Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2000

Т.М.ФАЛИНА

П.О.АФАНАСЬЕВ О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ДЕТЕЙ

Петр Онисимович Афанасьев, будучи директором Поливановской учительской семинарии, в 1914  г. издал «Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки», где рассматривал вопросы о постановке изложений и сочинений в школе. Многое из написанного известным методистом привлекает внимание и сейчас.

Деятельность учителя П.О. Афанасьев представлял себе как глубоко гуманистическую, направленную на гармоничное развитие детей деятельность, в центре которой – ребенок, его чувства и его мысли.

Методические размышления П.О.  Афанасьева относятся в основном к начальной школе, но из его трудов видно, насколько дальновидным он был во взглядах на обучение родному языку в целом; преемственность в обучении между младшим и старшим звеном считал серьезной проблемой.

Современно звучит вопрос П.О.  Афанасьева, заданный еще в 1914  г.: «...какую жизненную ценность может представлять достигнутое искусственной тренировкой уменье <...> по выходе из школы правильно поставить в известных случаях букву h <...> или же не ошибиться в окончаниях <...>, если он (ученик) в то же время почти не в состоянии толково изложить самую простую мысль свою?».

* * *

Методисты того времени различали письменные работы «низшего» и «высшаего» порядков. П.О.  Афанасьев критически относился к тому, что предпочтение отдается заданиям «низшего» порядка – орфографическим упражнениям, – а не «высшего» – изложению мыслей. Он перечислил 9 упражнений высшего порядка (это изложения разных видов) и только десятым назвал самостоятельное сочинение на тему.

П.О.  Афанасьев сетовал на то, что в методических рекомендациях уделяется больше внимания изложениям, а не сочинениям, и ссылался на американскую школу, где «сразу начинают со свободного изложения собственных мыслей, касающихся виденного и слышанного, так или иначе пережитого детьми». Он признавал, что при американском «способе ведения сочинений» дается «более пищи уму и сердцу дитяти, нежели при способе бесконечных переложений и переиначивании чужих мыслей и фраз, часто не отвечающих детской психологии и совсем не рассчитывающих на известный запас перечувствованного и пережитого детьми». В то же время он возражал против рабского следования американскому образцу, т.к. понимал социальные особенности обучения в России в то время.

Афанасьев придавал большое значение развитию устной речи, считая, что «не следует упускать из виду и того, что весьма важно с первых же шагов приучать детей к изложению своих мыслей, а не вести их все время на поводу за чужими мыслями и фразами. Вот здесь-то и приходят на помощь устные сочинения», которые нужно вводить в обиход школьных занятий планомерно и систематически.

Необходимым приемом для приобщения детей к изложению своих мыслей П.О.  Афанасьев считал такие устные сочинения, для которых (особенно вначале) требовались зрительная опора – картинка, и постоянные, систематические занятия буквально с первых дней школьной жизни, и взаимная связь предметов. Он писал: «Следует ли доказывать, что такая постановка уроков по природоведению, географии и истории, предполагающая самостоятельные наблюдения учащихся, является особенно благоприятной для целей развития устной речи учащихся» (выделено П.О.  Афанасьевым).

Устные сочинения – необходимая подготовка к письменным сочинениям, успешное выполнение которых зависит от разных приемов при подготовке. Один из них – запись текста рассказа на доске (на первых порах), чтобы школьники могли «запечатлеть в зрительной памяти орфографические образы слов, а затем, когда учитель сотрет текст, смогли бы его записать, допуская и некоторые вариации текста».

К выражению образы слов можно добавить образы словосочетаний, образы предложений – и поработать с ними на уроке, чтобы представление о тексте стало достаточно точным и полным.

Важнейшим моментом, по Афанасьеву, является выбор тем сочинений – они должны соответствовать детской психологии и запасу «перечувствованного и пережитого детьми». «...Темы сочинений должны быть рассчитаны на самостоятельные и непосредственные наблюдения самих учащихся, должны быть связаны с непосредственными впечатлениями их». Не все это признавали.

Так, немецкий педагог Леман считал, что собственные впечатления и мысли детей младшего возраста ничтожны и неясны. Более того, он говорил, что у детей нет и наблюдательности. О затруднениях детей в передаче своих впечатлений писал и Л.Толстой, но он имел в виду затруднения при описании чего-либо. Л.Толстой утверждал, что повествования удаются детям больше (например, по теме «Как я первый раз ездил в Тулу»). Афанасьев тоже подтверждал, что описание «меньше соответствует детской природе».

* * *

В результате экспериментов были выявлены различные типы выражения мыслей взрослыми и детьми. На них ссылается П.О.  Афанасьев: «Оказалось, что как между взрослыми, так и между детьми можно наметить следующие типы, которые можно свести к четырем группам:

1. Описательный, пассивный, только воспринимающий тип.
2. Наблюдающий, охватывающий, связывающий тип.
3. Чувствующий тип, который сочувствует и также обращает внимание на связь и значение всего, что он видит.
4. Ученый тип, ставящий на место наблюдения уже готовое знание».

Исходя из наблюдений Афанасьева и других методистов, по каждому типу для большей ясности можно сделать дополнения его же словами:

1) объективный,
2) рассудительный,
3) эмоциональный,
4) формальный.

Для характеристики всех этих четырех групп типов нелишним будет привести образчики сочинений, написанных представителями разных типов по поводу картины, представляющей содержание известной басни «Клад в вино-граднике»» (образчики приведены в книге Алферова «Родной язык»).

Один из представителей первой группы написал: «На этой картине изображено: старик в постели, рядом с ним находятся три юноши, кресло, маленький мальчик, мать, держащая на руках ребенка; позади нее стоит девочка лет девяти. По направлению к двери находится женщина с собакой, на полу маленькая коляска из дерева и чашка».

Представитель второй группы пишет: «Старик почувствовал, что скоро умрет, и позвал к себе детей своих. Их было четверо; старшим трем было 15, 16 и 17 лет, младший ребенок сидел на коленях у матери; другой пристроился к креслу и слушал старика, который сказал: “Дети мои, не продавайте участка земли, наследованного от моего отца! На нем зарыт клад. Перекопайте землю, ройте ее – и вы найдете клад”. В то время, как он говорил, служанка принесла вино из шкафа, а собачка следила глазами за ее движениями. Старик сказал: “Не продавайте землю!” – и глаза его закрылись».

Один из представителей третьей группы так изобразил увиденное им на картине: «Эта печальная сцена разыгралась в бедной хижине. На своей очень жалкой постели лежал бедный крестьянин в предсмертной агонии. Едва внят

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru