенко