Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2001

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

ПОЛЕЗНЫЕ УЧЕБНИКИ

В.Г.ЯНОВСКАЯ

Книжные прилавки сейчас наполнены всевозможной литературой, которая направлена на подготовку учащихся к письменному экзамену по русскому языку и литературе, от «Готовых сочинений» до разнообразных тестов и тренировочных упражнений. Среди такого изобилия подобной литературы хочется особенно выделить пособие Евгении ВИГИЛЯНСКОЙ «Пишем сочинение грамотно. Упражнения с ключами. Справочные таблицы. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы». (М., 1998).

Е.Вигилянская. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЯ ГРАМОТНО.
Упражнения с ключами. Справочные таблицы.

Пособие по русскому языку для поступающих в вузы

Одним из главных достоинств пособия является то, что в качестве основного материала для упражнений послужили предложения, взятые из сочинений абитуриентов на темы литературных произведений, изучаемых в школьной программе (также используются цитаты, наиболее часто приводимые в сочинениях, тексты из учебников по литературе, литературных энциклопедий и т.п.). Это очень важно, поскольку обычно тексты упражнений строятся на материале произведений художественной литературы. Но ведь школьные сочинения, как правило, пишутся в стиле, близком к научному или публицистическому. В сочинениях используются определенные синтаксические конструкции, и они отличаются от тех, которые встречаются в текстах художественного стиля. Так, например, частой пунктуационной ошибкой в ученических сочинениях бывает пропуск тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме, неопределенными формами глагола, субстантивированными прилагательными и т.д., когда они разделены обособленным оборотом или придаточным предложением. (Примеры из
упр. 103 пособия Е.Вигилянской: Способность воспринимать то, что «сердце знает», – главное в стихах А.Ахматовой. Мне кажется, что самое сильное негативное чувство, порожденное революцией 1917 года, – страх перед слепой силой государственной махины.) В других пособиях мы не найдем достаточного количества примеров для закрепления этого правила. В пособии Е.Вигилянской по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» приводится 73 примера, многие из которых включают рассмотренную выше проблемную для ученика синтаксическую конструкцию. Можно, конечно, предлагать ребятам примеры из книг научного стиля (учебников, энциклопедий, справочников и т.п.), и такие предложения тоже встречаются в упражнениях, но эти фразы принадлежат ученым, подчас они и по форме выражения, и по содержанию сложны для среднего ученика: вряд ли он сможет сам так написать, а ученические высказывания, даже достаточно серьезные, им более доступны. Вместе с тем при работе над такими предложениями возникает дополнительный интерес: узнать героя или произведение, о котором идет речь, понять заявленную проблему, оценить смысл высказывания.

В большинстве пособий по русскому языку предложения в упражнениях подбираются так, что учащимся требуется решать только одну орфографическую или пунктуационную задачу. Например, обособление деепричастных оборотов или выбор приставки пре- или при- и т.п. На начальном этапе изучения это полезно, но при освоении грамотного письма ведь самое трудное не запомнить правило и даже не уметь им пользоваться, а научиться видеть места, где его необходимо применить. Поэтому в пособии Вигилянской учащимся приходится не терять бдительности, поскольку вместе с пунктуационной проблемой на изучаемую тему в предлагаемых синтаксических конструкциях они должны будут думать о знаках препинания и на другие правила. Ведь только так можно отработать такие несложные по сути, но трудно и долго закрепляемые темы, как, например, «Обособление вводных слов» или «Знаки препинания в сложном предложении». Частота ошибок на эти вроде бы ясные правила достаточно велика. Скажем, в упр. 131 (тема «Обособление обстоятельств») предлагается такое предложение для расстановки знаков препинания: Княгиня Тугоуховская, стремящаяся во что бы то ни стало составить выгодные партии для своих дочерей, завидя Чацкого, наводит справки о его состоянии, а узнав, что он не богат и не в чинах, презрительно отвергает его. (Предложение дается с расставленными запятыми.) Во-первых, оба случая обособления деепричастий в нем имеют свои сложности: деепричастный оборот завидя Чацкого очень короткий, такие часто не замечаются учениками. Обособленное одиночное деепричастие узнав не отделяется запятой от союза а. Во-вторых, повторяется обособление причастного оборота.
В-третьих, короткое придаточное с нечастотной формой выражения сказуемого (не в чинах) представляет значительную сложность для учащихся: такие конструкции тоже часто не отделяются запятыми, или пропускается запятая, закрывающая придаточное. А если это предложение продиктовать, то возникнут еще и орфографические сложности. И вместе с тем объем предложения не так уж велик, в школьном сочинении такие встречаются часто. И подобных примеров в пособии Вигилянской большинство!

Орфографические правила изучаются группами, например: «Гласная корня (проверяемая, непроверяемая, чередование)», «Суффиксы и окончания существительных», «Правописание н/нн в разных частях речи», что соответствует той степени трудности, которая необходима старшеклассникам. По сквозным темам строится изучение и многих пунктуационных правил (например, «Союз и в простом и сложном предложении»).

Пособие состоит из 3-х частей. В первой – «Справочный материал» – в виде таблиц дается теоретический материал, необходимый для понимания орфографических и пунктуационных правил (чередование гласных и согласных, характеристика частей речи, вводные конструкции, сложное предложение и т.д.). Основная часть – «Упражнения» – делится на орфографию, пунктуацию и стилистику. Каждый раздел, соответствующий той или иной теме, включает в себя сгруппированные в таблицы правила с примерами и собственно упражнения. Поскольку некоторые пунктуационные правила не имеют четких формулировок, то указываются факторы, влияющие на постановку знаков препинания или их отсутствие, например:

Постепенное усложнение заданий, их формулировки дает возможность учащимся потренироваться не только в разных вариантах изучаемого правила, но и попробовать свои силы в трудных, «скользких» случаях, проверить, насколько усвоен материал, срабатывает ли интуиция, возможно ли при напряженном анализе примеров написать предложение без единой ошибки.
Большое внимание уделяется словарным словам, часто встречающимся в сочинениях, закрепление их правописания обеспечивается повторяемостью этих слов во многих упражнениях пособия.
Третья часть – ключи к упражнениям.
В начале пособия, обращаясь отдельно к учащимся и учителям, автор предлагает методические рекомендации по его использованию, обращает внимание на то, что пособие адресовано людям, которые закончили основной курс русского языка в школе и нуждаются в уточнении и закреплении знаний в области орфографии и пунктуации.
Пособие Е.Вигилянской, на мой взгляд, бесценный материал при работе со старшеклассниками.


* Для большей наглядности в многочленных подлежащих и сказуемых подчеркнуты только ядерные части – Ред.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru