Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2000

С.ЕВГРАФОВА

НАДО ЗНАТЬ, ГДЕ УПАДЕШЬ

Позади школьные экзамены, кое-кто уже успешно преодолел вступительные. Однако есть категория страдальцев, получивших при поступлении в институт в первом потоке двойки и тройки и собирающихся попытать счастья во втором. Чтобы вторая попытка не стала чистой лотереей и напрасной тратой времени и сил, к ней нужно подготовиться, причем не совсем так, как готовились к первой: нужен интенсивный тренинг. Именно этим страдальцам и их учителям мы адресуем этот материал.

Если ваш подопечный собирается писать сочинение или изложение, а вы хотите «нагнать» ему грамотность, работать стоит исключительно с классиками. Как известно, школьники делают ошибки вовсе не потому, что не знают правил, а из-за того, что не умеют отличать опасное от безопасного. Это качество особенно вредит не во время диктантов и тестов (там все равно нет возможности редактировать текст), а при написании сочинений и изложений – то есть собственных текстов. Вот почему начинать надо с теста, который поможет ученику осознать потенциальные опасности.

В качестве такого теста можно выбрать небольшое упражнение на вставление пропущенных букв и знаков, в котором каждый пропуск и каждый пробел должен стать поводом задуматься над тем, что здесь может быть не так и почему.

Упражнение

1. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки и раскрывая скобки.
2. Объясните каждую обозначенную в тексте орфограмму (знаки пропуска и скобки).
3. Составьте схему первого предложения.
4. Прокомментируйте необходимость/возможность/невозможность постановки знака в каждом пробеле.

Что Ноздрев лгун от_явлен_ый это было извес_но всем и вовсе (не) было в диков_нку слышать от него решительную бе_смысл_цу но смертный право трудно даже понять как устро_н этот смертный как (бы) н_ пошла была новость но лишь (бы) она была новость он (не) пр_мен_о сообщит ее другому смертному хотя (бы) имен_о для того только что (бы) сказать «Посмотрите какую ложь р_спустили!» а другой смертный с удовольствием пр_клон_т ухо хотя после скажет сам «Да это совершен_о пошлая ложь не сто_щая (н_) какого внимания!» и (в) след (за) тем сей (же) час отправ_т_ся искать трет_его смертного что (бы) ра_сказавши ему после вместе с ним воскликнуть с благородным (н_) годованием «Какая пошлая ложь!». И это (не) пр_мен_о обойдет весь город и все смертные сколько их (н_) есть наговорят_ся (не) пр_мен_о (до) сыт_ и потом пр_знают что это (н_) сто_т внимания и (н_) достойно что (бы) о нем говорить.

(Н.Гоголь. Мертвые души, гл. 8)

Выполняя первое задание, ученик покажет, в каких разделах орфографии и пунктуации у него очевидные пробелы. Выполняя второе, он вынужден будет вспомнить большое число правил орфографии, в том числе тех, которые не вызвали у него затруднения; при этом выявятся не только пробелы в теоретических знаниях, но и случаи нескоординированности знаний и навыков. При составлении схемы ученик покажет, насколько хорошо он видит структуру предложения, а при выполнении последнего задания обнаружится, хорошо ли ученик разбирается в пунктуации.

Посмотрим, как можно работать с этим текстом.
Первым бросается в глаза очень тонкий орфографический случай. Во встретившихся мне изданиях написано преклонить ухо, хотя по смыслу явно нужно было бы написать приклонить ухо (как приклонить голову к чьему-то плечу: ведь собеседник приближается, наклоняется к нам). Сочетания же преклонить главу (голову) и преклонить колени безусловно являются идиомами, в них (как и в словах преклонение, преклоняться) есть значение покорности, готовности подчиняться, но не значение приближения. Этот случай может стать поводом повторить приставки пре- и при- – вечный камень преткновения.
Приведем материал для тренировочных диктантов:

А. Когда она выезжала из дома на бал, она чувствовала себя прекрасной принцессой и, казалось, видела себя идущей через зал с гордо поднятой головой и поглядывающей на восхищенных поклонников слегка презрительным взглядом. А теперь она совершенно потерялась в неприятной, почти банной толчее. Ей начало казаться, будто она нехороша собой, дурно одета, никому не нужна. Она испытывала непреодолимое желание зажмуриться и приткнуться где-нибудь в уголке и, пожалуй, давно бы это сделала, если бы не дурацкий шлейф, ставший для нее камнем преткновения. Вдруг кто-то взял ее за локоть: «Позвольте преподнести вам эти прелестные розы, которые, к сожалению, лишь в самой малой степени отражают мое восхищение вами!». И мир вокруг нее снова преобразился...
Б. Непритязательные вкусы директора были в институте притчей во языцех. Беспримерная неприхотливость этого ученого мужа у одних вызывала пренебрежительную насмешку, у других – уважение, третьи жалостливо причитали над ним.

Затем можно перейти к пословному анализу текста.
Что Ноздрев лгун отъявленный, это было известно всем, и вовсе не было в диковинку слышать от него решительную бессмыслицу; ...

В данном фрагменте предложения первой частью является стоящее в препозиции к главному придаточное, второй – само главное предложение, третьей – самостоятельное предложение, связанное с предыдущим главным сочинительной связью. В конце фрагмента предпочтительно поставить точку с запятой, так как структурно он не связан со следующим за ним фрагментом, а по смыслу связан с ним не очень тесно.
Составим небольшой пунктуационный диктант:

Что может случиться завтра, мы и предположить не можем, и незачем ломать над этим голову.
К кому предъявлять претензии, неизвестно, и совсем не обязательно с этим спешить.
Как отвечать на подобный вопрос, никто не знает, и здесь можно действовать по наитию.
Неясно, на что рассчитывают подобные люди, и идти у них на поводу ни к чему.
Непонятно, куда ведет эта дорога, и нам лучше не рисковать.

Перейдем к орфографии. В слове отъявленный две орфограммы: разделительный твердый знак после приставки и н/нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Если ученик сделал ошибку в первом случае, ему можно предложить ряд тренировочных диктантов:

А. Предъявить, изъявить, съязвить, сверхъестественный, отъехать, подъезд, съежиться, объегорить; объявление, мадьярский, сэкономить, вьюн, соловьиный, адъютант, дьяк, третье сословие, трансъевропейский, объем, субъективный, компаньонка.
Б. Любой писатель субъективен, но его субъективность позволяет нам создать более объемный, рельефный образ объективного мира. Даже солнечный свет льется на землю, преломляясь через призму субъективного восприятия, чтобы воскреснуть вновь в тургеневском рассвете или лермонтовском закате. И сверхъестественная психологическая достоверность толстовской прозы обусловлена тем, что каждое движение души героя писатель проверяет на самом себе, перевоплощаясь из надменного генеральского адъютанта в легкомысленную компаньонку-француженку.
В.
Безапелляционный, безъядерный, (мы) вобьем, въехать, вьюга, въяве, двухэтажный, двухъярусный, изъян, инъекция, инязовский, контръярус, конъюнктура, медвежье, межатомный, межъядерный, межюрколлегия, обезьяна, объем, отъявленный, панъяпонский, подъем, подъюлить, подутюжить, постъядерный, разоткровенничаться, разъем, разъяренный, сагитировать, сверхэкономичный, сверхъюркий, суметь, субатомный, субъект, суперэлегантный, суперъяхта, съезд, съемка, трансакция, трансъяпонский, трехъязычный.

Если ученик не помнит соответствующего правила, то диктант (В) можно использовать в качестве материала, достаточного для того, чтобы самостоятельно вывести нужное правило. Анализируя примеры, ученик должен вспомнить о русских и иноязычных приставках, а также о сложносокращенных словах, не подчиняющихся общему правилу.
Данное правило стоит повторить вместе с правилом о правописании и/ы после приставок, и следующий диктант должен помочь ученику вспомнить соответствующее правило:

безыдейный, безыскусный, взыграть, взимать, Госкомимущество, изысканный, межинститутский, панисламизм, пединститут, подыграть, подынтегральный, постинфарктный, предынфарктный, розыск, сверхинтересный, суперинтендант, трансиорданский.

Что касается правописания н/нн в причастиях и отглагольных прилагательных, то – даже если ученик правильно написал слово отъявленный – его стоит повторить.
Приведем алгоритм проверки написания н/нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных.

АЛГОРИТМ

1. Есть ли в слове приставка (в том числе вычленяемая по аналогии в словах с опрощенной основой, но не не)?
ДА - пишется нн
Исключения: названый (брат, сестра и т.п.), посаженый (отец, мать), смышленый; см. также 4.
Примеры: объявленный, скошенный, сорванный, отваренный, недожаренный, пережеванный.
НЕТ - см. 2

2. Есть ли при слове зависимые слова?

ДА - пишется нн
Примеры: кошенный до дождя, жаренный в масле, кованный умелыми руками, меченный клеймом.
НЕТ - см. 3

3. Есть ли в слове суффикс -ова-/-ева-?
ДА - пишется нн
Примеры: организованный, тренированный, рискованный, линованный, корчеванный.
НЕТ - см. 4

4. Образовано ли это слово от глагола несовершенного вида?

ДА - пишется н
Исключения: виденный, невиданный, неслыханный, священный, желанный, деланный, ставленный, чеканный, считанный, пеклеванный, данный, нечаянный, негаданный, нежданный (ср. также неожиданный с приставкой о-), недреманное око.
Примеры: рваные брюки, кошеная трава, жареная картошка, резаные овощи, мороженые фрукты.
Внимание! Написание с одним н сохраняется как при присоединении приставки не- (например, некошеный луг, нелатаная куртка, незваный гость), так и при вхождении в состав сложного слова (например, свежемороженые продукты, домотканый половик, малоезженая дорога).
В целях единообразия одно н рекомендуется писать также в приставочных формах в составе сочетаний типа читаная-перечитаная книга, штопаный-перештопаный носок, ношеный-переношеный костюм.
НЕТ (то есть слово образовано от глагола совершенного вида или от двувидового глагола) - пишется нн
Исключения: раненый/раненный, контуженый/контуженный (см. пп. 1, 2); конченый человек, прощеное воскресенье.
Примеры: купленный костюм, брошенный муж, казненный преступник, обещанный подарок.

Закрепим умение пользоваться алгоритмом на небольших диктантах.

А. Вчера, в прощеное воскресенье, после разговора с женой он чувствовал себя великодушным, всепрощающим, а сегодня снова разболелось раненное обидой сердце. Брошенный муж! Как это унизительно! Он, прославленный режиссер, нежданно-негаданно оказался в положении,
осмеянном всеми юмористами и оплаканном авторами всех мелодрам. Ему казалось, что его унижает все: и свежемороженые овощи, которые не получались у него ни тушеными, ни жареными, и купленный в дорогом бутике костюм, который он подбирал в тон к вечернему платью жены, и непрошеное сочувствие друзей.
Б. Меня предупредили, что новоявленный гений живет в заброшенной деревне где-то в Тверской губернии. Я раздобыл адрес, оделся в поношенное пальто, чтобы не раздражать его своим столичным лоском, взял напрокат машину и отправился в путь по малоезженым дорогам.
Вокруг расстилались некошеные луга, кое-где попадались полуразрушенные деревушки. Наконец я добрался до нужного поворота. Вот срезанный ударом молнии дуб неслыханной толщины, а под ним – колодец, рубленный из толстенных поленьев. Метрах в ста отсюда изба, в которую мне предстоит явиться незваным, непрошеным, но, может быть, «день и ночь так долго жданным» гостем. Что меня ждет – встреча с новым Шукшиным или Солженицыным или всего лишь водка в граненом стакане и жаренные в сметане караси с вареной картошкой и выпеченным в своей печи хлебом?

Полезно вспомнить и правописание кратких причастий и прилагательных. Общее правило звучит так: в причастиях пишется одно н, а в прилагательных – столько же, сколько и в полных. Остается только вспомнить, как отличить причастия от прилагательных.
Здесь нужно применять трансформации: для причастия – глагольная (из картошка сварена можно сделать картошку сварили), для прилагательного – адъективная (из она умна и воспитанна получаем она умная и воспитанная).
Однако следует знать, что противопоставление кратких причастий и кратких прилагательных вызывает трудности там, где они составляют смысловую оппозицию, например:

Выступления ансамбля, как всегда, организованы профкомом.
Выступления ансамбля, как всегда, организованны и слаженны.
Его манеры весьма изысканны.
Средства для экспедиции должны быть изысканы во что бы то ни стало

Такое явление наблюдается, когда отглагольное прилагательное приобрело значение, существенно отличающееся от значения причастия: ср. изысканный (прич.) – “найденный”, изысканный (прил.) – “тонкий, изящный”, взволнованный (прич.) – “покрытый волнами” или “нервничающий”, взволнованный (прил.) – “беспокойный”.
Слово взволнованный особенно интересно, поскольку глагол взволновать в прямом смысле (“покрыть волнами”) и в переносном (“заставить нервничать”) может образовывать причастия:

Море взволновано сильным ветром.
Мы были взволнованы его сообщением.

Прилагательное очень близко по значению к причастию от глагола в переносном значении.

Девушки были взволнованны, но очаровательны.
Лица моих друзей были взволнованны.

Обратим внимание: когда речь идет о человеке (а не о его лице), различить смысл прилагательного и причастия практически невозможно. Поэтому оба написания возможны (ср. девушки взволнованы / взволнованны).
С такой же степенью подробности нужно прорабатывать каждое слово, каждую синтаксическую структуру. Но это (за недостатком места) я предлагаю вам проделать самостоятельно.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru