Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2000

М.А.ПЛОТНИКОВА,
Высшая гимназия-лаборатория Салахова,
гуманитарная кафедра, г. Сургут

от СЛОВА к ТЕКСТУ
6 - 7 классы

Лингвистический анализ – это итог многолетней работы с текстом, со словом.
Интерес к слову, лингвистическое чутье формируются в течение нескольких лет. Разные виды заданий развивают умение работать со словом, чувствовать его, понимать, но определяющим является творчество учащихся.
Предлагаем систему заданий, формирующих у учащихся начальные навыки анализа текста.

Тема: «АНТОНИМЫ»

I. Начальный лингвистический анализ текста

Перед вами два фрагмента сказки О.Уайльда.

1. На детей лесоруба, да и на всех прочих детей в селении он смотрел сверху вниз, потому что, говорил он, все они низкого происхождения, в то время как он – знатного рода, ибо происходит от Звезды. И он помыкал детьми и называл их своими слугами. Он не испытывал сострадания к беднякам или слепым, недужным и увечным, но швырял в них камнями, и прогонял их из селения на проезжую дорогу, и кричал им, чтобы они шли побираться в другое место, после чего ни один из нищих, кроме каких-нибудь самых отчаявшихся, не осмеливался вторично прийти в это селение за милостыней. И он был точно околдован своей красотой, и высмеивал всех, кто был жалок и безобразен, и выставлял их на посмешище. Себя же он очень любил и летом в безветренную погоду часто лежал у водоема во фруктовом саду священника, и глядел на свое дивное отражение, и смеялся от радости, любуясь своей красотой.

1) Найдите в этом отрывке антонимы и определите их роль в авторской характеристике героя.
2) Помогают ли они понять характер героя сказки?

2. Мальчик-звезда склонил свою голову в дорожную пыль и, рыдая так, словно сердце его разрывалось, сказал:
– О мать моя! Я отрекся от тебя в дни моей гордыни. Не отринь же меня в час моего смирения. Я питал к тебе ненависть... Одари же меня любовью. Мать моя, я отверг тебя. Прими же свое дитя...

1) Найдите слова, которые противопоставляют мать и сына.
2) Какие языковые средства помогают понять превращения, произошедшие с героем? Каково их значение в монологе героя?

II. Задание: составьте сами антонимичные пары, показывающие превращения, которые произошли с героем сказки.

Ответы учащихся:

О лице

прекрасное
красивое
прелестное
уродливое
безобразное
мерзкое

О сердце

холодное
ледяное
жестокое
каменное
горячее
теплое
доброе, отзывчивое
любящее

О внутреннем состоянии

затворил сердце
ненавидел
безжалостен
жесток
открыл сердце
любил
добр, добросердечен
милосерден

III. Напишите сочинение на тему: «Превращения мальчика-звезды», используя антонимы.

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Лесорубы нашли мальчика-звезду, когда он был совсем маленьким. Он вырос, и его лицо стало необыкновенно красивым. Все восхищались его очаровательной, прекрасной внешностью. Но красивым он был только внешне, сердце же его было черствым, холодным, ненавидящим. Будучи жестокосердным, он ненавидел все и всех, а любил только себя. Он затворил свое сердце от всего: от любви, от счастья, от горя, от страданий. Своим поведением он учил людей жестокости и ненависти.

Когда к нему пришла мать, потерявшая его в лесу, он отверг ее, сказав, что его мать не может быть нищенкой. За это природа жестоко его наказала. Он потерял свою красоту. Его лицо стало уродливым, безобразным.

Пройдя через множество испытаний, он открыл свое сердце: любовь вытеснила ненависть, добро выгнало зло и бессердечие. Сердце его стало горячим, умеющим любить не только себя, а все, что окружало: животных, птиц, природу. Оно стало отзывчивым, и это помогло мальчику-звезде вернуть свою мать. Она оказалась королевой, а нищий, которому он отдавал золотые монеты, был его отцом. Мальчик-звезда снова обрел красоту. Он стал королем и правил три года. Во время своего правления он учил людей добру, любви и милосердию.

(Т.Дурова)

Мальчику-звезде была дарована прекрасная внешность. Он был чудесным творением. Все поражались его красивому лицу. Но у него было каменное сердце. Он любил только себя и не щадил никого. Да, он был бессердечным, он затворил свое сердце, но не только для любви и добра, а и для страданий и разочарований. Его ненавидящее сердце не считалось ни с одним живым существом. Тогда он учил жестокости. Эти дни были днями его гордыни. Он отрекся от матери, и природа наказала его.

Природа отобрала у него красоту. Он стал мерзким созданием. Его лицо стало уродливым. Но он понял, что совершил великий грех, и открыл свое сердце. Теперь оно стало отзывчивым и любящим. Он отправился в путь, чтобы обрести потерянное, но не красоту, а отвергнутую мать. На пути он не встретил любви, но помогал всем, забывая себя. Это был час смирения мальчика-звезды. И, пройдя испытания, мальчик-звезда вернул мать. Он стал правителем и учил добру и милосердию.

(К.Шигапова)

Все удивлялись внешности мальчика-звезды: губы его были алыми и нежными, словно лепестки роз после утренней росы, волосы были легкими и блестящими, как шелк, а глаза были небесного цвета.

Но у мальчика-звезды было безжалостное, черствое, холодное сердце: он издевался над беззащитными животными, кидал в нищих камни, не признавал своей неправоты, насмехался над другими детьми. И в дни своей гордыни он совершил ужасный грех – отрекся от своей матери.

Природа наказала его за гордость и жестокосердие – он стал уродлив. Его лицо покрылось чешуей и стало омерзительным, безобразным. Тогда он понял, какой грех совершил и как он обидел свою мать. Мальчик-звезда уже не заботился о своей внешности, он хотел найти мать и извиниться. Его сердце наполнилось огнем любви и раскаяния. Оно стало горячим, любящим. Мальчик-звезда стал защищать бедных, животных, помогать нищим. Ом смиренно сносил все обиды на своем пути. Мальчик-звезда вернул свою мать и обрел любовь. И если раньше он учил жестокости и ненависти, то теперь – добру, любви и милосердию.

(А.Казначеева)

Тема: «МОЕ ЛЮБИМОЕ СЛОВО»

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

ВЕСНА

В этом слове слышатся веселое журчание ручья и нежный шепот мамы. Когда я произношу это слово, в комнату врывается свежий ветер, но он быстро стихает и лишь ласково овевает лицо. Это слово одновременно и ярко-синее, и нежно-голубое, оно переливается всеми цветами радуги и затихает, словно спокойное озеро. Оно вырывается из-под земли и, улетая, медленно тает в голубом небе. Зимой это слово разгоняет тучи и бросает вниз золотистый блик солнца. В этом слове я чувствую запах травы, ярких цветов, которым ты никак не можешь надышаться. Мне дорого каждое проявление жизни, а это слово олицетворяет жизнь.

(К.Шигапова)

РУЧЕЕК

Ручеек – мое любимое слово. Оно всегда вызывает во мне радость. Ведь это бегущий, поющий, журчащий, летящий поток воды. И мне хочется петь и бежать вместе с ним. Когда я произношу это слово, мне кажется, что где-то звучит свирель. Мне нравится голубизна ручейков. Ведь голубой цвет – самый нежный, самый таинственный и самый красивый. В звуке [р] я слышу радость людей, животных, растений, воды. В звуке [у] слышу ураганную скорость воды в ручейке, а звук [э] – как радуга, в которой все цвета радости.

(К.Канарчик)

РОССИЯ

Мое любимое слово – Россия. Да, это название моей страны. Не СССР, аббревиатура, более напоминающая название разных институтов по разработке жилищных проектов, не СНГ, три мало говорящие сердцу буквы, – Россия...

