ОТВЕТЫ МИХАИЛА ВИКТОРОВИЧА ПАНОВА НА ВОПРОСЫ
ДЕТЕЙ
Дорогие ребята!
Вы задали очень интересные вопросы, отвечаю на
них.
Тимур Таслицкий спрашивает:
почему я и мои друзья-соавторы решили написать
учебник? Когда-то, давно уже, Министерство
просвещения прислало в Институт русского языка
учебник и просило дать отзыв. Директор Института
русского языка академик В.В. Виноградов поручил
группе ученых написать рецензию. Мы писали,
трудились; учебник нам не понравился, мы
советовали, как его улучшить. В.В. Виноградов
сказал: «Переделывать они все равно не будут. Они
провели его уже по всем чиновничьим ступеням и
утвердили. Напишите коротко, самое главное».
(Дело было давно, и этот учебник уже забыт.) Стало
очень обидно, и я сказал: «Жаль, что учебники по
русскому языку остались на уровне XIX века. Ведь
уже идет XX!». Академик Виноградов ответил: «Вот и
напишите его. Чтобы отражал современный уровень
языкознания. Соберите группу ученых, таких,
которые любят детей и хорошо знают школу, и
напишите».
С этого и началось. Над учебником работало
несколько человек, лингвисты. Среди «делателей»
учебника есть и те, кто раньше работал учителем, и
те, кто сейчас работает учителем.
Еще Тимур меня участливо спрашивает: легко ли мне
живется в 80 лет? Нет, совсем не легко. Но у меня
есть друзья, и когда они приходят ко мне, сразу
становится легче. Среди них и те, кого я когда-то
учил в вузе и еще раньше – в школе.
Верю ли я в Бога? – спрашивает Настя
Желонкина. Я родился и вырос в семье
православных верующих. Отец очень строго
соблюдал все церковные обряды. А мама, тоже
православная, считала, что вера может быть крепка
и без строгой обрядности. Перед свадьбой она
сказала будущему мужу: – В церковь ходить не
буду, не принуждай. И отец ей уступил (очень ее
любил), и они прожили жизнь, в которой были
тяжелые испытания, но были любовь и понимание
друг друга. Я в детстве был верующим, но потом, как
часто бывает у молодого поколения, отошел от
семейных традиций, стал неверующим. И был очень
последовательным атеистом. Но потом жизнь
привела меня к убеждению, что правда на стороне
веры. И сейчас я верующий христианин. Но для меня
ясно, что уважения достойны не только честные
верующие, но и честные атеисты.
Нравилось ли мне в школьные годы
делать домашние задания? – интересуется Джерен
Езтюрк. Ох уж эти домашние задания... Есть
такие, что не обрадуешься. (А я школьником иногда
их и не выполнял. Это строго между нами!) Но есть
учителя, такие, что у них и домашние задания
приятные. Вот один учитель, мой товарищ, даст
домашнее задание и говорит ученикам: – А кто
хочет, пусть свое придумает на ту же тему! Дал
ученикам списывать предложения, в которых
глаголы на -ся, а перед ними надо то вставлять
мягкий знак, то обходиться без него. Списывай
целую страницу! А один ученик взял и придумал
свой рассказ с такими же глаголами. Чувствуете
разницу: скучно списывать или весело
придумывать? Учитель его одобрил. А другой
придумал предложения, где перед ь + ся были самые
разные согласные! Все, какие могут быть! Например:
Не таращься на меня (другого случая с
сочетанием щ + ь + ся, наверное, нет!). Учитель
пять ему в табель!
Юля Жильцова, умница,
советуется: какую бы жизнь предпочесть: грешную и
веселую или скучную, но праведную? Я предпочел бы:
веселую, но не очень грешную. Чтобы людей не
обижать. Получается ли? Трудно сказать...
Камилла Алекберова
спрашивает: когда я понял, что могу писать
учебники? А я и мои товарищи, авторы, и не считаем,
что мы умеем писать учебники. Учебник такая вещь:
как ни напишешь – сразу понятно, что можно лучше.
К.Д. Ушинский, великий педагог XIX века, говорил,
что хороший учебник тот, который дети кладут на
ночь под подушку. Был обычай у детей – любимую
книжку положить на ночь под подушку, в знак того,
что она любимая. Ушинский считал, что учебник
должен быть любимой книгой. Нашим учебникам до
этого далеко.
Когда мы начали работать над учебником, мы
решили: надо написать его так: пусть в нем будет
пять чтобы.
Во-первых, написать так, чтобы в нем была
настоящая наука о языке. Та, которая существует в
XX веке.
Во-вторых, чтобы русский язык предстал перед
детьми во всей своей красоте. Пусть дети учатся
любоваться прелестью русского языка,
наслаждаются им, радуются ему.
В-третьих, таким должен быть учебник, чтобы
ученик думал, рассуждал, сравнивал, искал
решения, строил предположения, задумывался над
сложными вопросами и находил (с помощью учебника)
на них ответы. То есть: мыслил.
В-четвертых... Школьные учебники пишутся для
школьников. Для детей. Детям нужна игра. Надо
написать такой учебник, чтобы в нем была игра.
В-пятых, написать учебник, который хорошо, полно,
вразумительно учил бы нормам русского
культурного языка. Это очень важно, об этом
думали все время.
Про домашних животных спрашивает Лена
Голикова. Животных у меня нет. Боюсь, что со
мной им было бы не очень хорошо: то накормить
забуду, то вовремя вымыть, то на прогулку не
выведу. Но чужих кошек и собак люблю. Вот тут у
соседа – чудесный кот! Как увижу его – так и
хочется вместе попрыгать и помяукать... Но хозяин
кота строгий: заведи, говорит, своего кота – с ним
и прыгай! Такой нелюбезный. (Насчет «попрыгать» и
«помяукать» я, конечно, пошутил.)