Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2001

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

В № 2, 36/2000 мы опубликовали материалы Е.Н. Басовской для 8-го класса. Сегодня – продолжение.

РУССКИЙ ЯЗЫК;
ИСКУССТВО УСТНОЙ
И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Интегрированный курс

9 класс

Е.Н.БАСОВСКАЯ

Своеобразие курса русского языка для 9-го класса состоит в обязательной подготовке к государственному выпускному экзамену (последние несколько лет он проводится в форме изложения). Однако я убеждена, что успех на экзамене связан не столько с направленным тренингом (другими словами – натаскиванием), сколько с общим уровнем речевой культуры класса. Поэтому в тематическом планировании практически не предусматривается специальных часов для подготовки к экзамену. Эту функцию выполняют постоянная работа в классе и дома, повторение теоретического материала, написание большого числа письменных работ в различных жанрах.

В центре внимания учителя, преподающего русский язык в 9-м классе, традиционно оказывается синтаксис сложного предложения. Изучение этой темы закономерно приводит педагога и школьников к обсуждению проблем сложного синтаксического целого, текста. Переход от языка к речи происходит совершенно естественно. В курсе искусства устной и письменной речи в 9-м классе предполагается рассмотрение языковых и функциональных стилей, а также неразрывно связанных с ними речевых жанров. Таким образом, предметы интегрированы по самой своей сути. Получив в первом полугодии представление о тексте, жанре и стиле, учащиеся отрабатывают затем навыки реализации стилистических возможностей языка, изучают, оценивают, исправляют, пишут самостоятельно тексты различных жанров, от официальной автобиографии и заявления до рецензии и эссе.

Данный курс не отражен полностью ни в одном из учебных пособий по русскому языку, поэтому учителю можно рекомендовать комбинировать несколько книг. Основной школьный учебник русского языка для 9-го класса (Русский язык: учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999) служит в основном для выполнения домашних упражнений. Теоретический материал более полно и современно изложен в учебнике под редакцией М.М. Разумовской. Помещенные там упражнения несколько сложнее, но в целом интереснее, чем в первом указанном пособии.

Дополнительные по отношению к базовой школьной программе сведения о языке представлены в учебном пособии «Риторика: 9-й класс» под редакцией Т.А. Ладыженской. М., 1999, а также в наиболее живой и увлекательной форме – в томе «Языкознание. Русский язык» энциклопедии для детей, выпущенной издательством «Аванта+». Но даже при наличии всех этих учебных книг работа по предложенному тематическому планированию требует дополнительных усилий от учителя, который непременно должен представить в лекционной, игровой или другой форме важнейшие теоретические проблемы курса.

В 9-м классе, как и в 8-м, рекомендуется использовать рейтинговую систему оценки знаний, при которой каждый ученик заинтересован в получении дополнительных баллов и потому активно выполняет домашние задания, стремится ответить в классе, подготовить доклад и так далее. Искусство устной и письменной речи нет смысла преподавать в молчащем и не желающем писать классе. Этот курс – для тех, кто уже не испытывает страха ни перед готовой слушать аудиторией, ни перед чистым листом бумаги.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
130 часов (4 часа в неделю)

Таблица. Формат PDF. Объем    44 Кб

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru