Я ИДУ НА УРОКАВТОПОРТРЕТЫ И ПОРТРЕТЫ ПУШКИНАсдвоенный урок6 классТ.Ф. НЕШУМОВА,
|
Вы просите у меня мой портрет, Я молодой повеса, Никогда не было болтуна, Мой рост с ростом самых долговязых, Я люблю свет и его шум, Спектакли, балы мне очень нравятся, По всему этому, мой милый друг, Сущий бес в проказах, |
Vous me demandez mon portrait, Je suis un jeune polisson, Onc il ne fut de babillard, Ma taille а celles des plus longs J’aime et le monde et son fracas, Spectacles, bals me plaisent fort, Aprиs celа, mon cher ami, Vrai demon pour l’espiиglerie, |
1. В I строфе Пушкин говорит: ...портрет, но
написанный с натуры. Какой еще может быть
портрет? (Дети отвечают: по памяти.)
2. В миниатюре, т.е. какой? (Маленького размера,
небольшой.)
3. Повеса – шалун, шалопай, проказник, резвый и
нередко докучливый баловник; невежливый, дерзкий
шалун (по В.Далю).
4. Жеманный – от глагола жеманиться –
ужиматься, красоваться ужимками, охорашиваться
ломаясь, выказывать пригожество изысканными
приемами, миловидничать (по В.Далю).
5. Доктора Сорбонны – т.е. профессора Сорбонны
– старейшего в Европе парижского университета.
6. Сохранились точные данные о росте Пушкина,
относящиеся к 1832 г. Измерил рост поэта художник
Чернецов: «2 аршина 5 вершков с половиною», т.е.
166,6 см. Для мужчины это небольшой рост. Но
вслушайтесь в интонацию Пушкина. Насколько
сильно он переживает свой маленький рост? Вы
замечаете, что он сообщает об этом факте с явной
иронией. И увы, и долговязый в одной
строке.
7. У меня свежий цвет лица, белокурые волосы...
Пушкин не был белокурым. Но по-французски longs (долговязый)
рифмуется с blonds (белокурый), вот откуда это
слово в стихотворении. Хотя некоторые мемуаристы
отмечают, что в молодости волосы Пушкина были
светлого оттенка.
8. В каком значении употребил Пушкин слово свет?
(Дети отвечают: в значении «светское общество»,
т.е. люди.)
9. Претить – рождать отвращение, быть
противну (по В.Далю).
10. Знаете ли вы, что в Лицее у Пушкина было
прозвище обезьяна? Кроме того, может быть,
Пушкин имел в виду и французский
фразеологический оборот смесь обезьяны с
тигром, означающий «некрасивого, но
темпераментного человека».
Судя по отзывам современников, это был очень точный автопортрет. Молодой человек, явно ироничный, прекрасно сознающий и свои достоинства, и свои недостатки, которому уже наскучила школьная скамья (не забывайте, что при всех достоинствах Лицея это было учебное заведение со строгим режимом и порядками, которые иногда очень хотелось нарушить взрослеющим юношам. В ранней лицейской лирике поэт часто называет Лицей монастырем, свою комнату темницей, мрачной кельей, а себя узником (гляжу на свет, как узник из темницы); Пушкин тяготится пребыванием на школьной скамье, может быть, еще и потому, что его ровесницы (девушки 14–15 лет) уже выезжают на балы, считаются невестами, а он – все еще школьник).
1. Как вы думаете, для кого написан этот портрет?
Найдите обращения в тексте, пофантазируйте, кто
бы мог быть пушкинским адресатом?
2. Как вы полагаете, серьезный или шутливый тон
преобладает в этом стихотворении?
3. Попробуйте проследить по тексту стихотворения:
какие внешние качества перечисляет Пушкин? А
внутренние?
4. Какие строчки стихотворения говорят о том, что
Пушкин уже тяготится суровыми нравами Лицея?
5. Вспомните свои прошлогодние работы «Портрет
одиннадцатиклассника». Вы, умудренные жизненным
опытом, говорили, что одиннадцатиклассник – это
большой ребенок, хотя себе он и не кажется
ребенком.
Интересно сравнить то, как видел Пушкин себя, с тем, каким его воспринимали другие. Перед вами (материал расположен рядом, на тех же листах, что и стихотворение) характеристика Пушкина, которую по долгу службы писал надзиратель по учебной и нравственной части (должность, напоминающая классного руководителя в современной школе).
«Пушкин (Александр), 13 лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие не сделалось еще его добродетелью. <...> Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем еще и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприняли новый и лучший вид со счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его еще мало постоянства и твердости».
М.С. Пилецкий, надзиратель по учебной и нравственной части. Официальный отзыв.
1. Прилежание – способность трудиться усердно,
ревностно заниматься, старательно работать,
особенно умственно.
2. ...трудолюбие не сделалось еще <...> его добродетелью,
т.е. положительным качеством.
3. Здесь слово с сердцем употреблено в почти
забытом сейчас значении – «с гневом», «со
вспыльчивостью», сравните фразеологизм
говорить, делать что-либо в сердцах.
Прочитайте ее и подумайте, можно ли этот жанр отнести к жанру портрета, тонким ли наблюдателем был этот надзиратель, какие черты, отмеченные надзирателем, упоминает и Пушкин в прочитанном вами стихотворении?
Дети относят этот официальный отзыв к жанру портрета, отмечая при этом, что это скорее не внешний, а внутренний портрет человеческого характера. Дети считают, что Пилецкий был наблюдательным человеком, многое в двух характеристиках совпадает: остроумие, болтливость (словоохотливость), отсутствие иногда желания учиться, сознание своих недостатков и т.д.
Первый рисунок-автопортрет Пушкина
исследователи относят примерно к 1817 году, когда
поэт уже окончил Лицей. О нем вам расскажет
знаменитый пушкинист, исследовательница
рисунков поэта Татьяна Григорьевна Цявловская.
Демонстрируется фрагмент видеофильма «Рисунки
Пушкина».
На этом этапе урока дети берут в руки дневники2,
и мы «играем»: «Перед вами 4 автопортрета Пушкина,
из них три – воображаемые. Я вам намекну,
расскажу о них, используя цитаты из книги Т.Г.
Цявловской “Рисунки Пушкина”, а вы попробуйте
отгадать, о каком из портретов я рассказываю».
1 |
2 |
3 |
4 |
1) «Многие ранние автопортреты Пушкина
изображают его с длинными кудрями, спадающими на
спину. Относятся эти изображения к южной ссылке.
Но так ходил Пушкин еще и в Петербурге». (№ 2)
2) На портрете изображен юноша. Это портрет –
воспоминание о себе еще до ссылки. (№ 4)
3) Воображаемый автопортрет в стиле времен
французской революции, деятелем которой Пушкин
себя, может быть, вообразил. В кружевном жабо. (№ 3)
4) Автопортрет, вклеенный в альбом кн. Екатерины
Николаевны Ушаковой. Пушкин был увлечен ею, хотел
жениться, он хотел понравиться. «Портрет изящен,
гармоничен, совершенен. Лицо здесь спокойное. Это
не подсмотренный за собой внутренний портрет,
какие Пушкин делал наедине с собой, в своих
рабочих тетрадях. Нет. Это просто... артистически
исполненный портрет для друзей». (№ 1)
Перед нами очень необычный документ – запись в дневнике 1825 года торговца Лапина, человека, далекого от литературы и словесного искусства. Но самое главное в этом документе – непосредственность впечатлений (эта запись распечатана для каждого ученика):
«29 мая в Св. Горах... имел счастие видеть Александра Сергеевича Г-на Пушкина, который некоторым образом удивил странною своею одеждою, а например. У него была надета на голове соломенная шляпа – в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкою с железною в руке тростию с предлинными черными бакенбардами, которые более походят на бороду так же с предлинными ногтями с которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом».
(Цит. по кн. В.Вересаева «Пушкин в жизни». Орфография и пунктуация сохранены.)
Удивил вас этот портрет? Отличается язык торговца Лапина от современного? Какие бы вы внесли исправления, чтобы устранить явные речевые ошибки?
В 1826 году Пушкин возвращается из ссылки. Прежние знакомые пристально вглядываются в поэта – изменился ли он? Каким стал? К этому времени относится двойной автопортрет. На одном листке Пушкин изобразил себя в профиль дважды, очень контрастно.
«Каков я прежде был, таков и ныне я:
Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.
А тут, в рисунке, была первая реакция на
вопросы, – он как бы со стороны разглядывал
изменения своей внешности, происшедшие за 6 лет
ссылки. На верхнем портрете – Пушкин до ссылки,
на нижнем – после возвращения. У старшего менее
энергично сложены губы, появилась едва
обозначенная горькая складка да глаза глядят
резче – это Пушкин, утративший былую отвагу,
обретший недоверчивость к людям». (Цявловская
Т.Г. Рисунки Пушкина. М., 1987. С.374)
Вот строки из письма современника П.Л. Яковлева –
А.Е. Измайлову: «Пушкин очень переменился и
наружностью: страшные черные бакенбарды придали
лицу его какое-то чертовское выражение; впрочем,
он все тот же, – так же жив, скор и по-прежнему в
одну минуту переходит от задумчивости и смеха к
веселости и размышлению».
А теперь почитаем: каким в первый раз увидел
Пушкина знаменитый историк М.Погодин (распечатка
на партах)?
Впечатления от чтения Пушкиным трагедии «Борис
Годунов»: «Надо себе представить самую фигуру
Пушкина. Ожиданный нами жрец высокого искусства
– это был среднего роста, почти низенький
человечек, вертлявый, с длинными, несколько
курчавыми по концам волосами, без всяких
притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим
приятным голосом, в черном сюртуке, в черном
жилете, застегнутом наглухо, небрежно повязанном
галстухе. Вместо высокопарного языка богов мы
услышали простую, ясную, обыкновенную и, между
прочим, поэтическую, увлекательную речь!».
Что общего вы можете найти в описании внешности Пушкина в двух дневниковых записях – торговца Лапина и молодого историка и писателя Погодина? Как относятся авторы к своей «модели»?
После
возвращения Пушкина из южной ссылки появляются
первые его портреты, принадлежащие кисти
блестящих мастеров живописи. Самые знаменитые
портреты Пушкина выполнены Орестом Адамовичем
Кипренским (1782–1836) и Василием Андреевичем
Тропининым (1776–1857) в 1827 году.
Кипренский нарисовал Пушкина по просьбе
лицейского товарища поэта Дельвига. Дельвигу же
принадлежит мысль поместить за спиной поэта
изображение музы. Мы уже рассматривали этот
портрет на экскурсии в Третьяковской галерее.
Что вы запомнили из рассказа экскурсовода?
Вот описание этого портрета из «Истории русского
искусства» (М., 1991. Т. 1. С. 215): «Художник верен
особенностям внешности поэта, однако
последовательно отказывается от всего
обыденного в образе. Строгое равновесие и
простота композиции, сдержанность цветового
решения, спокойная сосредоточенность поэта, под-
черкнутая сложенными на груди руками, задумчивый
взгляд, устремленный чуть вверх, мимо зрителя,
наконец, плащ, скрывающий прозаический покрой
современного костю-ма, – во всем этом ощущается
стремление дать собирательный образ творческой
личности».
А теперь несколько новых штрихов. Как одет
Пушкин? Вы заметили на нем клетчатый шарф (кашне)?
Оказывается, это тоже о многом говорящая деталь.
Во времена Пушкина клетчатая ткань, которую мы
теперь называем шотландкой, имела другое
название – экосез (от французского слова экосез,
т.е. шотландский), она только входила в
европейскую моду, ее особенное распространение
связано было с... увлечением историческими
романами Вальтера Скотта. Таким образом,
современникам поэта было ясно при взгляде на
портрет, что поэт следит за модой и является
поклонником таланта В.Скотта. Об этом
рассказывает очень интересная недавно вышедшая
книга Р.Кирсановой «Костюм в русской
литературе...».
А вот
описание тропининского портрета: «Поэт
изображен сидящим у стола в позе свободно
беседующего человека. Чуть приподнятые углы губ
придают лицу оттенок сдержанного оживления.
Лиловато-коричневый халат драпируется широкими
свободными складками; ворот рубашки широко
распахнут, синий галстук повязан подчеркнуто
небрежно. В колорите сохраняется свежесть
непос-редственного наблюдения натуры...
Естественная непринужденность облика поэта
воспринимается как свидетельство свободы
внутренней, духовной». (История русского
искусства. М., 1991. Т. 1. С. 223)
Колорит – соотношение красок в картине
по тону, насыщенности цвета.
Вот свидетельство современника: «Сходство
портрета с подлинником поразительно, хотя нам
кажется, что художник не мог совершенно схватить
быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.
Впрочем, физиогномия Пушкина, – столь
определенная, выразительная, что всякий хороший
живописец может схватить ее, вместе с тем и так
изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы
один портрет Пушкина мог дать о нем истинное
понятие». (Н.А. Полевой. Цит. по кн.: Вересаев
В.В. Пушкин в жизни. СПб., 1995. Т. 1. С. 341)
А теперь попробуйте сказать: какое впечатление на вас производят эти изображения Пушкина? Какие черты характера передают портреты? Чем схожи и чем различаются эти изображения?
Домашним заданием будет творческая работа по выбору. Может быть, кто-то захочет поработать с подстрочником и создать свой рифмованный перевод французского стихотворения Пушкина, а кто-то создаст свой автопортрет в стихах или прозе.
____________
1 И.И. Дмитриев – знаменитый поэт начала XIX века. Переболев оспой, остался рябым, это и имел в виду Пушкин, сказав рябчик. Этот анекдот обнаруживает в будущем поэте и дерзость, и остроумие, построенное на игре слов.
2 Урок проводился в 1998 году, когда нам очень
повезло с раздаточным материалом: в каждом
классе хотя бы у одного ученика был пушкинский
юбилейный «Дневник московского школьника»,
перед уроками мы одолжили такие дневники, и они
лежали на каждой парте. На обложке – фрагмент
портрета Пушкина кисти Кипренского, на форзаце –
Тропинина, в каждой из четвертей – по одному
автопортрету: в I – автопортрет Пушкина в альбоме
Ушаковой 1828 г., во II – воображаемый автопортрет с
длинными волосами
1823 г., в III – автопортрет 1824 г. в стиле времен
французской революции, в IV – автопортрет –
воспоминание о себе в юношеском возрасте – 1826 г.