Я ИДУ НА УРОК
УРОКИ ПО М.ПАНОВУ
Продолжение. Начало в №2/2001 г.
УРОК ТРЕТИЙ
7 класс
Тема: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАГОЛУ».
Цели:
1) создать на уроке ситуацию, при которой
учащиеся убедятся в «оживляющей» текст
динамической функции глагола;
2) сопоставляя глагольные и безглагольные тексты,
подвести учащихся к выводу, что «застывший» мир
могут «оживлять» и существительные, но только
отглагольные;
3) выявить изобразительно-выразительные
«возможности» глагола в художественном тексте;
4) развивать общеучебные умения и навыки:
сомневаться в истинности чьего-либо утверждения;
отстаивать свою позицию, находя веские аргументы
для этого; тактично выражать свое несогласие с
другими участниками диалога, в том числе и с
авторами учебника.
Ход урока
Глагол – самая огнедышащая,
самая живая часть речи.
В глаголе струится самая алая,
самая свежая... кровь языка.
Алексей Югов
Гудят глаголы, как деревья,
промерзшие и в хлопьях птиц!
Виктор Соснора
Вступление
1. Повторение. Беседа по вопросам учебника (с. 49,
Русский язык, 7-й класс, под редакцией М.В. Панова.
М.: Реал-А, 1999).
Что такое часть речи? Что объединяет слова,
принадлежащие к одной части речи? (Части речи –
это грамматические классы слов. Принадлежность
слова к той или иной части речи определяется
набором его грамматических форм.)
Какие грамматические формы вы знаете у
прилагательного и какие у глагола?
Есть ли у прилагательного и у глагола общие
грамматические значения?
Какие грамматические формы есть только у глагола
в отличие от других частей речи?
2. Сообщение темы урока – «Похвальное слово
глаголу».
3. Постановка проблемного вопроса: почему
авторы учебника произносят «похвальное слово
глаголу»? (Предварительное задание к уроку было
прочитать теоретическую часть § 17.) Мнения
учащихся. Попытка разобраться в смысле эпиграфов
к уроку.
Часть I
«Оживители» действия... Но только ли
глаголы?
1. Работа над заданием 46.
Читаем первую часть:
Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного
моря. Величественные громады пароходов с
множеством труб, разноцветных флагов. Толпы
пассажиров, пестрота одежд, носильщики с
тележками, продавцы бутербродов и фруктов,
разносчики мороженого.
Беседа
Из слов каких частей речи состоит этот текст?
Почему изображаемый мир как бы застыл,
неподвижен, статичен?
Читаем вторую часть:
Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу
Средиземного моря величественно замерли громады
пароходов. Дымят трубы, хлопают на ветру
разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры,
снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы
бутербродов и фруктов, суетятся разносчики
мороженого.
Беседа
Как изменился текст и что изменило его? Почему
неподвижная картинка ожила и даже как бы
зазвучала? С помощью слов какой части речи это
произошло?
2. Позволим себе усомниться в том, что только
глаголы – «оживители» действия?
Работа над заданием 47.
Читаем стихотворение А.Фета.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Беседа
Проанализируем содержание стихотворения.
Какое впечатление остается от прочитанного? Что
мы видим? Это Белая равнина – мы смотрим
прямо перед собой; Полная луна – наш взгляд
скользит вверх; Свет небес высоких – поле
зрения расширяется, в нем уже не только луна, но и
простор безоблачного неба. И блестящий снег
– наш взгляд скользит обратно вниз; И саней
далеких одинокий бег – поле зрения опять
сужается, в белом пространстве взгляд
останавливается на одной темной точке.
«Выше – шире – ниже – уже: вот четкий ритм, в
котором мы воспринимаем пространство этого
стихотворения. И он не произволен, а задан
автором: слова ...равнина, ...высоких, ...далеких
– это ширина, вышина и глубина, все три измерения
пространства». (М.Гаспаров. Фет
безглагольный)
Какое слово сводит и ширь, и высь, и даль
нарисованного пространства воедино, «к одному
знаменателю»? (Бег.)
Что оно обозначает? (Движение: неподвижный мир
оживает, приходит в движение.)
Откуда движение? Ведь глаголов-то нет! (Но здесь
есть отглагольное существительное бег, уже
сама основа его говорит о действии, движении, вот
и эта неподвижная картина ожила!)
3. Давайте поспорим с учебником.
Прочитаем материал учебника на с. 45.
Картина, нарисованная без глагола, как мы
убедились, статична, неизменна, неподвижна, она
существует как бы вне времени. Глагол вносит
движение, динамику, время в эту картину.
Вы согласны, что нарисованная А.Фетом картина
действительно неподвижна, существует вне
времени? (Действительно, грамматического
показателя времени, который всегда выражен
глаголом, здесь нет. Но движение, динамика
выражены лексически – отглагольным
существительным бег.)
То есть главный «показатель» движения – все-таки
глагол. Значит, есть смысл уточнить приведенное в
учебнике высказывание?
Уточните. Вот как справился с этим заданием
Андрей М.:
Картина, нарисованная без глагола,
неподвижна, статична. Но она может стать
подвижной и без глагола. Это движение вносят
отглагольные существительные, как мы и
убедились в этом на примере стихотворения А.Фета.
Благодаря одному отглагольному
существительному бег «окаменевшая» чудная
картина ожила.
Индивидуальное домашнее задание.
(Результат выполнения см. в приложении.)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
Статична или динамична картина, изображенная в
этих первых четырех строках другого
стихотворения А.Фета? Почему? А заодно
порассуждайте вот о чем. В «Школьном
словообразовательном словаре русского языка»
А.Н. Тихонова сказано, что глагол шептать
образован от существительного шепот с
помощью суффиксального дериватора -а-.
Согласны ли вы с такой словообразовательной
моделью? Можете ли вы привести примеры подобных
(достаточно спорных) случаев словообразования?
4. Работа над заданием 47 (продолжение).
Читаем отрывок из стихотворения А.Пушкина
«Обвал».
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могучий вал
Остановил.
Беседа
Назовите в этом тексте все глаголы и глагольные
формы.
Какова их роль в тексте?
Кто «услышал» шум валов, грохот обвала? Как поэт
передает эти звуки? Как называется этот прием?
(Ребята говорят об аллитерации, при этом обращают
внимание и на то, что этот прием также
использован в одном из эпиграфов к уроку – гудят
глаголы.
5. Сделаем выводы из этой части урока.
Как «оживить» неподвижную картинку в тексте?
Почему иногда и существительным это под силу?
Докажите, что без глагола нет общения. (Кто
затрудняется, прочитайте с. 43–44 учебника.)
Часть II
Волшебный рычаг,
или Что может глагол
1. Использование глаголов в роли тропов (задание
59 учебника). На чем основаны тропы и какой образ
они создают? (Устно.)
2. Глаголы – двигатели сюжета.
Прочитаем отрывок из стихотворения
К.Ваншенкина «Пурга»:
Я валенки обую,
Я знаю, что к чему,
В рань ярко-голубую
Я двери отожму.
Почему глагол отжать наиболее здесь
приемлем?
(Метель отбушевала, небо прояснилось. Но вход
занесен. Выбран единственно возможный глагол:
снежный пласт, накопившийся у порога, необходимо отжать!)
В стихотворении «Кокчетав» И.Сельвинский так
передает движение змеи:
Гадюка льется в норку пестряка...
Какое значение приобретает глагол льется в
этом контексте?
Приведите пример предложения, в котором глагол льется
утратил бы свою поэтическую выразительность? (Я
еще вопрос до конца не договорил, как один из моих
«орлов» радостно выкрикнул: «Вода льется!»...)
А.Межиров в стихотворении «Воскресное
воспоминание» пишет:
Отец, уже немолодой,
Парами банными объятый,
Впрок запасается водой,
Кидает кипяток в ушаты...
Какой образ создается благодаря глаголу кидает?
(Ощущение мгновенно и тяжко падающей воды.)
3. Обыгрывание многозначности глагола.
Прочитайте отрывки из стихов русских поэтов, в
которых использована многозначность слова,
разберитесь с возникшей двусмысленностью.
Б.Пастернак так шутливо урезонивает свою
подругу:
Брось, к чему швырять тарелки,
Бить тревогу, бить стаканы?
Его же обращение к великой актрисе А.Тарасовой:
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века,
Как играют овраги,
Как играет река,
Как играют алмазы,
Как играет вино,
Как играть без отказа
Иногда суждено.
Исследуя поведение многозначных глаголов,
вспомните, что называют каламбуром.
Девушки на улице смеются,
Увидав любимца своего,
Что вокруг него подруги вьются,
Вьются, словно волосы его.
(Я.Смеляков)
Ванну, хозяин, прими, но принимай и гостей.
(О.Мандельштам)
Разговор зашел, как гость.
(Б.Слуцкий)
Он смахивал снежок с пальто.
И смахивал на Буратино.
(Т.Бек)
Не сложить для тебя мне рифмованных строчек,
Остается мне голову только сложить.
(П.Антокольский)
Мои семиклассники – люди закаленные: они уже
два года и лингвистические изложения пишут, и
собственные варианты лингвистических текстов
создают (см. «Русский язык», № 33/2000), и с учебником
спорят... А потому следующую часть урока мы
назвали
И мы не лыком шиты!
Задание 1. Запишите предложение из
«Золотой розы» К.Г. Паустовского. (Вновь обратим
внимание на аллитерацию.)
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет,
встряхивает землю.
Задание 2.Посмотрите, как много действий
может совершать один предмет. Предлагаю записать
все мыслимые и немыслимые действия, которые
может совершать родник. Кто быстрей, кто
больше?
Ответы:
Родник бурлит, дрожит, течет, топит (ого!),
сносит, бежит, льется, бьет, брызжет, шумит,
блестит, переливается, охлаждает, пугает (не
иначе как ледяной водой!), спасает (от жажды?),
радует, поет, гремит, играет, размывает, грустит
(оттого, что никто не подходит, или оттого, что
пересыхает?), смеется, веселится, отражает (и небо,
и тебя), рассказывает, шепчет, сверкает!
Задание 3. Придумайте предложения
(можно и в стихах), где обыгрывалась бы
многозначность глаголов, например, глаголов потекло,
пролетело.
Ответы:
Время потекло, как молоко из цистерны, со
скоростью 100 километров в час.
Горе потекло, как ручей с горки.
Время пролетело, как самолет.
Время потекло, как из носа кровь. (Интересно: как
это?)
Задание 4. Самостоятельная работа (на
выбор):
1) задание 60 (по учебнику): спишите предложения,
вставляя пропущенные буквы. Найдите метафоры;
2) напишите ваш вариант лингвистического
изложения «Похвальное слово глаголу»;
3) напишите стихотворение (прозаическую
миниатюру), в котором бы было представлено
многообразие действий какого-либо
существительного.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ
РУЧЕЙ
Ручеек бежит, плещется, поет,
Он не знает,
Что на великую встречу идет.
Вот перед ним шумит река.
Вот и встреча произошла.
Разбежалась река,
Размахнулась своим крылом
И закрыла ручеек.
Не слышны больше брызги,
Пляски, песни.
Навсегда исчез ручей.
И на его месте заблестел уже
Песок рыхлый.
(Н.Телкова)
Две зарисовки
РОДНИЧОК ЛЕТОМ
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчит. Я
подошла к нему. Он был чистый-чистый. Вокруг пели
птицы, и он вместе с ними радовался и улыбался.
Сочным красным ягодам, росшим вокруг, он пел
нежные и добрые песни. Он играл с листиками и
хвоинками, которые попадали к нему в гости. Жизнь
так и кипела в нем.
РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ
В лесу стало тихо. Все птицы улетели, один
родничок остался на том же самом месте, где был
летом. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил.
Последний желтый листок упал на него, но он
остался равнодушным. Он плакал и тихо стонал.
Потом родничок протянул руку к промерзшей траве.
Но она отвернулась от него: сама еле дышит...
Родничок почувствовал себя отвергнутым...
(Ю.Степанова)
Фрагмент «Похвального слова глаголу»
...Глагол все заставляет действовать, двигаться.
Если в мире будет движение, то будет радость,
оживленность. А без глагола... без движения... Да,
тяжело, трудно, даже невыносимо. Даже сидеть на
одном месте, не двигаться – это тоже действие. Не
лексическое, а грамматическое, но действие...
(З.Царева)
Статична или динамична картина в
стихотворении А.Фета?
В отрывке из стихотворения А.Фета «Шепот,
робкое дыханье...» нет ни одного глагола (как и во
всем стихотворении). Но движение, смена картин в
нем есть. И достигается это благодаря
употреблению отглагольных существительных: дыханье
(от дышать), колыханье (от колыхать).
Хотя существительное серебро и не
глагольного происхождения, но в данном контексте
воспринимается как глагол серебрится.
Слово шепот, на мой взгляд, тоже отглагольное
(в этом я не согласна со словообразовательным
словарем): чтобы получился шепот, сначала
нужно начать шептать. По такой же модели,
думаю, образовано и слово смех (от исходного смеяться),
а не наоборот, как утверждается в указанном
словаре.
(В.Сатарина)
|