Я ИДУ НА УРОК
"ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?..."
Л.И.НОВИКОВА
г. Брянск
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
В.Шекспир
Шекспировская героиня, как мы видим из
эпиграфа, не придавала особого значения имени, а
вот великий Гомер был совершенно другого мнения.
Из «Одиссеи»:
Между живущих людей безымянным никто не
бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и
знатный
Имя свое от родителей в сладостный дар получает...
На ценность имени указывал Гете: «Имя не
безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить
великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не
половину человечества». О роли имени говорят
русские народные пословицы:
В лицо человек сам себя не признает, а по
имени знает.
С именем Иван, а без имени – болван.
Без имени ребенок – чертенок.
Корова без клички – мясо.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Что же такое – имя? По сути, это слово подобно
всем остальным словам: оно имеет и лексическое, и
грамматическое значение. Как и любое другое
слово, имя характеризуется структурной
оформленностью, воспроизводимостью в речи и
другими специфическими характеристиками слова.
Но имена собственные являются индивидуальными
названиями предметов. И отличие имени
собственного от нарицательного, по мнению
А.В. Суперанской, состоит в том, что «обычное
слово служит нам своим значением, а имя –
звучанием» (Суперанская А.В. Словарь русских
личных имен. М., 1998. С. 78).
Имя крепкими узами связано как с историей
человеческой цивилизации, так и с историей
отдельного государства, с национальными
традициями, особенностями быта того или иного
народа, с его религией. А раз так, то имя как слово
представляет для нас особый интерес. Современные
школьники зачастую безразличны к своему имени,
поскольку привыкли к его звучанию и ничего не
знают о его значении. Но учителя, хоть один раз
попробовавшие заговорить об имени: о его тайнах и
о его истории, – знают, что эта тема находит
живейший отклик в сердцах детей. И хотя стабильно
действующей программой не предусмотрены темы,
касающиеся имени напрямую, нам кажется, что
целесообразно проведение уроков об именах –
интереснейших словах, имеющихся в языке. Мы
представляем возможный вариант такого урока.
Урок-конференция «Имя в реке времени»
6 класс
Цели урока: познакомить учащихся с
миром имен, их историей, значением и
своеобразием; развивать умения работать с
научно-популярной литературой, отбирать
материал по предложенной теме, излагать его
перед классом; вызвать интерес к особым словам –
именам.
Подготовительный этап:
1. Объединившись в группы по 3–4 человека,
подготовить сообщение по одной из предложенных
тем:
Происхождение слова имя, ближайшие
родственники данного слова.
Верования и обычаи древнего человека, связанные
с именем.
Своеобразие древних русских имен.
История имен Иван и Марья.
Причуды имен в 20-м столетии.
Имена-трансформеры.
Литература
Бортник Г.В. По имени называют, по отчеству
величают //Русская речь. 1994. № 4. С. 125–126.
Бурау И.Я. Загадки мира слов. 1997.
Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный
этимологический словарь. М.: АСТ-Пресс, 1996.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского
языка. Т.2. М.: «Русский язык», 1989.
Донских О.А. К истокам языка. Новосибирск: Наука,
1988.
Словарь имен. М.: «Научная книга», 1998.
Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М.:
Изд-во АСТ, 1998.
Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. Л.:
Лениздат, 1962.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»
(Речевой этикет в нашем общении). Изд. 3-е. М.:
Знание, 1989.
2. Собрать материал о своем имени.
План сбора материала:
а) выясни, что означает твое имя, из какого языка
оно пришло в русский язык;
б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя
именно такое имя, чем они руководствовались (имя
понравилось своим звучанием, назвали в честь
кого-либо из родственников или известных людей,
назвали по святцам в честь какого-то святого,
другие причины);
в) собери сведения о людях, которые носят или
носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие
черты их характера тебе нравятся;
г) запиши строки из песен, стихотворений, в
которых встречается такое же имя, как у тебя.
3. Составить и красочно оформить
программу конференции, изготовить приглашения
для всех участников конференции (индивидуальные
задания).
4. Группе учащихся подготовиться к
выполнению роли репортеров, прочитать, как
составляется репортаж и как берется интервью (см.
книгу «Методические указания к
факультативному курсу “Теория и практика
сочинений различных жанров”»
(8–9-е кл.): Пособие для учителя / Т.А. Ладыженская,
Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков и др. 4-е изд. М.:
Просвещение, 1990).
Ход урока
1. Сообщение темы урока и формы его
проведения (урок проводится в форме
конференции):
уточняется значение слова конференция
(собрание, совещание представителей каких-нибудь
государств, групп);
решаются организационные вопросы (избранный
председатель объявляет тему конференции «Имя в
реке времени» и зачитывает программу
конференции);
участникам конференции предлагается
приготовить свои записные книжки и фиксировать в
них основные материалы из выступлений
докладчиков;
группе «репортеров» приготовиться к сбору
материала для репортажа.
2. Вступительное слово учителя.
(Для вступительного слова можно использовать
материал, данный в начале статьи.)
3. Выступления участников конференции.
Этимология слова имя и
однокоренных с ним слов
Слово имя – очень древнее, и этимология его
неясна. Это слово некоторые ученые сближают с
древнерусским имhти – «иметь», «считать»,
«принимать за кого-либо или за что-либо»; другие
возводят слово к общеславянскому и сравнивают
его с древнеиндийским yuyoti – «отделяет»,
т.е. имя дается для того, чтобы отличать людей или
животных друг от друга.
Слово имя имеет множество «родственников» в
языке, что свидетельствует о живучести и
востребованности данного слова в языке. Наиболее
часто встречающиеся однокоренные слова:
именной – к имени относящийся (именной
указ, именное повеление);
именно – точно, подлинно, буквально;
именовать – называть, давать имя;
наименовать – дать наименование, название,
имя; назвать;
именование – называние;
именины – день ангела, личный праздник,
приходящийся на день, когда церковь отмечает
память одноименного святого;
именинный –относящийся к именинам;
именинник – человек в день своих именин;
именитый – занимающий высокое общественное
положение, почтенный; (разг.) знаменитый,
прославленный, широко известный;
именительный падеж – начальная форма
именных частей речи: существительных,
прилагательных, а также причастий, местоимений и
числительных.
Верования и обычаи древнего человека,
связанные с именем
Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они
рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а
иногда воскресают вновь.
Существует мнение, что первыми словами на земле
были имена собственные. Они нужны для того, чтобы
выделить, отметить одного человека в толпе людей.
По имени окликают человека. Но не все на земле
считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто
о нем спросит. Например, у некоторых племен
Африки существовал обычай скрывать имена,
особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала
своих детей по имени. А в индийских семьях даже
муж и жена обращались друг к другу
иносказательно. Эти люди верили, что имя человека
– эквивалент его души. Чем дольше оно сохранится
нетронутым, тем дольше будет жить человек.
По словам одного исследователя, в древнем мире
считалось, что стереть имя покойного с гробницы
– величайшее преступление. Чтобы этого никто не
мог сделать, в Древней Греции, например, имена
вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали
на дно залива.
Индейцы навахо верили, что имя человека служит
источником его счастья и сил, и старались не
произносить его без лишней надобности, так как
оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому
настоящее имя они держали в секрете, а
пользовались прозвищами.
В старину люди верили, что слово – неотъемлемая
часть предмета, как и имя – неотъемлемая часть
человека. Чтобы обмануть злых духов, родители
меняли имя больного ребенка. Один из
исследователей быта североамериканских
индейцев, долго живший среди них, писал: «В первое
время моего пребывания у могавков мне сделал
любезность один из старых Сахемов, дав мне свое
имя... Он был известный воин, – и сказал мне, что
теперь я имею право присвоить себе все подвиги,
им совершенные, и что теперь мое имя будет
известно во всех пяти народах». В то время верили,
что человеку можно причинить вред, прокляв или
околдовав его имя. Связь имени и человека не
подлежала сомнению. Североамериканский индеец
«...относится к своему имени не как к обычному
ярлыку, но как к самостоятельной части тела и
уверен, что от дурного обращения с именем
проистекает не меньший вред, чем от раны,
нанесенной телесному органу».
|