Первая
встреча
Первый урок в учебном
году, даже в знакомом классе, всегда важен, его
ждешь, к нему готовишься. Что же говорить о первом
уроке в новой школе или с новыми ребятами! От этой
встречи во многом зависят будущая атмосфера в
классе, отношения ребят с учителем, «расклад сил»
в новом коллективе. Так получилось, что много лет
подряд мне приходилось начинать учебный год с
детьми, которые впервые видели не только меня, но
и друг друга. Они приходили напряженные,
держались по одному или парами, смотрели на нас,
преподавателей, со смесью любопытства и
недоверия: ну, что же такого особенного в вашей
школе, какие тут порядки, имейте в виду, нас так
просто не возьмешь.
Мы перепробовали
разные варианты встречи: торжественный – с
речами и напутствиями, развлекательный – с
выступлением старших учеников и дискотекой,
задушевный – с чаепитием и рассказами о себе. У
всех были свои плюсы, но были и минусы: речи
только увеличивали дистанцию между нами и
«новенькими», на концерте они пассивно слушали,
оставаясь для нас все такими же чужими, а просьба
рассказать о себе, о своих увлечениях в
незнакомой компании примерно каждого третьего
повергала в ступор. Но, по нашей традиции, во всех
вариантах присутствовали игры: после речей, или
перед дискотекой, или во время чаепития. И со
временем стало ясно, что это самая полезная часть
первой встречи. За несколько минут тает лед,
«новенькие» и «старенькие» перемешиваются и
знакомятся, мы имеем возможность почти каждого
приметить и запомнить. Одни игры оказывались
более удачными, другие менее, постепенно
выявились критерии, которым должны
соответствовать игры для знакомства: быть
достаточно азартными, чтобы помочь преодолеть
робость и скованность, не предъявлять к игрокам
высоких требований, чтобы не делить ребят сразу
же на умниц и недотеп, позволять на равных играть
детям и взрослым (преподавателям, гостям,
родителям). Что-то мы придумали сами, что-то
переделали из знакомых игр, и в конце концов были
отобраны несколько самых любимых, всегда имеющих
успех игр для первой встречи. Они не раз
прекрасно выполняли свою задачу и в группе
испуганных пятиклассников, пришедших в новую
школу, и в полузнакомой, а потому скучной
компании молодежи, и среди солидных и
остепененных участников конференции, которых ее
организаторам очень хотелось расположить к
неформальному общению.
Вот эти «фавориты».
«Сколько
нас?»
Очень простая, но
азартная игра, позволяющая быстро познакомиться.
Чем больше народу принимает участие в игре и чем
больше участников незнакомы друг с другом, тем
лучше. Ведущий объявляет: «Среди собравшихся
здесь наверняка есть тезки. Давайте выявим
наиболее часто встречающиеся имена. Пожалуйста,
делайте свои предположения. Какое женское и
какое мужское имя носит самое большое число
присутствующих? Тот, кто сейчас угадает
имена-чемпионы, получит приз». Все желающие
«делают ставки», ведущий записывает их
предположения на доске. После этого начинается
процедура проверки: каждый по очереди встает и
называет свое имя. Все внимательно слушают, и
если такое имя уже звучало, оно начинает
участвовать в конкурсе: ведущий выписывает его
на доске и ставит рядом с именем галочку каждый
раз, когда оно встретится снова. Чем ближе к концу
поверки, тем острее соперничество, ведь каждый
следующий вставший и назвавший себя человек
может изменить соотношение. Хорошо, если ведущий
умело подогревает страсти и «заводит» аудиторию,
предлагая аплодировать носителям редких имен
или спрашивая, кто болеет за Саш, а кто за Денисов.
Наконец все назвали свои имена, и можно подвести
итоги. Выявляются победители: самое частое
женское и мужское имя (иногда два или три). Все
приветствуют аплодисментами их обладателей, а
потом ведущий торжественно вручает приз тому,
кто верно предсказал результат.
«Что
общего?»
Играющие делятся на
команды, желательно не больше чем по 7–9 человек,
команды расходятся по разным углам помещения.
После небольшой (несколько минут) подготовки
команды должны по очереди дать как можно больше
разных ответов на вопрос «Что у всех нас, членов
команды, общего?». За каждый ответ команда
получает балл, при этом запрещено повторять уже
звучавшие ответы и давать однотипные варианты,
скажем, после ответа Мы все одеты вариант Мы
все обуты уже не засчитывается. Команда,
которая в течение минуты не смогла дать ответ,
когда подошла ее очередь, выбывает из игры.
Побеждает команда, ответившая последней.
Чем старше играющие,
тем быстрее они переходят от ответов Мы все
учимся в школе или У нас у всех есть джинсы к
вариантам более интересным: Мы все родились, Мы
все ходим на двух ногах или, например, У нас у
всех есть совесть. Игра проходит в быстром
темпе, очень азартно и весело. Сильные игроки
способны обмениваться все новыми и новыми
ответами в течение сорока–пятидесяти кругов,
вот почему лучше всегда иметь запас времени.
Во время игры
обязательно будут вспыхивать дискуссии о том,
считать ли те или иные варианты ответов
однотипными. Чтобы это не сбивало темпа игры,
лучше сразу оговорить, что последнее слово
остается за ведущим и после того, как он огласил
свое решение, все споры должны быть прекращены.
«Стульчик»
В отличие от
предыдущей, игра эта многоразовая и пользуется
неизменным успехом в любой аудитории. На видное
место (на сцену, у доски, в центр комнаты) ставится
стул. Два игрока (может быть личное первенство
или борьба двух команд) встают по обе стороны
стула. Ведущий задает им вопрос, на который нужно
быстро и правильно ответить, и после этого сесть
на стул. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Любой другой вариант: ответить неверно, сесть
раньше, чем ответить (неважно, верно или нет),
ответить верно, но не успеть занять стул –
означает проигрыш. При этом если один из игроков
плюхается на стул, неверно ответив или вообще до
ответа, другой автоматически выигрывает, даже
если просто стоит и молчит. На деле эти правила
гораздо проще, чем кажется при объяснении.
Вся соль игры – в
характере вопросов. Они должны быть простыми до
крайней степени, например: «Как вас зовут?»,
«Какое сейчас время года?», «Сколько у вас рук?»,
«Сколько будет дважды два?», «Москва – столица
...», «Мы сейчас играем в ...». При этом
засчитывается любой в принципе правильный ответ,
подойдет и «Москва – столица нашей родины», и
«Москва – столица России», и «Мы играем в
“Стульчик”», и «Мы играем в игру» – то есть
любое истинное утверждение.
Ведущий может
сбивать с толку игроков: предварять, например,
вопрос «Сколько углов у треугольника?» грозным
предупреждением о том, что сейчас он проверит,
как усвоили игроки курс тригонометрии; задавать
вопросы с уже содержащимся ответом: «Кто
изображен на автопортрете Рембрандта?»; задавать
неожиданные вопросы вроде «Кто сейчас победит?»
(выиграет тот, кто скажет «Я» и сядет первым) или
«Сколько будет 2356 в 14-й степени?» (правильный
ответ: «Не знаю»). Если запас вопросов у ведущего
иссякает, он может обратиться за помощью к залу,
только предлагать свои варианты надо ведущему на
ушко.
Самый забавный
эпизод во время этой игры произошел на одной из
традиционных лингвистических школ.
Ученый-лингвист, преподаватель, известный знаток
Пушкина, утром этого же дня с блеском выигравший
конкурс по творчеству любимого поэта, остался в
растерянности стоять, не зная, что ответить на
вопрос «Как звали Александра Сергеевича
Пушкина?». Выиграл у него шустрый восьмиклассник,
с воплем «Саша!» упавший на сиденье. Вообще, надо
признать, дети играют в «Стульчик» обычно лучше,
чем взрослые. |