КАКИМ ЖЕ БУДЕТ ЭКЗАМЕН В 11-м КЛАССЕ?
В сентябре Москву взволновало известие о том, что в этом учебном году на выпускных экзаменах в 11-м классе сочинение будет заменено изложением. Московские словесники, обеспокоенные судьбой литературы в школе, написали письмо, которое было опубликовано в газете «Известия» за 11 октября 2000 года. Это письмо, как и выдержки из комментария, данного заместителем председателя Московского комитета образования Л.Курнешовой, мы приводим ниже. Из другого комментария – Л.М. Рыбченковой, начальника отдела департамента общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, – опубликованного в том же номере «Известий», мы узнали, что пока речь идет всего лишь об эксперименте, проводимом Министерством в этом году. К участию в эксперименте присоединяется и Москва, а решение, касающееся и московских школ (выпускники пишут только изложение), после вмешательства общественности было отменено. Наша редакция обратилась к Лидии Макаровне Рыбченковой с просьбой разъяснить, в чем заключается цель эксперимента и как он будет осуществляться.ПИСЬМО МОСКОВСКИХ УЧИТЕЛЕЙКак нам стало известно, на весенних
экзаменах выпускники московских школ будут
писать изложение вместо сочинения. Сначала
отменили устный экзамен по литературе. Теперь
уничтожается и этот, в российской школе
традиционно первый и главный среди всех
остальных – сочинение. Меняется место,
занимаемое литературой в школе. Литературное
образование при подведении итогов низводится до
запоминания и умения воспроизвести текст. В.Беляева, М.Бельфер, Комментирует письмо заместитель председателя Московского комитета образования Лариса Курнешова: ...Право на экзамен в форме сочинения мы дадим школам с углубленным изучением литературы. Возможно, и гимназиям. Рассмотрим это их желание, если они обоснуют его достаточно убедительно, чтобы родители потом не предъявляли претензий. Все остальные будут писать изложение. Спрашивать каждого отдельного учащегося нет смысла. Важна позиция школы в целом. на вопросы редакции газеты «Русскиий язык» отвечает Лидия Макаровна РЫБЧЧЕНКОВА, начальник отдела гуманитарного образованиядепартамента общего среднего образования Минобразования РФЦель эксперимента– Чем вызвано проведение эксперимента? Это правда, что сочинение в выпускном классе отменили и заменили его изложением в этом году?– Сочинение не отменили. Однако в
последнее время у многих учителей появились
сомнения в целесообразности сочинения как единственной
формы аттестации выпускников по литературе.
В условиях вариативности образования,
ориентации на профильную старшую школу пришло
время подумать о том, как удовлетворить
образовательные запросы учащихся и
гуманитарной, и негуманитарной направленности,
как привести в соответствие требования,
предъявляемые выпускнику в школе, с
требованиями, предъявляемыми абитуриенту в вузе.
– Какие регионы уже подтвердили свое участие в эксперименте?– Москва, Санкт-Петербург, Чита, Ульяновск, Орел, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Республика Марий Эл, Республика Башкортостан и многие другие. |