ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА(Статья дана в сокращении) Л.ПЕТРАНОВСКАЯРубрика нашей газеты «Играть всерьез» пользуется постоянным успехом у читателей: нам присылают новые игры, упоминают опубликованные материалы в письмах. А начиналась она в одном из первых номеров газеты со статьи нашего редактора Людмилы Петрановской, которая так и называлась – «Играть всерьез». С тех пор и играем. А в этом году издательство МИРОС выпустило книгу того же автора «Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя». В книге описаны около шестидесяти игр, помогающих познавать родной язык, с вариантами и комментариями, полезными учителю-практику. Сегодня мы представляем вашему вниманию избранные фрагменты из этой книги: часть введения и по одной игре из каждого раздела, причем игры мы старались отбирать самые малоизвестные, возможно, описанные только в этой книге. ГИБРИДЫ (ИЗ РАЗДЕЛА «КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ»)Игра подходит только старшеклассникам. Никакой особой организации не требуется. Ход игры. Игра позаимствовала
свое ироническое название из биологических
терминов. Задача играющих – составить
высказывание из частей известных устойчивых
выражений: пословиц, поговорок, афоризмов,
крылатых фраз – так, чтобы получилась правильная
фраза с новым неожиданным смыслом. Например, из
пословиц Береги честь смолоду и Неча на зеркало
пенять, коли рожа крива получается вызывающая
глубокий отклик в сердцах молодежи фраза Береги
честь смолоду, коли рожа крива. «Скрестив»
пословицы Семь раз отмерь, один раз отрежь и
Скучен день до вечера, коли делать нечего,
получаем здравый совет: Семь раз отмерь, коли
делать нечего. КЛАССИФИКАЦИЯ (ИЗ РАЗДЕЛА «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»)Знакомство с этой игрой может состояться уже в пятом классе, затем к ней можно периодически возвращаться. Интересна она и старшеклассникам, и взрослым. Играть хорошо всем классом, разделившись на две-три команды. Времени потребуется не меньше 20 минут, каждой команде нужны листок бумаги и ручка. Ход игры. Если играют впервые,
перед началом игры ведущий проводит беседу о том,
что такое классификация, какую классификацию
считают правильной, корректной, какую нет. Можно
привести известную «классификацию животных
китайскими придворными мудрецами» Борхеса:
«Животные подразделяются на: а) принадлежащих
Императору, б) бальзамированных, в) прирученных,
г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж)
бродячих собак, з) включенных в настоящую
классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к)
неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой
кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, н)
только что разбивших кувшин, о) издалека
кажущихся мухами». Варианты. Уровень детей в классе обычно очень разный, а недостаток командной формы игры в том, что сильные оттесняют слабых, желая добиться победы для своей команды. В небольшой группе ребят можно попробовать провести личное первенство, когда каждый предлагает свой вариант по кругу. Удачным моментом для этого могут быть дополнительные занятия с отстающими или классный вечер, когда играть захочет только часть ребят. Можно показать игру родителям слабеньких ребят и предложить играть в кругу семьи. Цели. Игра позволяет
познакомиться с важнейшими логическими
понятиями и категориями, такими, как множество,
элемент множества, противопоставление,
основание классификации. Поразительно, но во
всех школьных программах по всем предметам не
нашлось места и времени для обсуждения этих
понятий, а ведь используются они в скрытом и в
явном виде очень активно. Между тем в основе
многих наиболее распространенных ошибок,
например, смешивания частей речи и членов
предложения, лежит именно незнание того, что один
и тот же объект может входить в разные и
по-разному расклассифицированные множества, что
нельзя строить противопоставление на
разнохарактерных признаках, что при строгой
классификации не может один элемент входить
сразу в несколько групп. Таким образом, главное
назначение этой игры – восполнить серьезнейший
пробел в школьном обучении. СРАВНЕНИЯ (ИЗ РАЗДЕЛА «АССОТИАТИВНЫЕ ИГРЫ»)Игра подходит средним и старшим школьникам. Количество играющих должно быть достаточным, чтобы составить команды по нескольку человек. Ведущий необязателен. Ход игры. Играющие делятся на
команды. Игрок (или два-три) одной из команд
подходит к команде соперников, и те загадывают
ему какое-либо слово. Затем он подходит к своей
команде и называет ей сравнения загаданного
предмета, явления, действия. Например, загадано
слово дождь. Игрок может приводить такие
сравнения: Это может быть как водопад. Это
может быть как колыбельная песня. Это как душ.
Команда пытается угадать загаданное слово. Затем
команды меняются ролями. Побеждает та команда,
которая смогла найти ответ, воспользовавшись
наименьшим количеством сравнений. Цели. Игра является как бы обратной к предыдущей, и ее развивающее действие примерно такое же. Но эта игра, конечно, сложнее и активизирует различные способности, поскольку требуется не только найти сравнение, но и оценить его информативность для отгадывающих, а загадывающей команде нужно заранее оценить потенциально возможные варианты сравнений. Ребята, которые постепенно перешли от игры «Сравнения» к «Сравнениям-2», становятся настоящими асами, и с ними очень сложно играть даже взрослым. АВТОПОРТРЕТ (ИЗ РАЗДЕЛА «КОНТЕКСТНЫЕ ИГРЫ»)Игра подходит ребятам от 11–12 лет и старше, для школьников средних классов обязательным является условие, чтобы играющие хорошо знали друг друга, старшие справляются с игрой и в новой компании. Количество играющих – не менее 8–10 человек. Игру ведет ведущий, лучше взрослый. Игрокам понадобятся по два листочка бумаги и ручки. Ход игры. Ведущий объясняет
условия. Сейчас каждый из вас получит десять
минут для того, чтобы составить собственный
словесный портрет. Вы запишете его на листочках.
При составлении портрета вы не должны нарушать
такое правило: нельзя называть никакие
конкретные факты. Вы не можете указать свое имя,
пол, возраст, цвет волос, домашний адрес, не
должны вспоминать и описывать никакие
конкретные факты своей биографии, вы можете
написать: «Я люблю собак», но нельзя писать: «У
меня есть собака», можно писать: «У меня веселый
характер», но нельзя: «На мне красный свитер».
Автопортреты, составленные с нарушением этого
условия, будут сниматься с игры. Постарайтесь
описать себя как можно лучше, скажите о себе
самое главное. Теперь начинайте работать. Цели. Основная цель игры –
помочь ребятам увидеть разницу между тем, как
видит себя человек и как воспринимают его
окружающие, заставить задуматься о том, как мало
мы знаем о людях, с которыми годами видимся
ежедневно. |