Я ИДУ НА УРОК
УРОКИ ПО М.ПАНОВУ
Что может подарить замечательному
ученому-лингвисту М.В. Панову к 80-летию рядовой
учитель, да еще из самой глубинки? Разве что
букет... уроков. Что я и делаю, отправляя в
редакцию «Русского языка» 3 урока «по М. Панову»
– в 5-м, 6-м и 7-м классах. Причем я умышленно
отобрал уроки, отражающие разные стадии изучения
материала: в 5-м классе это – завершение изучения
темы «Осложненное простое предложение»; в 6-м
классе – разгар работы над словообразованием; в
7-м классе – начало изучения глагола, своего рода
прелюдия к этой большой и сложной теме. Разница
этапов и задач обучения предполагает и разные
формы и методы работы с учебным материалом. Так,
главная задача изучения синтаксиса в 5-м классе –
первичное знакомство со сложными
синтаксическими конструкциями, необходимое для
пунктуационной работы чисто практического
характера (в первую очередь с текстом), отсюда и
задания, направленные на отработку практических
навыков. Центральное понятие словообразования –
исходное и производное слова
(словообразовательная пара), поэтому изучение
любой темы в этом разделе опирается на это
понятие. На уроке в 6-м классе разбираемся, что
такое словообразовательный тип, каковы его общие
признаки. Начиная изучать глагол (впрочем, как и
каждую новую тему), необходимо заинтересовать
ребят, показать предмет изучения с неожиданной
стороны, помочь посмотреть на давнего знакомца
свежим взглядом...
Как это у нас получилось, судить вам. А пока мы от
души поздравляем Михаила Викторовича с юбилеем,
дарим наш скромный подарок и с нетерпением ждем
новых работ. Вы очень нужны нам, Михаил
Викторович.
УРОК ПЕРВЫЙ
5 класс
Тема: «ОСЛОЖНЕННОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (обобщение)».
Цели:
1) обобщить знания об осложненном простом
предложении;
2) совершенствовать пунктуационные навыки;
3) закрепить общеучебные навыки работы с
материалом – группировка, объединение в блоки,
определение недостающего/избыточного звена,
нахождение ошибок.
Ход занятия
Вспомним все, что мы узнали об однородных
членах предложения, обращениях и вводных словах.
Задание 1. Спишите текст, укажите все
осложняющие конструкции, расставьте и устно
объясните знаки препинания.
Меж высоких лесов меж широких полей бежит
звенит ручей. Куда торопишься ты ручеек? Наверное
на свидание с большой рекой или даже с морем...
Задание 2. Из данных предложений
«выпали» обращения и вводные слова. Верните
беглецов на место!
Вам холодно. Ты не прав. Дождь кончился. Ты
забыла про уроки? Пора грядки копать. Здорово
было бы сейчас искупаться! Я задержусь на работе.
Там будет весело? И что нам надо делать? Все,
сматываемся.
Выпавшие обращения и вводные слова:
Анюта, может быть, Андрюх, наверное, по-вашему,
господа хорошие, итак, дружище, вероятно, к
сожалению, Витя, к счастью, Ира, Марина, очевидно,
дети, по-моему.
Задание 3. Продолжите предложения,
используя однородные члены, расставьте запятые.
(Возможные варианты приводим в скобках.)
Увяла зеленая травинка легла на землю...
(заснула на целую зиму).
Загудела метель насыпала снега... (запорошила
дороги).
Захотелось мне подойти к белокорой красавице
березке... (погладить ее, обнять).
Ползает шмель и по стеклу... (и по стене, и по
шкафу).
У нашего петушка красный гребешок... (и
разноцветный хвост).
Сидит кот на пороге... (жмурится от солнышка).
Взяли мы гнездо с птенцами... (и положили снова на
дерево).
Толя дал Саше книгу с рисунками... (усадил его на
стул, а сам пошел к холодильнику).
Село солнышко за горы... (устало вздохнуло после
долгой дневной работы и закрыло свои огненные
глаза).
Много появляется в лесу гусениц – больших
мохнатых зеленых и ядовитых.
(По В.Сухомлинскому)
Возможно ли продолжить последнее
предложение? Почему?
Задание 4. Объясните принцип
составления каждого блока. Найдите «третье
лишнее». Расставьте знаки препинания.
Самостоятельно составьте четвертый блок.
А. 1. По-моему вам пора освежиться.
