НАШИ РЕЦЕНЗИИ
ПОЛЕЗНЫЕ УЧЕБНИКИ
В.Г.ЯНОВСКАЯ
Книжные прилавки сейчас наполнены
всевозможной литературой, которая направлена на
подготовку учащихся к письменному экзамену по
русскому языку и литературе, от «Готовых
сочинений» до разнообразных тестов и
тренировочных упражнений. Среди такого изобилия
подобной литературы хочется особенно выделить
пособие Евгении ВИГИЛЯНСКОЙ «Пишем сочинение
грамотно. Упражнения с ключами. Справочные
таблицы. Пособие по русскому языку для
поступающих в вузы». (М., 1998).
Е.Вигилянская. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЯ
ГРАМОТНО.
Упражнения с ключами. Справочные таблицы.
Пособие по русскому языку для
поступающих в вузы
Одним из главных достоинств пособия является
то, что в качестве основного материала для
упражнений послужили предложения, взятые из
сочинений абитуриентов на темы литературных
произведений, изучаемых в школьной программе
(также используются цитаты, наиболее часто
приводимые в сочинениях, тексты из учебников по
литературе, литературных энциклопедий и т.п.). Это
очень важно, поскольку обычно тексты упражнений
строятся на материале произведений
художественной литературы. Но ведь школьные
сочинения, как правило, пишутся в стиле, близком к
научному или публицистическому. В сочинениях
используются определенные синтаксические
конструкции, и они отличаются от тех, которые
встречаются в текстах художественного стиля.
Так, например, частой пунктуационной ошибкой в
ученических сочинениях бывает пропуск тире
между подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в начальной форме,
неопределенными формами глагола,
субстантивированными прилагательными и т.д.,
когда они разделены обособленным оборотом или
придаточным предложением. (Примеры из
упр. 103 пособия Е.Вигилянской: Способность
воспринимать то, что «сердце знает», – главное в
стихах А.Ахматовой. Мне кажется, что самое
сильное негативное чувство, порожденное
революцией 1917 года, – страх перед слепой силой
государственной махины.) В других пособиях мы
не найдем достаточного количества примеров для
закрепления этого правила. В пособии
Е.Вигилянской по теме «Тире между подлежащим и
сказуемым» приводится 73 примера, многие из
которых включают рассмотренную выше проблемную
для ученика синтаксическую конструкцию. Можно,
конечно, предлагать ребятам примеры из книг
научного стиля (учебников, энциклопедий,
справочников и т.п.), и такие предложения тоже
встречаются в упражнениях, но эти фразы
принадлежат ученым, подчас они и по форме
выражения, и по содержанию сложны для среднего
ученика: вряд ли он сможет сам так написать, а
ученические высказывания, даже достаточно
серьезные, им более доступны. Вместе с тем при
работе над такими предложениями возникает
дополнительный интерес: узнать героя или
произведение, о котором идет речь, понять
заявленную проблему, оценить смысл высказывания.
В большинстве пособий по русскому языку
предложения в упражнениях подбираются так, что
учащимся требуется решать только одну
орфографическую или пунктуационную задачу.
Например, обособление деепричастных оборотов
или выбор приставки пре- или при- и т.п.
На начальном этапе изучения это полезно, но при
освоении грамотного письма ведь самое трудное не
запомнить правило и даже не уметь им
пользоваться, а научиться видеть места, где его
необходимо применить. Поэтому в пособии
Вигилянской учащимся приходится не терять
бдительности, поскольку вместе с пунктуационной
проблемой на изучаемую тему в предлагаемых
синтаксических конструкциях они должны будут
думать о знаках препинания и на другие правила.
Ведь только так можно отработать такие несложные
по сути, но трудно и долго закрепляемые темы, как,
например, «Обособление вводных слов» или «Знаки
препинания в сложном предложении». Частота
ошибок на эти вроде бы ясные правила достаточно
велика. Скажем, в упр. 131 (тема «Обособление
обстоятельств») предлагается такое предложение
для расстановки знаков препинания: Княгиня
Тугоуховская, стремящаяся во что бы то ни стало
составить выгодные партии для своих дочерей,
завидя Чацкого, наводит справки о его состоянии,
а узнав, что он не богат и не в чинах, презрительно
отвергает его. (Предложение дается с
расставленными запятыми.) Во-первых, оба случая
обособления деепричастий в нем имеют свои
сложности: деепричастный оборот завидя Чацкого
очень короткий, такие часто не замечаются
учениками. Обособленное одиночное деепричастие узнав
не отделяется запятой от союза а. Во-вторых,
повторяется обособление причастного оборота.
В-третьих, короткое придаточное с нечастотной
формой выражения сказуемого (не в чинах)
представляет значительную сложность для
учащихся: такие конструкции тоже часто не
отделяются запятыми, или пропускается запятая,
закрывающая придаточное. А если это предложение
продиктовать, то возникнут еще и орфографические
сложности. И вместе с тем объем предложения не
так уж велик, в школьном сочинении такие
встречаются часто. И подобных примеров в пособии
Вигилянской большинство!
Орфографические правила изучаются группами,
например: «Гласная корня (проверяемая,
непроверяемая, чередование)», «Суффиксы и
окончания существительных», «Правописание н/нн
в разных частях речи», что соответствует той
степени трудности, которая необходима
старшеклассникам. По сквозным темам строится
изучение и многих пунктуационных правил
(например, «Союз и в простом и сложном
предложении»).
Пособие состоит из 3-х частей. В первой –
«Справочный материал» – в виде таблиц дается
теоретический материал, необходимый для
понимания орфографических и пунктуационных
правил (чередование гласных и согласных,
характеристика частей речи, вводные конструкции,
сложное предложение и т.д.). Основная часть –
«Упражнения» – делится на орфографию,
пунктуацию и стилистику. Каждый раздел,
соответствующий той или иной теме, включает в
себя сгруппированные в таблицы правила с
примерами и собственно упражнения. Поскольку
некоторые пунктуационные правила не имеют
четких формулировок, то указываются факторы,
влияющие на постановку знаков препинания или их
отсутствие, например:
Постепенное усложнение заданий, их
формулировки дает возможность учащимся
потренироваться не только в разных вариантах
изучаемого правила, но и попробовать свои силы в
трудных, «скользких» случаях, проверить,
насколько усвоен материал, срабатывает ли
интуиция, возможно ли при напряженном анализе
примеров написать предложение без единой ошибки.
Большое внимание уделяется словарным словам,
часто встречающимся в сочинениях, закрепление их
правописания обеспечивается повторяемостью
этих слов во многих упражнениях пособия.
Третья часть – ключи к упражнениям.
В начале пособия, обращаясь отдельно к учащимся и
учителям, автор предлагает методические
рекомендации по его использованию, обращает
внимание на то, что пособие адресовано людям,
которые закончили основной курс русского языка в
школе и нуждаются в уточнении и закреплении
знаний в области орфографии и пунктуации.
Пособие Е.Вигилянской, на мой взгляд, бесценный
материал при работе со старшеклассниками.
* Для большей наглядности в многочленных
подлежащих и сказуемых подчеркнуты только
ядерные части – Ред.
|