НА ДОСУГЕ
"СЧАСТЬЕ?..
СЕБЯ ВЫПОЛНИТЬ, ИСПОЛНИТЬ, НАПОЛНИТЬ"
(Читаем стихи М.В.Панова)
Т.А.БАХОР,
г. Лесосибирск,
Красноярский край
Михаила Викторовича Панова выпускники МГУ им.
М.В. Ломоносова помнят по его лекциям о фонетике
русского языка, часто завершавшимся
аплодисментами студентов, и курсу истории языка
русской поэзии. Во время некоторых лекций этого
спецкурса студентам приходилось стоять перед
дверью в аудиторию, так как мест было намного
меньше, чем желающих послушать талантливого
ученого. Книга его стихов «Тишина. Снег» (М.: «Carte
Blanche», 1998) предоставляет возможность продолжить
общение с завораживающей личностью, под обаяние
которой сразу же попали старшеклассники, когда
мы на заседании кружка попытались определить
основные мотивы лирического переживания поэта.
Знакомство со стихами Михаила Викторовича
по-зволяет нам «себя наполнить» добротой,
доверием к жизни, которыми так щедро делится с
нами Панов-поэт:
Счастье? Выполнить назначенье.
Себя выполнить,
исполнить,
наполнить.
Надеемся, наблюдения, сделанные нами при
анализе стихотворения «Тень», открывающего
книгу и входящего в цикл «Лес весной», позволяют
не только узнать новые грани личности этого
удивительного человека, но и продемонстрировать
некоторые пути постижения смысла поэтического
текста, написанного стихом неклассической формы,
что редко встречается в практике школьного
анализа.
Тень
(1) Свежее росистое солнце.
(2) Трава,
пушистозеленая,
(3) под ветром клонится:
туда,
сюда.
(4) Ветер тихий:
(5) только гладит.
(6) Медленно проползла влажная змея
(7) и растаяла в траве.
(8) Застыли
в воздухе
(9) синие палочки стрекоз.
(10) И по всей волнистой траве
(11) качается, плавает
(12) крупное кружево
(13) из молчаливых теней
(14) и светящихся пятен.
(15) То вдруг замрет,
(16) то снова кинется в сторону –
(17) И листья вверху тихо зашелестят.
(18) И опять все замрет.
(19) Только еле-еле качается;
(20) пятна
загораются и гаснут.
(21) Такая тень плавает, живет, ликует
(22) только в счастливом лесу.
(23) Такой лес шумит и думает,
(24) зовет и учит
(25) только в счастливом детстве.
Этот текст был предложен старшеклассникам как
продолжение разговора о М.В. Панове-человеке.
Несмотря на то, что в тексте отсутствует рифма, но
графическое деление строчек сразу же настроило
ребят на восприятие этой пейзажной зарисовки как
стихотворения. Вспоминаем, что смысл
поэтического текста воплощается не только и не
столько в привычных синтаксических и
семантических связях слов в предложении, сколько
в актуализации различного рода горизонтальных и
вертикальных притяжений и отталкиваний.
Привычные к классическому ритму и строгой
рифме, старшеклассники с интересом восприняли
этот текст и стали размышлять о том, что же,
собственно, делает его стихотворением. Начали мы
с самого простого – определения метрического
рисунка. После того как расставили ударения и
нарисовали схему, увидели, что текст неоднороден
по используемым в нем формам. Так, в трех первых
строчках межударные интервалы колеблются от
одного до трех слогов, напоминая нам некоторые
ритмические новшества поэзии Серебряного века:
Свежее росистое солнце.
Трава,
пушистозеленая,
под ветром клонится:
туда,
сюда.
Эти три строки, пробелом отделенные от
остального текста, являются своеобразным
лирическим зачином, в котором, как в музыкальной
увертюре, намечены важнейшие темы, мотивы и
образы всего стихотворения. В наибольшей степени
смыслообразующую функцию выполняют
слова-образы, располагаемые в начале
стихотворной строчки и в ее конце, ибо на них
падает логическое ударение (перед паузой или
после нее). Старшеклассники называют в качестве
таковых образы солнца и травы, которыми
определяются границы художественного
пространства, его верха (солнце) и низа (трава). Но
верх и низ здесь не противопоставлены. Их
взаимосвязь и единство подчеркиваются
звукописью:
Свежее росистое
солнце.
Трава, пушистозеленая...
Повторяющиеся звуки с-ст-ш-ц
ассоциируются у ребят со звуками ветра, образ
которого и появляется в следующей строке этого
стихотворения:
под ветром клонится:
туда,
сюда.
Как видим, лирический герой стихотворения М.В.
Панова – человек, открытый безграничному
пространству, космосу, наполненному постоянным
повторяющимся движением. Вместе с ребятами
обращаем внимание, что первое указание
направления движения – туда (от себя), а только
потом – сюда (к себе). Только таким образом,
наверное, и можно постичь мир со всеми его
тайнами, с его бесконечным изменением. Так
пейзажная зарисовка превращается в философское
размышление о жизни, о единстве земного и
небесного, о движении «от себя к себе» как законе
бытия.
В следующих, 4-й и 5-й, строчках межударные
интервалы равны одному слогу. Вместе с ребятами
размышляем над функцией изменения ритма и
приходим к выводу о том, что здесь
конкретизируются образы, намеченные в
лирическом зачине. Строки, написанные хореем,
передают дыхание ветра:
Ветер тихий:
только гладит.
На фоне этих коротких «ветреных» строчек
отчетливо звучит «партия» змеи, тяготеющая к
хореическому ритму (6–7-я строки) и изобилующая
звуками м-л-н:
Медленно проползла влажная
змея
и растаяла в траве.
Ударения в этих строках тяготеют к нечетным
слогам: в первой из процитированных строчек – к
1-му, 7-му, 11-му, во второй – к 3-му, 7-му. Ударение в
слове проползла (6-й слог от начала строки) не
соответствует выявленной закономерности, т.е.
это слово оказывается ритмически выделенным и
воспринимается школьниками как самое главное в
характеристике змеи, так как передает ее
тяжеловесность.
Такой прием в характеристике образа уже
встречался старшеклассникам в стихотворении
А.Фета, начинающемся зимней зарисовкой:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
При интерпретации этого стихотворения в 10-м
классе мы пытались «реконструировать» текст,
заменить слово поползли другими словами
(шелестели, полетели, понеслись), чтобы выявить
воплощенное в тексте лирическое переживание.
Тогда мы пришли к выводу, что повторение
сочетания по (по-по-лзли) способствует усилению
ощущения монотонности и душевной тяжести при
восприятии зимней вьюги.
У М.В. Панова анализируемый фрагмент не
завершается образом змеи, а продолжается
следующими строчками:
Застыли
в воздухе
синие палочки стрекоз.
Определяя пространственную принадлежность
образов этого фрагмента, ребята соотнесли траву
и змею со стихией земли (низ). Ветер и стрекозы, по
представлениям старшеклассников, относятся к
образам, объединяющим верх и низ.
Оценивая этот фрагмент в контексте всего
стихотворения, обращаем внимание ребят на
вертикальные связи, отчетливо проявляющиеся в
тексте. Образ ветра тихого соотносится со свежим
росистым солнцем, а образ змеи теряет
отрицательную эмоциональную окраску,
существующую при восприятии человеком реальной
змеи, и «рифмуется» с травой пушистозеленой.
Восприятие стрекоз как застывших в воздухе
разрушается «рифмовкой» этой строки с третьей
строчкой стихотворения, соотношение с которой
оказывается возможным еще и потому, что ветер
и воздух – явления одной стихии.
Старшеклассники подтверждают правомерность
такой «рифмовки» замечанием о том, что статичное
положение стрекоз (застыли в воздухе) – это
видимость от безостановочного движения крыльев
насекомых (сравните: ...клонится: туда, сюда).
И хотя стихотворение называется «Тень», ее образ
представлен только в третьей, самой большой,
части текста (строки 10–22), в двух строчках
которой, как и в первой части, ритм теряет свою
классическую строгость, межударные интервалы
равны одному и двум слогам:
И по всей волнистой траве
качается, плавает...
Здесь та же безграничность пространства и
безостановочность движения, которые были
отмечены старшеклассниками при анализе
лирического зачина текста. Но если в начале
стихотворения была нарисована картина мира
(солнце, трава, роса), а затем указывалось на
движение как атрибут жизни, то в 3-й части мир
сразу предстает в движении.
Звукопись акцентирует наше внимание и на
следующем образе:
крупное кружево
из молчаливых теней
и светящихся пятен.
Спрашиваю ребят о том, что за кружево,
откуда оно взялось, если до этого речь шла о
траве, солнце, ветре, стрекозах. Старшеклассники
сразу же отвечают, что эту тень отбрасывают
лесные деревья, листья на которых время от
времени шелестят вверху, над лирическим героем.
Игра молчаливых теней и светящихся пятен
представлена здесь как некая тайна, суть которой
для героя непонятна, но притягательность которой
от этого не уменьшается. Причина и следствие в
сознании лирического героя меняются местами:
крупное кружево...
То вдруг замрет,
то снова кинется в сторону –
и листья вверху тихо зашелестят.
Вместе с ребятами приходим к выводу о том, что
такое восприятие мира характерно для ребенка или
взрослого человека, сохранившего детскую
очарованность жизнью.
Обращаем внимание на последние строчки этой
части стихотворения:
Такая тень плавает, живет, ликует
только в счастливом лесу.
Объясняем словосочетание такая тень. Какая? В
классе высказываются разные предположения. Одни
думают, что речь идет о красоте кружева тени,
сочетающего тьму и свет. Другие ребята видят
здесь указание на таинственность этой тени, не
требующую разгадывания.
С последними строчками этой части соотносится и
концовка стихотворения, начинающаяся также
словом такой.
Такой лес шумит и думает,
зовет и учит
только в счастливом детстве.
Приятие леса – и мира – таким, каким он
представляется человеку, доверчивому в
счастливом состоянии, возможно только в детстве,
в самый счастливый период нашей жизни.
Другие стихотворения свидетельствуют о том, что
ощущение счастья от общения с природой, людьми,
миром постоянно переполняет лирического героя.
Присуще ему и восприятие мира как чуда. Такова
роса в одноименном стихотворении:
Она не стеклянная,
не слюдяная,
а лучше:
живая.
Все это непонятно
и чудесно.
Умение быть благодарным за каждое проявление
жизни отражает бесконечную доброту лирического
героя стихотворения «Дождь», что не может
остаться незамеченным:
Что было сегодня хорошо?
Умная книга,
встреча с цаплей,
но лучше всего –
дождь.
Не оставляют равнодушными ребят и строки
другого стихотворения, начинающегося
знаменательными словами Человек благодарен.
Спасибо за счастье, за труд,
за мучения мысли.
Я смог пройти сквозь них...
С рубцами ожогов?
Да. Спасибо.
Тяжелые испытания, выпавшие на долю человека,
прошедшего дорогами войны (цикл «Война»),
потерявшего дорогих и близких людей (цикл «На
смерть В.А. Хорошковой»), не уменьшили в
лирическом герое М.В. Панова доверия к жизни.
Книга завершается «Одой земле»:
А разве только вода хороша?
А ласковые руки?
А смех, утро, стихи?
Хороша Земля!
Стремление Михаила Викторовича разделить это
чувство с другими ощущали мы, студенты
филологического факультета МГУ, когда в конце
1970-х €– начале 1980-х годов слушали его лекции. Это
же чувство доверия к жизни и счастья ощущает
каждый, кто открывает книгу его стихов, и учится
этому. После занятия ребята подходили ко мне и
просили книгу Панова, чтобы переписать стихи, себя...
наполнить. Значит, учеников у Михаила
Викторовича стало больше, и в свои 80 лет для
современного юного поколения он продолжает быть
Учителем.
|