Россия – росы и сиянье.
И значит – утро, значит – свет.
И расстоянья, расстоянья...
Без них России просто нет.
Так слышалось это слово поэту Викулову, так, наверное, «отзывается» оно в душе каждого русского человека.
Россия... Это слово составляют твердые и мягкие, звонкие и глухие, шумные и сонорные, долгие и краткие звуки. В самом названии страны такое многообразие звуков, столько противоречий, сколько их в душе русского человека, с его неповторимостью, «неподражаемою странностью», способностью сочетать в себе самые разные чувства, стремления.
Россия – женского рода. Ее людям свойственны такие женские русские качества, как милосердие, «божественная стыдливость страдания». Это слово того же рода, что и Вера, Надежда, Любовь.
Россия... Звук этого слова рождает в памяти другое, его синоним, – Русь – с неотделимым от него определением святая. Это старое название – словно дополнение к современному, словно напоминание о вечном духовном идеале, символ всего истинно прекрасного, что есть в русских сердцах.

(А.Чалова)

Тема: «ТРОПЫ»

I. Начальный лингвистический анализ текста

ШАПКИ ДОЛОЙ!

Всю зиму простояли лесные пни в снегу, увязнув по уши. Шапки снежные надвинули на самые брови и смотрели сердито и недовольно.
А сейчас пни загуляли. Высунулись из снега, шапки белые набекрень заломили и до того раззадорились – пар идет!
А то ли в апреле будет!
Встанут во весь рост, ударят шапками о землю. Пропадай, шапка, была не была!
Расступись, лесной народ, – пни весну встречают.

(Н.Сладков)

1) Перед вами текст? Если да, докажите.
2) Определите:
а) тему текста;
б) основную мысль;
в) тип текста.
3) Какие разные состояния пней представлены в тексте?
(Пни зимой ® пни сейчас ® пни в апреле.)
4) Слова какой части речи помогают передать перемену в жизни пней?
(Преобладают глаголы: простояли, смотрели, загуляли, высунулись, раззадорились.)
5) Но мы видим, что меняется не только состояние, но и внешний вид пней: шапки снежные надвинулись ® шапки белые набекрень заломили ® ударят шапками о землю...
6) О каких шапках идет речь? И почему уместны такие характеристики, как настроение, характер, поведение пней?
(Пни очеловечены: они могут сердиться, радоваться, ликовать.)
7) Что же помогает создать образ пней? (Тропы.)

ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
– Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К.Паустовский)

1) В этом тексте найдите слова, которые помогают представить превращения, произошедшие с природой.
2) Что позволяет говорить о судьбе земли, о жизни дождя, ветра, сада?

II. Напишите сочинения на предложенные темы и используйте тропы в своих работах.

Темы творческих работ

1. Мертвый лес.
2. Улыбка весны.
3. Забавы солнечного зайчика (ручья).
4. Жалобы ветра (вьюги).
5. Бал весны.

 РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

БАЛ ВЕСНЫ

Меня зовут Весна. Сейчас многие скажут, что я вся в пятнах слякоти и луж. Знаете, не очень-то приятно слышать такие обидные слова о себе. А ведь весна – пора улыбок, любви... Весной водят хоровод березки, танцуют цветы, прихорашиваются травы, Старый Дуб поет чудным баритоном. Но самое главное то, что в эту пору я устраиваю бал.
Ах, если бы вы знали, сколько я затрачиваю времени на подготовку к нему! Первым делом нужно хорошенько умыть лес, раздать деревьям зеленые плащи – костюмы для танцев. После разогнать упрямые черные тучи на небе. И только потом, когда лес чист, можно рассылать грачей-гонцов с приглашениями.
В день бала все гости собираются на Большой Поляне, смеются, разговаривают, малыши играют в салки, жмурки и прятки. Потом начинаются танцы. Березки исполняют танец «Молодой листок», тоненькие травинки поражают всех скрипичным концертом, ручьи насвистывают польку.
Наступает мой выход. Я исполняю заветный танец Преображения: небеса голубеют, солнце сбрасывает серую пелену, мир наполняется красками. Отовсюду слетаются бабочки и струится пение птиц. Я вступаю в свои права.

(А.Правдина)

МЕРТВЫЙ ЛЕС

Вдалеке от города есть одно странное место. Это лес, который давно уснул, и ему снятся ужасные сны.
По лесу разгуливает королева тьма. Она каждую ночь бродит здесь, заглядывая под каждый кустик, под каждый камушек. Владыка ветер проносится меж одиноких молчаливых деревьев и уныло воет. Гадкая и противная сырость ползет по черной земле, а запах плесени хихикает в воздухе. Вот и все обитатели этого леса.
Днем некоторые лучики пробиваются сквозь грустные засохшие листья. Солнечные зайчики блуждают по земле, изучая задумчивые черные камни. Серые пни, поросшие мхом и поганками, недовольно ворчат на них, и те, испуганные негостеприимством леса, тают в сумраке.
В этом загадочном лесу всегда царят мрак и сырость.
Люди боятся заходить в тот лес. Они называют его мертвым.

(М.Мамлеева)

РУЧЕЙ-ЦИРКАЧ

С приходом весны на лужайке развернулось цирковое представление. Конферансье Солнышко объявило первый номер: Ручей-жонглер. И на арену выбежал Ручеек. Его необычный наряд рассмешил всех: ведь на нем были и листья, и ожерелья из льда, а из карманов торчали рыбешки и кораблики. Всем этим Ручей начал жонглировать. Было очень красиво: листья блестели, а ожерелья переливались. И вдруг в небе откуда ни возьмись появилась радуга. И Солнышко объявило: Ручей-фокусник. Чудеса начались у всех на глазах.
Ручей что-то прошептал Солнышку, оно, взвившись вверх, пальнуло своими лучами во все стороны, и через пять минут от снега не осталось и следа. Все стало зеленым и радостным.
Зверушки захлопали в ладоши, а Солнышко объявило: Ручей-акробат. И Ручей тут же взлетел вверх по радуге и начал прыгать и кувыркаться.
Ручей-циркач – любимый сын Весны.

(Н.Черненко)

Тема: «ВИД ГЛАГОЛА»

I. Сравните два отрывка из цикла «Повести Белкина».

1. На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась.

(А.Пушкин. Барышня-крестьянка)

2. Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты; но она никому не подавала и малейшей надежды. Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга. Марья Гавриловна качала головой и задумывалась. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне выступления французов. Память его казалась священною для Маши.

(А.Пушкин. Метель)

1) Укажите вид глаголов в каждом отрывке.
2) В каком из них глаголы обозначают действия, следовавшие одно за другим, а в каком – протяженные во времени действия?
3) Возможна ли замена глаголов одного вида другим в первом тексте?
4) В каком предложении второго отрывка замена глаголов одного вида другим невозможна? Почему?
5) Как употребление глаголов того или иного вида связано с развитием сюжета?

А теперь сами проиллюстрируйте противоположные по своему значению грамматические формы вида.

II. Темы творческих работ

1. Море просыпается. Море проснулось.
2. Чайник ворчит. Чайник разворчался.
3. Ледоход начинается. Ледоход начался.

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

ДВА СОСТОЯНИЯ МОРЯ

Море засыпает. Ночью оно успокаивается и похрапывает, стуча камушками о морской берег. Оно тихо сопит и ворочается с одного берега на другой. Море мечтает – оно видит прекрасные сны.
Но вот подул ветерок и растолкал засоню море. Оно разворчалось и недовольно поежилось. Ветер поднял маленькую волну, которая вздыбилась и облила прохладной струйкой заспанные глаза моря. Вот тогда-то оно и рассердилось.
Море обрушилось на берег, отхлынуло и вновь напало на незащищенный островок, перевернув все на своем пути. Оно закружилось, завертелось... Оно рассердилось, разъярилось, но оно проснулось.

(Д.Плахова)

МОРЕ ПРОСНУЛОСЬ

Ветерок тихонько прошелестел над спящим морем. Море слегка приподнялось, но тут же бессильно опустилось. Заворчал прибой, шальная волна накрыла песок. Все утихло, но это было затишье перед бурей.
Внезапно волны взметнулись и жадно лизнули борт случайного корабля. Начался шторм. Море проснулось.

(К.Шигапова)

В первой работе ученица показывает два состояния моря: пробуждающееся и пробудившееся. Грамматические формы вида, противопоставленные по своему значению, помогают создать эти противоположные картины.
Во второй работе ученица, используя глаголы совершенного вида, создает картину, в которой одно действие, доведенное до предела, сменяется другим.
Такая работа с разными формами вида открывает перед учащимися богатство выразительных возможностей глагола.
Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru