ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
В № 2, 36/2000 мы опубликовали материалы Е.Н.
Басовской для 8-го класса. Сегодня – продолжение.
РУССКИЙ ЯЗЫК;
ИСКУССТВО УСТНОЙ
И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Интегрированный курс
9 класс
Е.Н.БАСОВСКАЯ
Своеобразие курса русского языка для 9-го
класса состоит в обязательной подготовке к
государственному выпускному экзамену (последние
несколько лет он проводится в форме изложения).
Однако я убеждена, что успех на экзамене связан
не столько с направленным тренингом (другими
словами – натаскиванием), сколько с общим
уровнем речевой культуры класса. Поэтому в
тематическом планировании практически не
предусматривается специальных часов для
подготовки к экзамену. Эту функцию выполняют
постоянная работа в классе и дома, повторение
теоретического материала, написание большого
числа письменных работ в различных жанрах.
В центре внимания учителя, преподающего
русский язык в 9-м классе, традиционно
оказывается синтаксис сложного предложения.
Изучение этой темы закономерно приводит
педагога и школьников к обсуждению проблем
сложного синтаксического целого, текста. Переход
от языка к речи происходит совершенно
естественно. В курсе искусства устной и
письменной речи в 9-м классе предполагается
рассмотрение языковых и функциональных стилей, а
также неразрывно связанных с ними речевых
жанров. Таким образом, предметы интегрированы по
самой своей сути. Получив в первом полугодии
представление о тексте, жанре и стиле, учащиеся
отрабатывают затем навыки реализации
стилистических возможностей языка, изучают,
оценивают, исправляют, пишут самостоятельно
тексты различных жанров, от официальной
автобиографии и заявления до рецензии и эссе.
Данный курс не отражен полностью ни в одном из
учебных пособий по русскому языку, поэтому
учителю можно рекомендовать комбинировать
несколько книг. Основной школьный учебник
русского языка для 9-го класса (Русский язык:
учебник для 9-го класса общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 1999) служит в основном
для выполнения домашних упражнений.
Теоретический материал более полно и современно
изложен в учебнике под редакцией М.М.
Разумовской. Помещенные там упражнения
несколько сложнее, но в целом интереснее, чем в
первом указанном пособии.
Дополнительные по отношению к базовой школьной
программе сведения о языке представлены в
учебном пособии «Риторика: 9-й класс» под
редакцией Т.А. Ладыженской. М., 1999, а также в
наиболее живой и увлекательной форме – в
томе «Языкознание. Русский язык»
энциклопедии для детей, выпущенной
издательством «Аванта+». Но даже при наличии всех
этих учебных книг работа по предложенному
тематическому планированию требует
дополнительных усилий от учителя, который
непременно должен представить в лекционной,
игровой или другой форме важнейшие
теоретические проблемы курса.
В 9-м классе, как и в 8-м, рекомендуется
использовать рейтинговую систему оценки знаний,
при которой каждый ученик заинтересован в
получении дополнительных баллов и потому
активно выполняет домашние задания, стремится
ответить в классе, подготовить доклад и так
далее. Искусство устной и письменной речи нет
смысла преподавать в молчащем и не желающем
писать классе. Этот курс – для тех, кто уже не
испытывает страха ни перед готовой слушать
аудиторией, ни перед чистым листом бумаги.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
130 часов (4 часа в неделю)
Таблица. Формат PDF. Объем
44 Кб
|