Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2000

Н.А.  Шапиро

Выбор текста и работа с ним
Продолжение разговора на тему «Учимся понимать и строить текст»

Все очевиднее, что использование текста на уроках русского языка открывает богатейшие возможности для умственного, нравственного, эстетического развития учеников. Конечно, для знакомства с новым орфографическим или пунктуационным правилом и первоначальной отработки навыка удобны отдельные предложения, а то и словосочетания и слова. Но потом настает время закрепления, повторения, и тут очень полезен текст, который не только содержит нужные орфограммы и пунктограммы, но и дает другую пищу для ума. Ясно, что учитель выберет его по своему вкусу.

По-моему:

1) не годятся тексты лирические и патетические – эмоция вступает в противоречие с задачей, на всех стульях не усидеть;

2) хороши бывают отрывки из художественных произведений – остроумные, неожиданные, вызывающие желание прочитать книгу целиком;

3) подходят познавательные научно-популярные тексты из разных областей знаний, в том числе – ближе к непосредственным задачам нашего предмета – лингвистические (особенно о происхождении и значении слов и выражений) и литературоведческие.

Это существенно для любой работы – от вставления пропущенных букв и обозначения орфограмм до написания изложений и составления планов. И не только то важно, что текст помогает осмыслить какое-либо речевое явление или выработать навык, но и то, что одновременно – и не мешая названным задачам – идет непрерывное интеллектуальное общее развитие, учитель вместе с учениками без отрыва от интересных языковых проблем обращается к другим интересным вещам. Понятно, что существует и противоположное мнение, даже два противоположных мнения: 1) что интересный текст все-таки мешает и 2) что автором учебного текста должен быть только писатель, мастер слова, да еще пишущий только по-русски (переводные тексты, даже если перевод мастерский и произведение любимо детьми, как сказки Киплинга или Милна, отвергают некоторые уважаемые педагоги и издательства). Спорить по этому поводу бессмысленно, доверимся чутью, желанию и личному опыту учителей-практиков, допустим свободный выбор и будем искать единомышленников и в этом вопросе. У меня же есть ощущение, что за много учительских лет я потеряла уйму времени, диктуя предложения с бесконечными пейзажами и описаниями повадок любимых кошек и собачек русских писателей и лишая детей разнообразной живой информации.

Если текст содержателен и интересен учителю и ученикам, стоит ему посвятить несколько уроков: можно и закреплять с его помощью орфографические и пунктуационные навыки, и заниматься развитием речи. Расскажу о довольно удачном, на мой взгляд, опыте – во всяком случае, поучительном.

Меня заинтересовала книга О.С.  Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина» (СПб., 1999), и для уроков в восьмом классе я выбрала из нее отрывок, в котором речь идет о понятии чести, ключевом для многих уже изученных к этому времени произведений (достаточно вспомнить пушкинскую «Капитанскую дочку»), и при этом содержится достаточное количество недавно изученных пунктограмм (вводных слов, однородных членов, обособленных определений и обстоятельств и др.). На одном из уроков по закреплению пунктуационных навыков учащиеся получили распечатанные тексты с заданием.

 

Задание. Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки, расставьте недостающие знаки препинания.

Едва ли н_ главной сословной добродетелью считал_сь дворянская честь. Согласно дворянской этик_ «честь» н_ дает человеку н_ каких пр_в_легий а напротив делает его более у_звим_м чем другие. В идеале честь являл_сь основным законом поведения дворянина безусловно и безоговорочно пр_обл_дающ_м над любыми другими сообр_жениями, будь то выгода успех безопа_ность и просто р_судительность. Готовность рисковать жизнью для того, что бы не ок_за_ся обе_еще_ым, требовала не малой храбрости а так же честности и перед другими и перед собой. Человек должен был пр_выкать отвечать за свои слова: «оскорблять и не драться» по выражению Пушкина считал_сь пределом низости. Это диктовало и определенный стиль поведения: необходимо было избегать как излишней мнительности так и не достаточной требовательности. Честерфилд в своих «Письмах к сыну» дает юноше четкие р_комендации на этот счет Помни что для джентльмена и человека талантл_вого есть только два образа действия либо быть со своим врагом подчеркнуто вежлив_м либо сбивать его с ног. Если человек нарочито и предн_мере_о оск_рбляет и грубо тебя ун_жает, ударь его но если он только зад_вает тебя, лучший способ отомстить это быть изыск_но вежл_вым с ним внешне и в то же время противодействовать ему и возвр_щать его колкости может быть даже с процентами. Честерфилд поясняет сыну, по чему не обходимо владеть собой на столько, что бы быть приветл_вым и учтив_м даже с тем, кто точно не любит тебя и ст_рае_ся тебе навр_дить: если своим поведением ты дашь почу_твовать окружающим, что задет и оск_рблен, ты обязан будешь надлежащ_м образом отплатить за обиду. Но требовать сатисфакции из за каждого косого взгляда ставить себя в смешное положение.

Итак демонстрировать обиду и не предпр_н_мать н_чего что бы одернуть обидчика или просто вы_снить с ним отношения считал_сь признаком дурного воспитания и сомнительных нравств_ных принципов.

Справка

Честерфилд Филип Дормер Стенхоп
(1694–1773) – граф, английский писатель и государственный деятель. «Письма к сыну» (изд. 1774) – свод норм поведения и педагогических наставлений в духе идей Просвещения (ценный исторический документ).

После того как работы были проверены, восьмиклассники получили новое задание: во-первых, выполнить работу над ошибками и, во-вторых, написать рассуждение вроде тех, какие предлагаются на письменном экзамене по русскому языку: «Выскажите свое мнение по проблеме». И тут оказалось, что я недооценила трудность этого текста и забыла, что прежде надо помочь ученикам увидеть проблему. В сочинениях можно было прочесть, например, такое: «Я согласен с Честерфилдом, что в девятнадцатом веке у дворян была честь». Значит, я пропустила важный этап, и на одном из последующих уроков мне пришлось работать над своими ошибками. Мы с восьмиклассниками разобрались в строении текста, разбили его на абзацы и составили план. Убедились, что в первой части говорится о том, чем была честь для дворянина и чего она от него требовала, а во второй – о практических рекомендациях. Договорились, что в новом варианте сочинения можно будет высказаться о том, что такое честь и существует ли это понятие теперь, или о том, полезны ли наставления Честерфилда (или и о том, и о другом вместе). Вспомнили, что в сочинении-рассуждении нужно сформулировать мысль, развить ее и доказать ее правоту примерами из книг или из собственного опыта. Работы, написанные после такой подготовки, показали, что текст понят, он стимулировал мысль восьмиклассников – проблема достойного поведения действительно их волнует – и, кроме того, довольно успешно сыграл роль образца. В приводимых ниже сочинениях (немного забавно, что гораздо охотнее и удачнее, чем мальчики, о проблемах чести рассуждают девочки, которых Честерфилд вовсе не имел в виду) есть и четкость, и самостоятельность суждений, и разнообразие синтаксических конструкций.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru