Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

ДИКТАНТЫ РОЖДАЮЩЕГОСЯ ТЕКСТА

Т.ДВОРЕЦКАЯ
Передельская средняя школа,
Медынский район,
Калужская обл.

Вот уже несколько лет мы, учителя, преподающие русский язык и литературу в маленькой сельской школе, внимательно изучаем и используем в своей работе материалы, публикуемые в вашей газете. К сожалению, из-за скромной зарплаты нам не всегда удается быть в числе ваших подписчиков. Но тем бережнее мы храним и используем в своей работе каждый попавший к нам номер газеты.
Особенно нас привлекают рубрики «Я иду на урок», «Подспорье», «Анализ текста» и многие другие. Среди постоянных авторов хотелось бы выделить авторский коллектив Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой. Несколько лет назад мы обращались в вашу газету с просьбой продолжить публикацию их материалов об изучении в школе некоторых частей речи. Думаю, что наше письмо было не единственным. Спасибо вам за то, что вы откликнулись на наше обращение.
Заинтересовавшись публикациями в газете, я стала искать книги этих авторов. Книги эти поразили меня своей необычностью. В отличие от большинства школьных учебников и пособий, они совершенно лишены назидательного тона. Это книги-друзья, книги-наставники, которые проникнуты доверием к юному собеседнику.
Предложенная авторским коллективом Г.Г. Граник методика раннего обучения синтаксису и пунктуации заинтересовала меня, и я в течение года за счет вариативной части учебного плана проводила уроки синтаксиса и пунктуации в 5-х и 6-х классах. Ведь каждый из нас не раз убеждался, что ученикам 5–7-х классов часто не хватает тех отрывочных сведений по синтаксису и пунктуации, которые они получили в начале
5-го класса. Это особенно ощущают дети с развитой речью при написании сочинений и изложений.
Кроме того, отрывочность и упрощенность этих сведений приводит подчас к необходимости переучивать старшеклассников. Поясню лишь на одном примере. В 5–8-х классах мы приучаем детей ставить запятую между частями сложного предложения, а в 9-м классе они узнают, что иногда требуется не запятая, а тире, двоеточие или точка с запятой, а то и вовсе не нужен знак препинания. Приходится ломать уже сложившийся в сознании учащихся стереотип. И не в этом ли переучивании кроется одна из причин пунктуационных ошибок в старших классах?
Курс обучения синтаксису и пунктуации, предлагаемый авторским коллективом Г.Г. Граник, позволяет избежать подобных ситуаций. Изменена традиционно сложившаяся последовательность изучения синтаксиса и пунктуации: сначала школьники учатся различать простые и сложные предложения, обозначать границы частей сложного предложения с помощью специального знака – вертикальной черты («пограничного столба»). Затем все синтаксические конструкции изучаются в составе как простого, так и сложного предложения. «Пограничный столб» сохраняется в не изученных пока случаях, а по мере изучения он постепенно заменяется сначала запятой, а потом и остальными знаками.
К каждой теме авторы предлагают большое количество тренировочных упражнений, степень сложности которых заметно возрастает от задания к заданию. В конце главы помещены ответы для самоконтроля.
На уроках ребята с удовольствием занимаются синтаксисом. Особый интерес у них вызывает самый сложный и, на мой взгляд, самый эффективный способ тренировки синтаксической и пунктуационной грамотности – диктанты рождающегося текста (ДРТ). В процессе записи незнакомого предложения, которое диктуется по одному слову, дети рассуждают вслух, учатся анализировать уже полученные единицы предложения и прогнозировать последующее содержание и структуру предложения.

Вот как выполняли ДРТ мои пятиклассники в конце учебного года.

Я диктую по одному слову незнакомое предложение. Дети по цепочке один за другим выбегают к доске, передавая мелок, как эстафетную палочку, и сменяя друг друга через каждые три слова. Одновременно предложение записывается в тетради.

Учитель диктует

Очередной записывающий на доске ученик поясняет

Раньше

Петька

целыми

днями

или

собак

гоняет

или

над маленькими

командует

или

от Сережки

улепетывает

а

 тут

он

 идет

важно

и

лицо

что-то

уж очень гордое

Предложение закончилось.

Ждем сказуемое.

Подлежащее (подчеркивает). Ждем сказуемое.

Определение. Ждем определяемое слово.

Определяемое слово. Чем-то занимался (предсказывает). Ждем сказуемое.

«Опасный» союз. Наверное, будут однородные члены предложения.

Ждем сказуемое.

Сказуемое, ждем второй однородный член предложения.

Повторяющийся «опасный» союз, ставим перед ним запятую.

Определение. Ждем определяемое слово. Однородными, наверное, будут сказуемые.

Сказуемое. Нумеруем однородные члены предложения. Маленькими – не определение, а дополнение.

Третий «опасный» союз. Ждем третье однородное сказуемое.

Ждем третье сказуемое.

Сказуемое.

«Безопасный» союз. Ставим перед ним запятую. Пока неясно, соединяет он однородные члены или части сложного предложения.

Ждем сказуемое.

Подлежащее. Союз а соединяет первую и вторую части сложного предложения. Ждем сказуемое.

Сказуемое. Куда-то, как-то (предсказывает)

.Ждем продолжение.

«Опасный» союз. Соединяет или однородные члены, или части сложного предложения.

Возможно, это подлежащее. Ждем сказуемое.

...выражает (предсказывает).

Ждем сказуемое.

Лицо – подлежащее. Гордое – именная часть составного именного сказуемого. Глагол-связка пропущен, но тире не ставим, так как сказуемое выражено прилагательным. Союз и соединяет вторую и третью части сложного предложения, ставим перед ним запятую в скобках.

(Мы пока не знаем, в каких случаях между частями сложного предложения перед союзом и запятая ставится, а в каких – не ставится.)

К концу ДРТ записанное на доске разными почерками предложение выглядит следующим образом:

Иногда во время диктанта в классе завязывается спор о роли какого-то союза или о дальнейшем содержании предложения, и от этого работа становится еще интереснее. Нравятся ребятам и «молчаливые» диктанты рождающегося текста с последующей проверкой.
Конечно, такой диктант занимает много времени, но польза от него несомненна.
Кроме того, хотелось бы через вашу газету узнать о том, над чем сейчас работает авторский коллектив под руководством Г.Г. Граник, познакомиться, помимо ДРТ, с другими методическими приемами, которых, я думаю, немало накоплено этим коллективом за годы его творческой деятельности и которые так нам нужны!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru