И.Г. Федорова,
СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ НА УРОКЕ Как устроен текст Одна из главных задач учителя русского языка и литературы в современной школе – помочь учащимся уяснить, что любой правильно организованный текст (в том числе и школьные сочинения и устные выступления) представляет собой такое смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны как семантически, так и синтаксически. И именно анализу текста (лингвистическому, литературоведческому) должно уделяться пристальное внимание. Общеучебные умения воспринимать и воспроизводить текст формируются как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Правильное, точное, полное восприятие чужого текста уже предполагает возможность конструирования собственного высказывания, адекватного данному. Курс русского языка, предложенный в учебнике для старшеклассников, помогает решить проблему углубления знаний при изучении структуры текста и овладении средствами речевой выразительности. Однако, на мой взгляд, учебник может быть дополнен материалами по философии текста, лингвистической теорией. Ниже предложен вариант использования теоретических положений на уроках развития речи в старших классах.
1. Философия текста Философия текста – своеобразная концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии XX века: 1) Все элементы текста взаимосвязаны. 2) Связь между элементами текста имеет межуровневый характер. 3) В тексте нет ничего случайного. 4) За каждым поверхностным и единичным проявлением текста лежат закономерности, носящие мифологический характер. 5) Текст не описывает реальность, а вступает с ней в сложные взаимоотношения. 6) То, что истинно в одном тексте, может быть ложно в другом. 7) Текст не застывшая сущность, а диалог между автором, читателем и культурным контекстом (тезис поэтики Бахтина). Если говорить о видах и способах построения художественного текста, интересно обратиться к произведениям модернизма и постмодернизма, в которых текст часто строится из цитат и реминисценций. Цитата перестает играть роль дополнительной информации, становится залогом приращения смысла текста. Вот ставший уже хрестоматийным пример:
Интересно в этом плане и творчество Л.Рубинштейна. Произведения «сшиты» из «обрывков» настолько типичных, что они могут принадлежать всем и каждому, «бытовые фразы соседствуют с метафизическими, создавая и передавая сиюминутность и вечность мира». (Современные русские поэты: справочник-антология. М.: Мегарон, 1998. С. 253)
Иллюстрируя седьмой тезис философии текста, можно провести работу над фрагментом рассказа Т.Толстой «Сюжет»: ...Пушкину грезятся огни, стрельба, крики... кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке... это он сам, убит, – к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? – шотландская луна льет печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулезно кашляя, – тварь дрожащая или права имеет? – переламывает над головой зеленую палочку – гражданская казнь; еще ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, – тихо и убежденно говорит он, – ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть... Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело...
Продолжение статьи И.Г. Федоровой – в № 21. |