2. Наверное ты просто боишься.
3. Илья прекрати улыбаться.
Б. 1. Я возвращался от друга поздним вечером.
2. Может быть ты спрячешься в шалаш?
3. Оля сбегай в магазин.
В. 1. До каких пор ты будешь хлюпать несчастный
дождишко?
2. Концерт тебе безусловно понравится.
3. Отпусти меня мальчик в пруд.
Ответы: А – 3; Б – 1; В – 2.
Задание 5. Улыбнемся!
Прочитайте предложение: Я пью чай с лимоном
и с удовольствием. Почему оно смешное?
Соединяет ли здесь союз и однородные члены? А
что он соединяет? Попытайтесь придумать свое
шуточное предложение с «неправильными»
однородными членами.
Задание 6. Разбейте предложения на
блоки, озаглавьте их, расставьте знаки
препинания. Все ли предложения попадут в блоки?
Почему?
Весной прилетали ласточки из теплого края
выводили птенцов а осенью опять улетали.
Мама наш жаворонок полетел в небо!
Травинка быстро подросла разделилась на два
листочка.
Июльская жара по-моему скоро спадет.
Почему ты дуб не сбрасываешь свой наряд?
Рано утром по холодной росе пришли мама с
Маринкой в лес.
А дождик-то кажется кончается.
Он только издалека симпатичным кажется.
Старик шел усталый но радостно улыбался.
Чему вы улыбаетесь дедушка?
Однажды Сергей влез на крышу и никак оттуда не
слезет.
Может быть нам не стоит торопиться?
Однажды утром над рябиной зазвенела заиграла
прекрасная песня.
Действительно здесь нам делать больше нечего.
А может быть в таком пруду крупная рыба?
(По В.Сухомлинскому)
Блоки: 1 – с однородными членами; 2 –
с обращениями; 3 – с вводными словами.
Задание 7. Верно ли расставлены знаки
препинания? Перепишите текст, добавляя
необходимые запятые и убирая лишние.
Мама суетилась, бегала из комнаты на кухню, и
обратно. Она собирала, в чемодан Ольгины вещи
приготовила бутерброды, и термос в дорогу,
положила подарки для бабушки. И при этом
приговаривала:
– Ольга не садись в поезде у окна! Не выходи в
тамбур – там наверное холодно. Не пей холодной, и
сырой воды. Не приставай к Павлику, когда он
думает. Не...
– А когда не думает, можно приставать? – спросила
Оля.
Но мама сделала вид, что не слышит...
(Ю.Дружников. Каникулы
по-человечески)
Задание 8. Проверочная работа. Введите
в данный текст необходимые, на ваш взгляд,
однородные члены, обращения и вводные слова. Если
нужно, измените данную в тексте конструкцию,
чтобы предложение стало осложненным.
ПАРАШЮТ
В такой тишине, когда без кузнечиков в траве в
своих собственных ушах пели кузнечики, с березы
слетел медленно вниз желтый листик. Он слетел в
такой тишине, когда и осиновый листик не
шевелился. Движение листика привлекло внимание
всех. Все ели со всеми листиками как бы
спрашивали: «Как мог в такой тишине стронуться с
места листик?».
Я пошел к нему. Нет, не сам собой сдвинулся листик:
это паук отяжелил его. На этом листике опустился
небольшой паучишко.
(По М.Пришвину)
.
УРОК ВТОРОЙ
6 класс
Тема: «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП»
Цели:
1) подтвердить факт неизолированности, общности
«жизни» большинства производных слов в языке;
2) выявить суть понятия «словообразовательный
тип», его общие признаки;
3) установить наличие в словообразовании
продуктивных и непродуктивных
словообразовательных типов;
4) разграничивать верные и ошибочные,
стилистически неоправданные
словообразовательные модели;
5) выявить стилистические возможности
производных слов, относящихся к определенному
словообразовательному типу;
6) формировать умение понимать значение новых
и/или непонятных слов с учетом знания
словообразовательных законов. (Реализуется в
течение изучения всей темы.)
Ход занятия
1. Анализ названия одного из рассказов
писателя В.Драгунского (помните «Денискины
рассказы»?) – «Зеленчатые леопарды».
Беседа
– Как вы понимаете значение слова зеленчатые?
– Что вам помогло его понять?
– По какой словообразовательной модели (схеме)
оно образовано? (Может быть, по такой: игла –
игольчатый, бревно – бревенчатый..., то есть
«состоящий из..., имеющий...».)
– Проверьте, входят ли в этот ряд прилагательные веснушчатый,
клетчатый? (Нет: хотя словообразовательное
значение то же самое, но словообразовательные
средства у них разные – ср.: там аффикс -чат-,
а здесь – -ат-.)
2. Решите пропорции:
Вы правильно решили, если вместо
вопросительного знака поставили: студентка,
хохотунья, желтоватый, зашуметь.
Но почему именно эти производные слова в
указанных пропорциях единственно возможны, а не,
допустим, студенточка, хохотушка, желтенький,
нашуметь? Ведь и студенточка, и хохотушка
в первых двух примерах – тоже названия лиц
женского пола.
В лингвистике существует понятие
«словообразовательный тип». Выделим его общие
признаки на основе разобранных нами примеров. В
результате коллективного обсуждения делаем
вывод:
словообразовательный тип объединяет
производные слова, имеющие три общих признака:
1) слова относятся к одной и той же части речи;
2) содержат одно и то же словообразовательное
средство;
3) выражают одно и то же словообразовательное
значение.
3. «Проверить, входят ли производные
слова в один словообразовательный тип, можно с
помощью словообразовательного квадрата» (с. 33
учебника). Что такое словообразовательный
квадрат? Запишем исходные и производные слова
так:
Прочитаем эту запись, используя объяснение
учебника: производное талантливый так
относится по смыслу и по построению к своему
исходному талант, как производное счастливый
к его исходному счастье.
Итак, проверьте: верно ли построены
словообразовательные квадраты? (Да, использован
один и тот же суффикс -лив-, который
обозначает «наделенный чем-то», оба производных
– прилагательные.)
Входят ли в этот словообразовательный тип
прилагательные вежливый, кропотливый? (Нет,
поскольку в современном языке эти слова –
непроизводные.)
Проверьте: верно ли построены
словообразовательные квадраты?
(Здесь возможны два решения:
1) да, если в «знаменателях» предполагалось
назвать лиц женского пола;
2) нет, если имелось в виду значение
«житель/жительница определенной страны»).
(Нет, так как суффикс -тель- омонимичен: в
первом случае обозначает «человека», а во втором
– «прибор»);
(Нет, первое производное от глагола рвать— существительное
рвач – образовано суффиксальным способом (-ч-),
второе – безаффиксным.)
4. Самостоятельная работа (по рядам)
Выполните задания 49, 50, 51 учебника (Русский язык,
6-й класс. Под ред. М.В. Панова. М.: Реал-А, 1997).
Задание (общее для всех рядов): определите
словообразовательный тип, где это необходимо,
разделите производные слова в соответствии с
этими типами. Добавьте в каждый тип несколько
своих примеров.
Поскольку далеко не все имеют учебники Панова,
приведу эти задания.
Задание 49
Запишите словосочетания с прилагательными,
производными от исходного существительного,
данного в скобках. Опишите словообразовательный
тип производных прилагательных.
(Журавль) крик; (орел) полет; (голубь) яйцо;
(лебедь) шея; (лошадь) морда; (сова) глаза; (лев) рык;
(стрекоза) крылья; (перепел) яйца; (пчела) мед;
(комар) укус; (глухарь) ток; (воробей) чириканье.
Задание 50
На пианино играет пианист. Назовите того,
кто играет на скрипке, барабане, трубе,
органе, флейте, балалайке, гитаре, гуслях.
Запишите в тетрадь все производные, разделив их
по словообразовательным типам.
Задание 51
Тот, кто хитрый, – хитрец.
Образуйте по тому же словообразовательному типу
производные от прилагательных.
Ленивый, счастливый, глупый, удалой.
5. Вернемся к прилагательному зеленчатый.
Это новое, придуманное автором слово, авторский
неологизм. А как появляются новые слова (не
заимствования)? Произвольно? Или по уже имеющимся
схемам?
Поработаем словотворцами
В одном из переводов на русский язык знаменитой
сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»
встречается слово хрюкотали. Образуем от
этого глагола по правилам русского
словообразования следующие слова:
1) существительное, обозначающее действие (хрюкотание);
2) прилагательное со значением «склонный,
способный к такому действию» (хрюкотливый);
3) существительное – название лица по его
действию (хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик).
Сделать это оказалось нетрудно. Почему? Что
было бы, если бы словообразовательные аффиксы не
повторялись?
(Количество слов в языке непомерно бы возросло,
память пришлось бы перегружать, процесс
понимания друг друга был бы сильно затруднен...)
Рассмотрим широко распространенное слово компьютер.
Слово заимствованное. Но посмотрите, как его
производящая основа приспособилась к
существующим словообразовательным схемам:
если словообразовательное значение «состоящий
из..., имеющий...», то – компьютерный; к примеру,
класс (ср. книжный шкаф); если значение
«процесса», то – компьютеризация, если
«профессия» – то компьютерщик (ср. модернизация,
каменщик).
Очень мудро устроено наше словообразование:
основная масса новых слов образуется по уже
имеющимся в языке схемам и относится к
определенному словообразовательному типу.
6. Самостоятельное изучение материала по
учебнику (с. 31 учебника).
Беседа
– Что такое продуктивный тип словообразования?
– Может ли быть в языке непродуктивный тип
словообразования?
– В каких случаях непродуктивный тип вновь
становится продуктивным? (При появлении
авторских неологизмов.) Более подробный разговор
об этом у нас еще впереди.
7. Игра «Кто быстрее, кто больше?».
Докажите, что суффиксы -ений- (I вариант)
и -ость- (II вариант) – одни из самых
продуктивных в русском языке.
Итак, I вариант: склонять – склонение...
II вариант: праздничный – праздничность...
8. Надо сказать, что суффикс -ений- (и
его разновидность -ний-) добросовестно
служит на благо русскому языку.
а) Многие производные слова этого
словообразовательного типа создают цепную связь
в предложениях.
Ср.: Существительные в русском языке
склоняются. Склонение – это изменение по падежам
и числам.
Задание. Вставьте на месте пропуска
однокоренное отглагольное существительное,
образованное при помощи суффиксов -ений-, -ний-.
Моя мама любит гладить белье. ______ для нее – одно
удовольствие.
Мы долго стояли на остановке. Это ______ нам уже
начинало надоедать.
Муж долго терпел пустую болтовню жены. Наконец
его ______ лопнуло.
Из-за неопределенности своего положения я ходил
из угла в угол. Это бесцельное _______ вконец
измучило меня.
Любите читать. ________ – вот лучшее учение.
б) Вот как обыгрывает этот
словообразовательный тип Э.Успенский –
создатель знаменитых героев из Простоквашина.
Тут телефонный мастер Косолапченко телефон
включил. И он сразу звонить начал:
– Пригласите для разговора кандидата в думу
Ломовую-Бамбино Т.С.
– Товарищ Ломовая-Бамбино у аппарата.
– Товарищ Ломовая, в сельском клубе села
Троицкое состоится регистрация кандидатов в
городскую думу. Вам необходимо срочно явиться.
– Очень хорошо. Когда состоится явление?
– Завтра в четырнадцать часов.
– Спасибо. Я обязательно «явлюсь», – сказала
тетя Тамара.
Почему словосочетание состоится явление
здесь вызывает улыбку? (Оно использовано для
создания комического эффекта. Из предыдущего
текста мы узнаем, что товарищ Ломовая-Бамбино
Т.С. – женщина, крупная, полная, грозная; и ее
появление на регистрации действительно может
стать явлением...)
в) Вот еще одно словечко того же
словообразовательного типа (с аффиксом -ений-)
– изгрызение. Скажете, нет такого?
Ошибаетесь! У А.И. Герцена читаем: «Дело... об
изгрызении плана оного мышами». Подобные
словообразовательные модели (отглагольные
существительные) писатели нередко употребляют
для создания пародии. Вот еще характерные
примеры:
Хозяйка вышла затем, чтобы привести в
исполнение мысль насчет загнутия пирога. (Н.Гоголь)
Из его слов можно было заключить, что он
усматривает в действиях Блюма факт перегнутия
палки. (И.Ильф, Е.Петров)
В «Современной идиллии» М.Салтыкова-Щедрина
предлагается такой проект компенсации за
оскорбления:
ТАКСА
За словесное оскорбление укоризною в
недостатке благовоспитанности – 20 к.
За словесное оскорбление укоризною в недостатке
благовоспитанности с поднятием руки, но без
нанесения – 75 к.
За нанесение по лицу удара рукой с рассечением
какой-либо части оного (носа, бровей, губ и пр.) – 3
р.
Примечание. Равным образом воспрещается
выколотие глаза, откушение носа, отсечение руки
или ноги, отнятие головы и проч.
г) Что же, получается, что в литературном языке
отглагольными существительными можно либо
пользоваться только для создания
комически-пародийного эффекта, либо совсем
нельзя пользоваться? Можно и даже нужно, хотя бы
для краткости. Ср.: Чтобы оживить беседу, можно
вставить в разговор новое, только что
изобретенное словечко и Для оживления беседы
можно вставить...
Задание. «Сократите» предложения.
Весна – пора, когда пробуждаются деревья.
В природе весна вступает в свои права, когда
начинает двигаться сок у деревьев.
То, что ольха, орешник и другие ветроопыляемые
растения рано цветут, свидетельствует о том, что
они хорошо приспособились к жизни в лесу.
Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми,
цветут позднее, после того как распустятся
листья.
Чтобы установить такие группы растений,
используют признаки их сходства и различия.
Когда созревают стручки этого растения, они
распадаются на отдельные дольки с одним семенем
в каждой.
Если озеро постепенно зарастает, на его месте
образуется болото с характерной для него
растительностью.
Карточка для самопроверки
(Варианты текста взяты из учебника биологии для
6–7-х классов, автор – Корчагина В.А. М.:
Просвещение, 1993.)
Весна – пора пробуждения природы.
В природе весна вступает в свои права с началом
сокодвижения у деревьев.
Раннее цветение ольхи, орешника и других
ветроопыляемых растений – хорошее
приспособление к жизни в лесу.
Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми,
цветут позднее, после распускания листьев.
Для установления таких групп растений
используют признаки их сходства и различия.
При созревании стручки этого растения
распадаются на отдельные дольки с одним семенем
в каждой.
При постепенном зарастании озера на его месте
образуется болото с характерной для него
растительностью.
Вывод: в научной речи предпочтительнее
прибегать не к описательным оборотам, а к более
кратким формулировкам с использованием
отглагольных существительных.
9. Мы говорили с вами о правильном
словообразовании, но в речи, особенно в детской,
встречается и ошибочное словообразование.
Ср.: покупать – покупатель = продавать – ?
Легко образовать по уже существующему в языке
типу слово продаватель. Но это будет ошибкой!
(Устный разбор задания 56 учебника.)
10. Кроме отмеченных выше особенностей
словообразовательных типов, встречаются в
устной речи и стилистически неоправданные
случаи употребления, в частности,
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ср.: Мама гладила малыша по головке. Суффикс -к-,
обозначающий «что-то маленькое», стилистически
нейтрален и в данном случае не заслуживает
никаких упреков.
Другой пример: – Будьте добры, взвесьте полкило
колбаски.
По какой схеме образовано слово колбаска (голова
– головка, колбаса – колбаска)? Но о чем здесь
идет речь? О чем-то маленьком? Или указывается на
ласковое отношение к колбасе? Эта особая форма,
свойственная разговорной речи, выражает желание
собеседника показаться очень «вежливым».
Задание. Исправьте данные предложения.
Два билетика, прошу вас!
Будьте любезны, подайте два салатика и две
сосисочки.
Мне справочку заверьте, пожалуйста.
Простите, номерочек не подскажете?
Ну как, комарики не загрызли?
11. Подведение итогов
Как живут слова в языке с точки зрения
словообразования? (Группами, блоками...)
Каковы признаки словообразовательного типа?
Чем хорошо наше словообразование?
Какие трудности, связанные со
словообразовательными типами, могут
подстерегать нас в речи?
Контрольное задание. К каким
словообразовательным типам относятся следующие
слова? Разбейте слова на блоки в соответствии со
словообразовательным типом, озаглавьте каждый
блок. Все ли слова войдут в блоки? Если не все, то
ответьте почему.
Артистка, головка, ложка, мышка, развеска,
шведка, переписка, румынка, собачка, москвичка,
птичка, разборка, перепечатка, юбка, туфелька.
КЛЮЧ
Словообразовательные значения:
«женщина»
артистка
шведка
румынка
москвичка
«маленький размер»
головка
мышка
собачка
птичка
туфелька
«действие»
развеска
переписка
разборка
перепечатка
Слова юбка, ложка – непроизводные: в
современном русском языке нет слов юба и лога.
Продолжение в № 3/2001
|