Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2000

ЛОГОГРИФЫ

В прошлом году мы начали разговор о словесных головоломках и в № 28 и № 48 разобрали анаграммы и метаграммы. Сегодня мы обратимся к следующему типу головоломок – логогрифам.

Слово логогриф имеет греческое происхождение, оно образовано от греческих слов loЫgoV – слово и griвjoV – загадка. Русским словом логогриф называют такую загадку, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога).

В логогрифах, так же как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные).

Логогрифы предназначены для индивидуального разгадывания, однако учитель может использовать их и в группе – на занятиях кружка, на школьном вечере.

№ 1. Добавьте к слову одну букву, чтобы получилось новое слово. Постарайтесь получить как можно больше слов, каждое из которых отличается от данного одной дополнительной буквой. Пример: рот -> крот, рота, рост.

сон -> ?
сор -> ?
уха -> ?
ток -> ?
фаза -> ?

Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме.

№ 2

Целый день пашу я в поле,
Но букву к в конце пристрой —
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой.

№ 3

Мы перелетные птицы,
Любим летать и нырять.
Коль с впереди примостится —
Мы время начнем измерять.

№ 4

Я цветок, известный всюду.
Люди с моей помощью одеты.
Букву к приставь — и буду
Деревом, Есениным воспетым.

№ 5

Смертелен для тебя мой яд,
Со мною справиться оставь надежду.
Но если букву б убрать,
То я для дерева одежда.

№ 6

Я ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово р теперь —
И под землей моя нора.

№ 7

Каждый в дом по мне войдет.
Если ж буквы две убрать —
Стрекозы, птицы, самолет
Не смогут без меня летать.

№ 8

Могу я быть копченой и вареной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберет.

№ 9

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем –
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.

№ 10

Я место для причала кораблей.
Но букву с добавь скорей,
И я необходимое условье
Для вашего отменного здоровья.

№ 11

Я здание, и люди собираются
Во мне и для веселья, и для дела.
Но если л из слова убирается,
То я геометрическое тело.

№ 12

Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы о
Стиль пловца обозначаю.

№ 13

С моею помощью снесут
Сосну на радость столяру,
Но а добавь – и я сосуд,
Чтоб пить зеленый чай в жару.

Слов, которые можно получить добавлением буквы или слога к другому слову, в русском языке очень много. Поэтому можно предложить ученикам задание найти такие слова и сочинить логогрифы. Это не обязательно делать в стихотворной форме. Если ученики затрудняются найти пары слов, учитель может предложить им ключевые слова.


Ответы

№ 1. Сон -> соня, стон, слон, сонм; сор -> сорт, сбор; спор; уха -> муха, ухаб; ток -> сток, уток, толк; фаза -> фазан, фраза.

№ 2. Вол –волк.

№ 3. Утки – сутки.

№ 4. Лен – клен.

№ 5. Кобра – кора.

№ 6. Кот – крот.

№ 7. Крыльцо – крыло.

№ 8. Колбаса – колба.

№ 9. Гроза – роза.

№ 10. Порт – спорт.

№ 11. Клуб – куб.

№ 12. Король – кроль.

№ 13. Пила – пиала.

Елена Муравенко

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru