Р.И. Альбеткова,
Словесные игры Газета «Русский язык» уже писала о возрождении в школе предмета «словесность» (см. № 25/99, 29/99). Вначале он возник в 10–11-х классах. Теперь появилась программа по этому предмету для 5–6-х классов, она опубликована в сборнике: Русский язык: Риторика. 5–7-е кл.; Основы русской словесности. 5–9-е кл.; Программы компенсирующего обучения. 5–9-е кл.; Программы для углубленного изучения предмета. 10–11-е кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Дрофа, 1999. Программа рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. В ближайшее время должны выйти учебники по словесности для 5–9-х классов и книги для учителя – методические рекомендации к каждому из них. В учебниках «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-х и 6-х классов каждая глава завершается разделом «Играем со словами!». Но словесные игры необходимы и в последующих классах, и не только на уроках словесности, но и на уроках русского языка и литературы. Для чего нужны игры? Какие игры можно использовать при изучении той или иной темы? Как их организовать? Отвечая на эти вопросы, приведем примеры разнообразных словесных игр и покажем, как создать ситуацию игры на уроке, как помочь школьникам научиться самим создавать игры.
Зачем и как проводить словесные игры на уроке Важнейшая задача, которая стоит перед учителем словесности, – помочь школьникам полюбить слово, открыть его красоту, получать радость от чтения. Бесполезно доказывать, что надо читать, если можно бездумно смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Значит, надо научить школьников получать от книги наслаждение, которое превосходило бы удовольствие от игры и телевизора. А это возможно, только если ребята полюбят язык и чтение. Потому что красота и любовь – могучая сила, способная не разрушать, а созидать. Этой цели могут послужить многообразные увлекательные словесные игры, которые должны найти место на уроках. Игра не просто развлечение, а особый способ постижения сложных языковых явлений, способ обучения речи. Игра эффективна, ведь играют не потому, что надо, а потому, что интересно. Во всем мире творческие игры используются в качестве чрезвычайно действенного приема обучения. Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Если сложный вопрос решается путем диалога сторонников разных точек зрения (а в словесности немало таких проблем, например: что такое текст), если ребята выступают в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей (например: расскажут о картине художника от лица экскурсовода в музее, возьмут «интервью» у «академика», в роли которого выступит учащийся, досконально изучивший проблему), если стоит вопрос: кто быстрее, лучше выполнит задание – это уже игра. И она часто продуктивнее других форм работы, а время, отведенное на нее на уроке, употреблено подчас наиболее целесообразно. Одни игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу, только стремительную и веселую. Другие игры требуют групповой работы, соревнования команд. Увлекательно соревнование «экспертов», представляющих команды, – об этом мы расскажем чуть позже. Обратившись к игре, учитель сразу столкнется с несколькими противоречиями. С одной стороны, игра требует дисциплины, подчинения игроков строгим законам. С другой – игра не допускает авторитарности, это занятие веселое, творческое, ведущий должен живо реагировать на происходящее. Выход из противоречия можно найти в том, чтобы привлечь самих учащихся к организации игры: создается инициативная группа учащихся, выбираются капитаны команд, ребята выступают в роли ведущих, результаты игры оценивает беспристрастное жюри, состав которого от игры к игре меняется. В игре всегда происходит соревнование, что и отличает игру от других видов деятельности. А значит, есть победители и побежденные. Но цель учебной игры – не выявление победителя, а приобретение знаний и умений каждым участником. Как преодолеть противоречие между неизбежным в игре делением на победителей и побежденных и задачей активизации работы каждого ученика? Решение проблемы находится творческими усилиями учителя, которому каждый раз приходится думать: 1) как подобрать игры, 2) каким образом их проводить, 3) как оценивать результаты работы учащихся. Прежде всего очень важно понимать, что главное в учебной игре – не победа в борьбе, а общая радость участия в ней, радость открытия, совершенного с помощью игры. Нельзя превращать игру в погоню за баллами и делить учеников на талантливых и «серых». Чтобы этого не допустить, учитель подберет в занятии игры, требующие разных способностей: не только быстроты реакции, но и широты эрудиции, хорошей памяти, эмоциональной чуткости, точности слова и т.д. Тогда кто-то окажется победителем в одном соревновании, кто-то – в другом и не будет полностью проигравших. Игра в команде уравновешивает неодинаковые возможности учащихся, которые при индивидуальном соперничестве могут оказаться очень заметными. Важно, чтобы команды были поставлены в равное положение. Оценка результатов может даваться в баллах, как в спортивных соревнованиях или в телевизионном КВН, а чтобы баллы не отождествлялись со школьной оценкой, пусть их будет 10 или 12. Есть и другие способы оценки: набрать наибольшее количество фишек, устанавливать предел времени. Награждать победителей можно забавными призами, «почетными званиями», записью наиболее интересных игровых сочинений в журнал творческих работ класса. Итак, игра на уроке – не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.
Богатство языка в играх Сначала приведем игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове. Они служат обогащению словаря учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и речевой деятельности. Их можно использовать на уроках русского языка в темах: Морфемика, Орфография, Лексикология, Морфология, Синтаксис. А также на уроках словесности по темам: Что такое слово, Богатство лексики русского языка, Прямое и переносное значение слова (5-й класс), Употребление языковых средств, Средства художественной изобразительности (6-й класс), в разделе Материал словесности (7-, 8-, 9-е классы).
Ребусы Ребусы интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. Особенно интересно школьникам самим составить ребус и загадать его друзьям. А если в составлении и отгадывании ребусов соревнуются две команды, это дополнительное удовольствие. Чему дети учатся при этом? Если в ребус превратить термин, означающий изучаемое понятие, это слово накрепко запомнится. Если предложить двум или трем командам (рядам) школьников: кто создаст более интересный ребус из слова с трудной орфограммой, слово будет писаться без ошибок. Чтобы ребусы могли создавать не только умеющие рисовать, но все ребята, можно облегчить задачу: предметы можно и не рисовать, а писать слово, их называющее, с запятыми перед ним или после него, указывающими количество отнятых букв. Но слово должно быть существительным, называющим предмет, который можно изобразить. Например, слово равнина можно изобразить таким образом: рак’ – В – нимб’’ – НА; а можно так: рак’ (внутри) Н – ’’спина; слово искусство: ’лиса’ – куст’ – ствол’; словосочетание радостная весть: рак’ – (нота) «до» – стол’’ (помещенный) на Я – ’’кость (внутри) Е. Следует объяснить уже пятиклассникам принцип отгадывания и составления ребусов и по мере необходимости использовать эту игру на уроках вплоть до 11-го класса. Вот эти сведения. Слово отгадывается по рисунку, на котором части слова изображены в виде предметов и букв. Например, нарисованы нотные линейки и нота ре, а затем – бусы. Читаем: ре-бусы. Если в наименовании нарисованного предмета есть «лишние» буквы, то перед рисунком ставится столько запятых, сколько букв надо отнять в начале слова, а справа от рисунка – столько запятых, сколько букв надо отнять в конце слова. Например, нарисован дом и после рисунка запятая, читаем: до, если запятая стоит перед рисунком, читаем: ом. Сочетания на, над, под, из, в, за, с, от, к обозначаются расположением предметов или букв. Например, слово за-я-ц можно изобразить, нарисовав букву Я, а за ней – Ц, слово под-к-о-в-а – вверху букву К, а под ней букву О внутри буквы А. В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм. Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице. Краб’ – С над Е в И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в Т – ’ ремни – Ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е. А это ребус-шутка: 1, 2, 3, 4... 6. КО зачеркнуто: оно было, ЗА тоже было, ПО есть, а пяти-то нет. Читаем: кобыла забыла поесть: аппетита нет! Ребусы можно отгадывать индивидуально или организовать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус – кто быстрее? Или листки с одинаковым ребусом даются группам школьников с заданием решить ребус и отгадать заключенную в нем загадку – кто быстрее? Пусть учащиеся сами составят ребусы на словарные слова, на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. – кто сделает это интереснее? Составление ребусов может быть домашним заданием в КВН на школьном вечере, и это привлечет даже старшеклассников.
Шарады Шарады (от франц. charade – беседа, болтовня) – это особые загадки. Они немного похожи на ребусы, только в них даются не рисунки, а синонимы или описательные выражения значений тех слов, которые возникают при разделении загаданного слова на части. Для составления шарады надо найти слово, части которого представляют собой другие самостоятельные слова, например: чело – век. В отличие от ребусов, в этих словах не должно быть лишних букв. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифраз), а затем – значение целого: Первое – лоб. А при отгадывании шарады работа идет в обратном направлении: находим синоним слова лоб – чело, синоним сто лет – век. Значению «разумное существо» соответствует слово человек. Приведем примеры шарад, которые можно предложить на уроке: 1. Если вы соедините две ноты, можете сварить суп. 2. Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова. 3. Начало в церкви
раздается, 4. Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в сказке. (Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия.) Самое интересное не фронтальное загадывание готовых шарад, а их составление. Для этого заранее предлагается группам (командам) найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на значимые части. На уроке команды коллективно сочиняют шарады и загадывают их соперникам. На отгадывание – 30 секунд, за правильный ответ – 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается. Конечно, надо показать, как это делается. Возможны стихотворные шарады, но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово я-сень. Из него может получиться такая шарада: Первое – местоимение, второе – прохлада, целое – дерево. А можно представить шараду в виде предложения: Местоимение наслаждается прохладой под деревом. Еще пример – слово шар-а-да: первое – круглый предмет, второе – союз, третье – утверждение, целое – игра. А можно сказать так: Взяв в руки круглый предмет, прибавив союз и утверждение, можно поиграть. Слово по-беда можно загадать в такой шараде: К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого. Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов. Такое задание может быть предложено для КВН на школьном вечере. Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, больница, бормотать, борода, булавка, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.
Логогриф Логогриф – это более сложный вид шарады. Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом. Вот пример логогрифа на слово муха.
Из слова муха, состоящего из четырех букв (частей), сделано несколько слов: муха – уха – ха – а. В основе логогрифа лежит метаграмма – слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами, причем каждое слово определяется как в шараде. А вот детская шутка, но тоже логогриф:
Пусть ребята попробуют составить логогрифы на слова: вода (ода, да, а), квас (вас, ас), клад (лад, ад), комар (ком, омар, ар), а также найдут новые слова и предложат логогрифы друзьям.
Слова из слова Это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для пятиклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перегородка – город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, репка, корка, кора, опора, Егор. Сначала слова находятся быстро, потом поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор – раз» и делает паузу. Вот кто-то нашел еще слово – порода, опять возникла пауза, после нее «аукцион» продолжается: «порода – раз». Нового слова нет, ведущий произносит: «порода – два», пауза, «порода – три». Аукцион закончился, победил тот, кто назвал последнее слово (или его команда). Вот несколько слов для составления из них новых слов: делопроизводитель, кинематография, консерватория, постановка, простокваша, рукоприкладство, соковыжималка, контрабас, проигрыватель. А кроме того, учитель и школьники найдут немало слов для этой игры. Игру можно усложнить заданием сочинить из новых слов связный текст – какая команда сделает это интереснее?
Анаграммы Анаграммы – слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема – смеха, коршун – шнурок, колос – сокол. Игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству. Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове (барыня – рабыня). Можно отгадать, какая пословица зашифрована: Волос ей не боров, не вылетишь – поймает (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь). Или догадаться, о ком рассказывается: На берегу пруда встретились гуляшка и кутила. Пусть ребята поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям, а команды игроков составят подобные загадки для соперников. Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка, атлас, апельсин, накал, карета, старина.
Метаграммы Метаграммы – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: он – тон, галка – галька, заменяться другой: зайка – байка – гайка – лайка – майка – пайка – райка – сайка – чайка – шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок – прок – курок – огарок – подарок и т.д. Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о – он – сон – слон – салон... С помощью метаграммы можно составить цепочки слов. Например: превратим кота во льва. Ответ: кот – Лот – лоВ – лЕв. Задания: Как превратить маму в папу? Как из мышки сделать кошку? Как найти в реке щуку? Как из ночи сделать день? Как из муки испечь торт? Как превратить сушу в море? Как мячом забить гол? Как на коня надеть узду? Как миг превратить в год?
Бестолковый словарь В этой забавной игре значение слова (словосочетания) определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова. Приведем несколько определений А.Кнышева:
Школьники найдут в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в бестолковый словарь. Работа проводится индивидуально или группами. Чье толкование остроумнее – определит жюри.
Отгадай слово Надо отгадать слово, в котором указано количество букв, одна-две буквы и определено значение, по возможности остроумно. - - - - - - - - - а – то, чего
на белом свете вообще не может быть.
(Фантастика) Игру можно проводить как викторину, в которой каждый отвечает самостоятельно, или соревнуются группы участников, или по типу КВН, где команды предлагают загадки друг другу. Можно применить приемы, которые всем известны по телеигре «Поле чудес», или «заключить в темницу» – за каждую неправильно названную букву рисуется одна линейка, пересекаясь, они изобразят клетку темницы.
Палиндромы Палиндромы – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, казан, комок, мадам. Возможны предложения-палиндромы: Дорог тот город. Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели: Я иду с мечем судия (Г.Р. Державин); А роза упала на лапу Азора (А.А. Фет); Аргентина манит негра (Н.Булгаков). Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение: топор – ропот, нос – сон, ворон – норов, колесо – оселок, огород – дорого и другие. Существуют целые произведения-палиндромы. Их называют «рачьими» стихами, потому что каждая строка читается как вперед, так и назад. Вот начало палиндрома В.Хлебникова:
Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше слов-палиндромов, а если удастся, сочинят предложения-палиндромы и даже «рачьи стихи».
Омонимы и многозначные слова Инициативная группа заготавливает несколько существительных-омонимов. Один из игроков («вода») выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача «воды» – угадать это слово. Он задает любые вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится предмет? что с ним делают? это одушевленное существительное? А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой. К примеру, задумано слово банка, которое имеет такие значения: цилиндрический сосуд; медицинский прибор для лечения кашля; подводная отмель. Где предмет находится? Один скажет: на столе, другой – в море, третий – в поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в магазине... Что с ним делают? Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из нее содержимое... Другой вариант игры: надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову глава можно дать определения: старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно увидеть в городе или селе. Есть в романе и в учебнике. Третий вариант: команды соревнуются – кто сочинит более интересный текст, использовав многозначность слов и омонимы. Вот как это сделал С.И. Кирсанов:
Пусть школьники попробуют сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами, например: не мой – немой, ворон – вор он, совсем – со всем, а не мел – онемел, рассказал – раз сказал, сосна – со сна; подрожать – подражать, надо есть – надоесть, полосы – пол-осы, тоже лаю – то желаю. Можно поиграть разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет), верно (преданно – вероятно), дорогой (любимый – имеющий высокую цену), наступил (о времени: январь, праздник – на что-то), лицо (физиономия – человек), перевести (с одного языка на другой – истратить), почитать (уважать – читать), засыпать (погружаться в сон – заполнить чем-нибудь сыпучим, вопросами), напасть (беда, неприятность – броситься), печь (существительное – глагол), перерыв (существительное – деепричастие). С омонимами можно составить загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например: Какими нотами нельзя записать музыку? (Дипломатическими.) Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая.) Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле.) Сколько будет: три, три да три? (Дырка.) Можно использовать специальный «Словарь омонимов русского языка», составленный О.С. Ахмановой, если же такой словарь отсутствует – обычный толковый словарь. Для начала приведем несколько омонимов: баба, бабка, балка, банк, блок, бокс, бор, бум, бык, бычок, бюро, мир, ворот, глава, журавль, кисть, класс, ладья, лист, мандарин, наречие, операция, пар, ручка, свет, соль, союз.
Паронимы Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу: чужой – чуждый, героизм – геройство. В игре от каждой команды выделяются «эксперты», которые должны за 1 минуту объяснить значение слов-паронимов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ – очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается. Потом работает другая группа «экспертов». Выигрывает команда, получившая больше очков. Для подбора паронимов целесообразно использовать «Словарь паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой. Вот примеры паронимов. Архаизм – архаичность, боязливо – боязно, вдохновение – вдохновенность, великий – величественный, героический – геройский, глубинный – глубокий, горделивый – гордый, гуманистический – гуманный, далекий – дальний, действенный – действительный, деловитый – деловой, дерзание – дерзость, длинный – длительный, драматический – драматичный, единый – единственный, заплатить – оплатить, лирический – лиричный, надеть – одеть, обидный – обидчивый, обсудить – осудить, одинокий – одиночный, поза – позерство, поступок – проступок, самоуправление – самоуправство, скрытный – скрытый, тема – тематика, убедительный – убежденный, человеческий – человечный, эффективный – эффектный.
«Перевод» Участвуют трое: «знаток», «иностранец» и «переводчик». «Знаток» произносит одну фразу о чем угодно (о школе, весне, картине, дворе, событии, книге и др.). «Переводчик» должен заменить в сказанной «знатоком» фразе все слова синонимами. «Иностранец» отвечает тоже одной фразой: задает вопрос, возражает, делится своими соображениями, воспоминаниями и др. «Переводчик» снова заменяет слова синонимами. Затем тройку сменяют игроки из другой команды. Другой вариант игры – «перевод». Надо отгадать произведение по «переводу», в котором все слова заменены синонимами или описательными выражениями. Например: Холод и свет; время суток очень хорошее! (Мороз и солнце; день чудесный!). Труднее, но тоже можно заменить слова антонимами: Жара и тьма – ночь ужасная! Такие загадки команды заранее подготовят и предложат друг другу.
Редактор Игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.
Игры со стихами Следующие игры посвящены теме «Стихотворная форма словесного выражения». Их можно использовать на уроках словесности и литературы. Не все ребята умеют сочинять стихи, но придумать рифму могут все, одни лучше, другие похуже. И услышать ритм тоже может каждый. И это поможет научиться воспринимать стихи.
Угадай строчку! Водящий выходит из комнаты. Оставшиеся задумывают строчку из известного всем стихотворения. Текст ее разбивается на отдельные слова, и каждый игрок запоминает свое слово. Они выстраиваются в том порядке, в каком стоят слова в тексте. «Вода» входит и, подойдя сначала к первому «слову», задает ему любой вопрос, потом – к следующему и так далее. Отвечать на вопросы надо быстро и так, чтобы употребить в ответе свое слово, хитро спрятав его среди других слов. Задача – отгадать строку. Например, загаданы строки Сурикова: Вот моя деревня, вот мой дом родной. Первому «слову» задан вопрос: «Ты встаешь рано?». Надо ответить так, чтобы слово вот присутствовало в ответе, но не было слишком заметно. Может быть так: Вот еще, зачем мне вставать рано, лучше я посплю! Другой вариант: команды заранее заменяют все слова отрывка из знакомого стихотворения рифмами и предлагают соперникам отгадать строки. Например: по словам хоровод своя харчевня завод умой льдом больной надо отгадать настоящие строки: Вот моя деревня, вот мой дом родной. Кстати, подобрать строки для игры не так просто: во-первых, не к каждому слову легко найти рифму, а во-вторых, надо, чтобы слова в них не сразу узнавались.
Рифмы Каждый игрок получает листок, на котором написано одно слово: хоровод; своя; харчевня; завод; умой; льдом; больной. Это рифмы к словам, составляющим строки Вот моя деревня, вот мой дом родной. Ведущий читает эти строки, а играющие должны узнать свое слово и встать в том порядке, в каком расположены искомые слова. Даже старшеклассникам нелегко сделать это, особенно если стихи незнакомы ребятам.
Буриме (от франц. bouts – концы и rimes – рифмованные) Это сочинение стихов на заданные рифмы. Рифмы пишутся в правой стороне листка бумаги столбиком, а играющие (индивидуально или группой) вписывают слева от рифмы стихотворные строки. Победители – те, чьи стихи окружающие или жюри признает лучшими. Возможно дальнейшее соревнование победителей первого этапа – четвертьфинал, полуфинал и финал. При этом с каждым разом игра усложняется: оговаривается сначала тема, потом размер стиха, наконец – применение определенных изобразительных средств языка. Для подбора рифм можно воспользоваться специальными словарями: Абрамов Н. Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. М., 1996; Федченко С.М. Словарь русских созвучий. Около 150 000 единиц. М., 1995; Фок П.М. Практический словарь рифм. М., 1993. Можно взять рифмы из любого стихотворения или придумать самим, они могут быть перекрестными, смежными и опоясывающими.
Буриме-монорим Монорим – это стихотворение с одной рифмой. Например, шуточный монорим А.Н. Апухтина, вот начало: Когда будете, дети,
студентами, Пусть учащиеся придумают стихи-моноримы на заданные рифмы. В игре могут соревноваться группы участников, а жюри выберет лучшее стихотворение. Приведем некоторые слова, составляющие рифму ок. Высок – кусок – носок– лесок – голосок – досок – песок – туесок – чеснок – без ног – мог – комок – помог – намок – смог – совок – рывок – привлек – недалек – василек – королек – клубок – глубок – порог – жирок – без дорог – творог – носорог – единорог – строг – зарок – исток – пирог – урок – пророк – срок.
Акростих Акростих – это стихотворение, в котором первые буквы строк, прочитанные сверху вниз, составляют какое-либо слово. Вот акростих поэта конца XVIII – начала XIX вв. Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Здесь описано явление, которое названо начальными буквами. Пусть школьники отгадают эту загадку.
Ребята сами могут попробовать сочинить акростих на собственное имя или имя друга. Жюри решит, кто сделает это лучше.
На знакомый мотив В словесности иногда используются размер стиха и интонация известного стихотворения для создания нового произведения. Это не стилизация и не пародия, потому что автор не ставит цели обнаружить особенности стиля и высмеять их. Он просто вливает в готовую форму иное содержание, и от неожиданного сближения возникает юмор. Пусть школьники посоревнуются, кто сочинит наиболее интересный перепев известного произведения. Может быть, так? Сижу я голодный в квартире
пустой.
Центон Центон – это стихотворение, составленное из строк других произведений. Это слово в переводе с латыни означает «одеяло из цветных лоскутов». Предложите учащимся отгадать: из каких произведений составлен этот центон? Мартышка, в Зеркале увидя
образ свой, Ответ: «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль». Одна команда пусть составит центон из сказок К.Чуковского или А.Пушкина, из стихов и сказок разных поэтов, а другая – разгадает произведения, определит, откуда взяты строки. В старших классах возможны разнообразные сложные центоны. |