Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2000

ДЛИННЫЕ СЛОВА ОЧЕНЬ ОГОРЧАЛИ ВИННИ ПУХА

О сложных словах

С.М.БОНДАРЕНКО,
Москва

Далеко не каждый может написать без ошибки слово землетрясение. Самое ошибкоопасное место в нем – соединительная гласная между двумя корнями. О ней помнят не всегда. Между тем внимание к сложным словам связано не только с вопросом о правильном правописании соединительной гласной о или е между двумя корнями. Это слова, в которых может оказаться несколько орфограмм, требующих внимания. Это слова, проникновение в смысл и структуру которых развивает умение быстро и четко различать морфемы, составляющие слово, а это – одно из основных умений, необходимых для грамотного письма. Сложные слова образуют огромный речевой пласт, без владения которым нельзя свободно выражать мысли и чувства, пользоваться современными понятиями. Это слова, которыми описываются человеческие качества и состояния, общественные явления, экономические и природные процессы.
Чем больше мы ими будем заниматься, тем лучше и для орфографической грамотности, и для свободного владения взрослой культурной речью.

Задание 1

Перепишите эти слова в таком порядке: сначала простые, с одним корнем, а потом сложные, с двумя корнями.

Злоупотребление, непроизвольный, невосприимчивый, жертвоприношение, тысячелетие, малоподвижность, взаимоотношения, самочувствие, целеустремленность, взаимопонимание, расположение, малознакомый, законопослушный.

Посмотрите, какие из этих слов кажутся вам трудными. Сделайте все, чтобы их запомнить. Через некоторое время напишите эти слова как словарный диктант.

Задание 2

Если у вас были ошибки, выполните такое же задание со следующими словами.

Самочувствие, жизнеобеспечение, неприспособленность, непосредственность, общеизвестный, вышеозначенный, умозаключение, самопожертвование, наукообразность, головокружение, вооружение, безответственность, самосохранение, словосочетание, заинтересованность, разочарование, многонациональный, остроумный, путешественник, последовательность, неожиданность, благополучие, сопровождение.

Диктант с предварительной подготовкой

Выпишите из текста сначала все сложные слова, потом остальные трудные для вас слова, потом запишите текст под диктовку.

У хорошо известного всем подорожника цепкие семена. Они пристают к одежде и обуви прохожих и путешествуют, так сказать, чужими ногами. Именно поэтому он растет больше всего вдоль пешеходных тропинок.
Когда первые европейские завоеватели появились в Америке, вместе с ними туда явился и подорожник. Скоро удивленные индейцы стали находить эту чуждую им, невиданную траву всюду вдоль дорог, где проходили их страшные гонители. И они прозвали ее «следом белого». Плоские листья их предупреждали об опасности: «Берегитесь! Тут прошел бледнолицый!».

Задание 3

Образуйте все возможные сложные слова от следующих корней: -взаимо-, -благо-, -добро-, -само-, -разно-, -равно-,-жизне-, -противо-, -миро-, -велико-, -обще-, -едино-, -мало-.

Задание 4

Один человек пошутил: две кошки, гоняющиеся за одной мышью, – это единомышленники.
Будет прекрасно, если вам удастся придумать такие же удачные шутки с другими сложными словами.

Задание 5

Запомните и запишите по памяти отрывок из песенки Карабаса-Барабаса, а потом проверьте себя по книжке.

Сияет театральный купол,
Гостеприимен мой шатер.
Я – властелин счастливых кукол
И полновластный режиссер.

(Б.Окуджава)

Задание 6

По мнению ученых, в русском языке насчитывается более полутора тысяч слов, обозначающих различные свойства характера, личности, души. Значительная часть этих слов – сложные слова. Вспомните их как можно больше.

Задание 7

Расскажите, какие человеческие качества описываются словами: самостоятельность, самоуважение, самолюбование, самонадеянность, самолюбие, самовлюбленность, самоотверженность.

Задание 8

Запомните и запишите по памяти:

Жажда мелких самоутверждений
К саморазрушению ведет.

(Е.Евтушенко)

Напишите, как вы понимаете смысл этих слов. Если сможете, приведите какие-нибудь примеры из жизни или из художественной литературы.

Диктанты с элементами сочинения

Если природа обидела

Кто-то растет сильным, рослым и здоровым, а кто-то – слабым, худеньким и малорослым или страдает от других физических недостатков. Такие ребята нередко становятся предметом насмешек. В их жизни больше неприятных переживаний и обид, чем в жизни крепышей и здоровяков.
В этих случаях многое зависит от самосознания человека. Одни пассивно смиряются со своей физической слабостью и живут, постоянно испытывая гнетущее чувство неполноценности. Другие компенсируют свои физические недостатки достижениями в других областях: в учебе, в доступных видах спорта, в занятиях изобразительным искусством или музыкой. Третьи усиленно занимаются теми видами спорта, которые могут исправить эти недостатки.

Задание 9.

Добавьте к этому тексту все, что вы можете рассказать на эту тему о себе, знакомых вам людях или героях художественной литературы и кино.

Некоторые свойства творческого человека

Сравнивая группы людей более творческих с менее творческими, ученые выявили следующие различия.
Более творческие люди, независимо от возраста, отличаются от остальных стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно и одновременно уверенностью в себе, уравновешенностью, напористостью и самоорганизованностью.
Творческая активность предполагает умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути и в то же время развитой самоконтроль и умение дисциплинировать самого себя.
Важнейшее интеллектуальное свойство творческого мышления – понимание того, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов, – в отличие от мышления, ориентирующегося на однозначные решения.

Задание 10.

Здесь сказано только о некоторых свойствах творческого человека. Добавьте к этому все, что вы можете сказать о творчестве и творческих людях.

Изложение с продолжением

«Как аукнется, так и откликнется»

То, во что вырастают взаимоотношения между нами, зарождается прежде всего в нашей душе. Мое отношение к другому формирует наши отношения. Когда на тебя смотрят как на дурака или эгоиста, трудно чувствовать себя другим. Тот, кому мы симпатизируем, отвечает взаимной симпатией. Если мы готовы к обвинениям, то наталкиваемся на обвинения в нашу сторону. На подозрительность отвечают подозрительностью, на открытость – открытостью. Получает же больше всех тот, кто больше дарит.
А самое главное – наше отношение к другому начинает определяться нашим же вкладом в него. Мы любим людей за то добро, которое вложили в них, и ненавидим за то зло, которое им причинили.
Опережающая доброжелательность создает положительные взаимоотношения, недоброжелательность – отрицательные. Из зерна любви вырастает сад. Из зерна агрессии поднимаются джунгли.

(По Н.Козлову)

Задание 11.

Опишите какие-нибудь случаи возникновения добрых и недобрых взаимоотношений из вашей жизни.

Задание 12.

Попробуйте придумать коротенький текст, в котором были бы использованы слова: противоположность, взаимоисключение, взаимодополнение (или производные от этих слов).

Задание 13

Напишите небольшой рассказ о своем характере или о характере кого-нибудь из хорошо знакомых вам людей. В этом вам могут помочь приведенные ниже слова. Выберите из них нужные вам и используйте в любой форме или образуйте от них производные.

Доброжелательность, равнодушие, добросовестность, добропорядочность, самовнушение, взаимоотношения, самостоятельность, самоутверждение, самообразование, самозащита, самооценка, многострадальный, слабонервность, многообразие, красноречие, самобытность, самосовершенствование, неполноценность, самокритика, благодарность, самовыражение, взаимопонимание, самоуважение, самодовольство, сумасшествие, жизнерадостность, целеустремленность.

Задание 14

Названия различных годовщин, как правило, кончаются на ...летие. Вспомните и запишите, какие годовщины (и общенародные, и семейные праздники) вам пришлось отмечать.

Задание 15

Возможный вариант домашней работы.
Просмотрите несколько страниц любого текста (учебного, художественного или газетного) и выпишите из него сложные слова, содержащие какие-либо орфографические трудности, а потом устройте «в складчину» словарный диктант для всего класса.

Задание 16

Мы надеемся, что вы без ошибок можете написать под диктовку такое предложение:
Землетрясения происходят в каждом тысячелетии.
А можете ли вы сами придумать предложение, в котором бы встретились два (или больше) сложных слова? Попробуйте!

Задание 17

Продолжите предложения:

1) Мне больше всего нравится в себе...
2) Главное, что мне хотелось бы воспитать в себе...

А теперь проверьте свою память: напишите столько сложных слов, сколько сумеете вспомнить. Если вы вспомните больше, чем дается в этом разделе, это будет замечательно. Потом просмотрите снова этот раздел: сколько вам не удалось вспомнить?
Из слов, с которыми вы работали, найдите такие, с которыми вы можете придумать небольшой связный текст, который бы включал несколько таких слов. Постарайтесь, чтобы этот текст был интересным, а лучше всего – веселым.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru