Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2001

Я ИДУ НА УРОК

АВТОПОРТРЕТЫ И ПОРТРЕТЫ ПУШКИНА

сдвоенный урок

6 класс

Т.Ф. НЕШУМОВА,
школа-лаборатория № 865,
Москва

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодня мы познакомимся с портретами и автопортретами Пушкина. А есть ли у нас в классе портреты Пушкина? Где они и сколько их? Подумайте, только ли живописным может быть портрет? А могут ли в словесном искусстве существовать портрет и автопортрет? Говоря о портретах и автопортретах Пушкина, мы будем понимать эти слова широко, т.е. портретом в слове может стать и 1) мемуарное свидетельство (что это такое?), и 2) строчка из письма, где речь идет о внешности человека, и 3) фрагмент дневника и даже 4) официальный отзыв.
Мысленно перенесемся в пушкинскую эпоху. Радио, телевидения нет. Нет даже фотографии – Пушкин не дожил до распространения фотографии в России нескольких лет. Поэтому так важно в эту эпоху искусство портрета. Не всегда оно служило для любования, говоря научно, для эстетического наслаждения. После восстания на Сенатской площади скрывался от властей один из лицейских друзей Пушкина – Вильгельм Кюхельбекер, Кюхля. Его нашли и арестовали по словесному описанию, данному другим литератором – Фаддеем Булгариным.
Очень похожая ситуация описана Пушкиным в знаменитой трагедии «Борис Годунов» – там едва не арестовывают по словесному портрету будущего Лжедмитрия, Гришку Отрепьева. Вот какое значение имел портрет в прежние времена.
Самый ранний дошедший до нас портрет Пушкина – миниатюра на кости, хранящаяся в московском музее Пушкина (мы уже были там и видели портрет), помните его? Сколько там Пушкину лет? Кому принадлежал портрет? (Дети вспоминают, что это изображение ребенка лет 3–5, принадлежавшее его матери: полные губы, круглые щеки, мечтательный и доверчивый взгляд).
Сохранились воспоминания, рисующие нам долицейского Пушкина.
«В детских летах Пушкин был не из рослых детей и все с теми же африканскими чертами физиономии, с какими был и взрослым; но волосы его были так изящно завиты африканскою природою, что однажды мне
И.И. Дмитриев1 сказал: “Посмотрите, ведь это настоящий арабчик”. Дитя рассмеялось и, оборотясь к нам, проговорило очень скоро и смело: “По крайней мере отличусь тем, и не буду рябчик”».

ПЕРВЫЙ АВТОПОРТРЕТ ПОЭТА

Это стихотворение, написанное на французском языке в 1814 году – «Mon portrait», точнее, его дословный перевод (переводчики называют такие тексты подстрочниками, или подстрочными переводами). Дети следят за чтением учителя по распечатанным заранее листкам, отмечают сложные места и слушают объяснения учителя.

Мой портрет

Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры;
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре.

Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье;
Не глуп, говорю не стесняясь,
И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,
Ни доктора Сорбонны –
Надоедливее и крикливее,
Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых,
Увы, не может равняться;
У меня свежий цвет лица, белокурые (русые) волосы
И кудрявая голова.

Я люблю свет и его шум,
Уединение я ненавижу;
Мне претят ссоры и препирательства,
А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,
И если быть откровенным,
Я сказал бы, что я еще люблю...
Если бы не был в Лицее.

По всему этому, мой милый друг,
Меня можно узнать.
Да, таким, как Бог меня создал,
Я и хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености –
Да, таков Пушкин.

Mon portrait

Vous me demandez mon portrait,
Mais peint d’aprиs nature;
Mon cher, il sera bientot fait,
Quoique en miniature.

Je suis un jeune polisson,
Encore dans les classes;
Point sot, je le dis sans facon
Et sans fades grimaces.

Onc il ne fut de babillard,
Ni docteur en Sorbonne –
Plus ennuyeux et plus braillard,
Que moi-mкme en personne.

Ma taille а celles des plus longs
Ne peut кtre egalee;
J’ai le teint frais, les cheveux blonds
Et la tкte bouclee.

J’aime et le monde et son fracas,
Je hais la solitude;
J’abhorre et noises, et debats,
Et tant soit peu l’etude.

Spectacles, bals me plaisent fort,
Et d’aprиs ma pensee.
Je dirais ce que j’aime encor...
Si n’etais au Lycee.

Aprиs celа, mon cher ami,
L’on peut me reconnaitre:
Qui! tel que le bon Dieu me fit,
Je veux toujours paraitre.

Vrai demon pour l’espiиglerie,
Vrai singe par sa mine,
Beaucoup et trop d’etourderie.
Ma foi, voilа Pouchkine.

БЕСЕДА И КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ

1. В I строфе Пушкин говорит: ...портрет, но написанный с натуры. Какой еще может быть портрет? (Дети отвечают: по памяти.)
2. В миниатюре, т.е. какой? (Маленького размера, небольшой.)
3. Повеса – шалун, шалопай, проказник, резвый и нередко докучливый баловник; невежливый, дерзкий шалун (по В.Далю).
4. Жеманный – от глагола жеманиться – ужиматься, красоваться ужимками, охорашиваться ломаясь, выказывать пригожество изысканными приемами, миловидничать (по В.Далю).
5. Доктора Сорбонны – т.е. профессора Сорбонны – старейшего в Европе парижского университета.
6. Сохранились точные данные о росте Пушкина, относящиеся к 1832 г. Измерил рост поэта художник Чернецов: «2 аршина 5 вершков с половиною», т.е.
166,6 см. Для мужчины это небольшой рост. Но вслушайтесь в интонацию Пушкина. Насколько сильно он переживает свой маленький рост? Вы замечаете, что он сообщает об этом факте с явной иронией. И увы, и долговязый в одной строке.
7. У меня свежий цвет лица, белокурые волосы... Пушкин не был белокурым. Но по-французски longs (долговязый) рифмуется с blonds (белокурый), вот откуда это слово в стихотворении. Хотя некоторые мемуаристы отмечают, что в молодости волосы Пушкина были светлого оттенка.
8. В каком значении употребил Пушкин слово свет? (Дети отвечают: в значении «светское общество», т.е. люди.)
9. Претить – рождать отвращение, быть противну (по В.Далю).
10. Знаете ли вы, что в Лицее у Пушкина было прозвище обезьяна? Кроме того, может быть, Пушкин имел в виду и французский фразеологический оборот смесь обезьяны с тигром, означающий «некрасивого, но темпераментного человека».

Судя по отзывам современников, это был очень точный автопортрет. Молодой человек, явно ироничный, прекрасно сознающий и свои достоинства, и свои недостатки, которому уже наскучила школьная скамья (не забывайте, что при всех достоинствах Лицея это было учебное заведение со строгим режимом и порядками, которые иногда очень хотелось нарушить взрослеющим юношам. В ранней лицейской лирике поэт часто называет Лицей монастырем, свою комнату темницей, мрачной кельей, а себя узником (гляжу на свет, как узник из темницы); Пушкин тяготится пребыванием на школьной скамье, может быть, еще и потому, что его ровесницы (девушки 14–15 лет) уже выезжают на балы, считаются невестами, а он – все еще школьник).

Вопросы

1. Как вы думаете, для кого написан этот портрет? Найдите обращения в тексте, пофантазируйте, кто бы мог быть пушкинским адресатом?
2. Как вы полагаете, серьезный или шутливый тон преобладает в этом стихотворении?
3. Попробуйте проследить по тексту стихотворения: какие внешние качества перечисляет Пушкин? А внутренние?
4. Какие строчки стихотворения говорят о том, что Пушкин уже тяготится суровыми нравами Лицея?
5. Вспомните свои прошлогодние работы «Портрет одиннадцатиклассника». Вы, умудренные жизненным опытом, говорили, что одиннадцатиклассник – это большой ребенок, хотя себе он и не кажется ребенком.

БЕСЕДА И КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ

Интересно сравнить то, как видел Пушкин себя, с тем, каким его воспринимали другие. Перед вами (материал расположен рядом, на тех же листах, что и стихотворение) характеристика Пушкина, которую по долгу службы писал надзиратель по учебной и нравственной части (должность, напоминающая классного руководителя в современной школе).

«Пушкин (Александр), 13 лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие не сделалось еще его добродетелью. <...> Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем еще и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприняли новый и лучший вид со счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его еще мало постоянства и твердости».

М.С. Пилецкий, надзиратель по учебной и нравственной части. Официальный отзыв.

 

1. Прилежание – способность трудиться усердно, ревностно заниматься, старательно работать, особенно умственно.
2. ...трудолюбие не сделалось еще <...> его добродетелью, т.е. положительным качеством.
3. Здесь слово с сердцем употреблено в почти забытом сейчас значении – «с гневом», «со вспыльчивостью», сравните фразеологизм говорить, делать что-либо в сердцах.

Прочитайте ее и подумайте, можно ли этот жанр отнести к жанру портрета, тонким ли наблюдателем был этот надзиратель, какие черты, отмеченные надзирателем, упоминает и Пушкин в прочитанном вами стихотворении?

Вопросы

Дети относят этот официальный отзыв к жанру портрета, отмечая при этом, что это скорее не внешний, а внутренний портрет человеческого характера. Дети считают, что Пилецкий был наблюдательным человеком, многое в двух характеристиках совпадает: остроумие, болтливость (словоохотливость), отсутствие иногда желания учиться, сознание своих недостатков и т.д.

РИСУНКИ-АВТОПОРТРЕТЫ ПУШКИНА

Первый рисунок-автопортрет Пушкина исследователи относят примерно к 1817 году, когда поэт уже окончил Лицей. О нем вам расскажет знаменитый пушкинист, исследовательница рисунков поэта Татьяна Григорьевна Цявловская. Демонстрируется фрагмент видеофильма «Рисунки Пушкина».
На этом этапе урока дети берут в руки дневники2, и мы «играем»: «Перед вами 4 автопортрета Пушкина, из них три – воображаемые. Я вам намекну, расскажу о них, используя цитаты из книги Т.Г. Цявловской “Рисунки Пушкина”, а вы попробуйте отгадать, о каком из портретов я рассказываю».

1

2

3

4

1) «Многие ранние автопортреты Пушкина изображают его с длинными кудрями, спадающими на спину. Относятся эти изображения к южной ссылке. Но так ходил Пушкин еще и в Петербурге». (№ 2)
2) На портрете изображен юноша. Это портрет – воспоминание о себе еще до ссылки. (№ 4)
3) Воображаемый автопортрет в стиле времен французской революции, деятелем которой Пушкин себя, может быть, вообразил. В кружевном жабо. (№ 3)
4) Автопортрет, вклеенный в альбом кн. Екатерины Николаевны Ушаковой. Пушкин был увлечен ею, хотел жениться, он хотел понравиться. «Портрет изящен, гармоничен, совершенен. Лицо здесь спокойное. Это не подсмотренный за собой внутренний портрет, какие Пушкин делал наедине с собой, в своих рабочих тетрадях. Нет. Это просто... артистически исполненный портрет для друзей». (№ 1)

ПУШКИН В СЛОВЕСНЫХ ПОРТРЕТАХ ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ

Перед нами очень необычный документ – запись в дневнике 1825 года торговца Лапина, человека, далекого от литературы и словесного искусства. Но самое главное в этом документе – непосредственность впечатлений (эта запись распечатана для каждого ученика):

«29 мая в Св. Горах... имел счастие видеть Александра Сергеевича Г-на Пушкина, который некоторым образом удивил странною своею одеждою, а например. У него была надета на голове соломенная шляпа – в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкою с железною в руке тростию с предлинными черными бакенбардами, которые более походят на бороду так же с предлинными ногтями с которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом».

(Цит. по кн. В.Вересаева «Пушкин в жизни». Орфография и пунктуация сохранены.)

Вопросы

Удивил вас этот портрет? Отличается язык торговца Лапина от современного? Какие бы вы внесли исправления, чтобы устранить явные речевые ошибки?

БЕСЕДА И КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ

В 1826 году Пушкин возвращается из ссылки. Прежние знакомые пристально вглядываются в поэта – изменился ли он? Каким стал? К этому времени относится двойной автопортрет. На одном листке Пушкин изобразил себя в профиль дважды, очень контрастно.

«Каков я прежде был, таков и ныне я:
Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.

А тут, в рисунке, была первая реакция на вопросы, – он как бы со стороны разглядывал изменения своей внешности, происшедшие за 6 лет ссылки. На верхнем портрете – Пушкин до ссылки, на нижнем – после возвращения. У старшего менее энергично сложены губы, появилась едва обозначенная горькая складка да глаза глядят резче – это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям». (Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. М., 1987. С.374)
Вот строки из письма современника П.Л. Яковлева – А.Е. Измайлову: «Пушкин очень переменился и наружностью: страшные черные бакенбарды придали лицу его какое-то чертовское выражение; впрочем, он все тот же, – так же жив, скор и по-прежнему в одну минуту переходит от задумчивости и смеха к веселости и размышлению».
А теперь почитаем: каким в первый раз увидел Пушкина знаменитый историк М.Погодин (распечатка на партах)?
Впечатления от чтения Пушкиным трагедии «Борис Годунов»: «Надо себе представить самую фигуру Пушкина. Ожиданный нами жрец высокого искусства – это был среднего роста, почти низенький человечек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке, в черном жилете, застегнутом наглухо, небрежно повязанном галстухе. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и, между прочим, поэтическую, увлекательную речь!».

Вопросы

Что общего вы можете найти в описании внешности Пушкина в двух дневниковых записях – торговца Лапина и молодого историка и писателя Погодина? Как относятся авторы к своей «модели»?

ПУШКИН В ПОРТРЕТАХ О.КИПРЕНСКОГО И В.ТРОПИНИНА

После возвращения Пушкина из южной ссылки появляются первые его портреты, принадлежащие кисти блестящих мастеров живописи. Самые знаменитые портреты Пушкина выполнены Орестом Адамовичем Кипренским (1782–1836) и Василием Андреевичем Тропининым (1776–1857) в 1827 году.
Кипренский нарисовал Пушкина по просьбе лицейского товарища поэта Дельвига. Дельвигу же принадлежит мысль поместить за спиной поэта изображение музы. Мы уже рассматривали этот портрет на экскурсии в Третьяковской галерее. Что вы запомнили из рассказа экскурсовода?
Вот описание этого портрета из «Истории русского искусства» (М., 1991. Т. 1. С. 215): «Художник верен особенностям внешности поэта, однако последовательно отказывается от всего обыденного в образе. Строгое равновесие и простота композиции, сдержанность цветового решения, спокойная сосредоточенность поэта, под-
черкнутая сложенными на груди руками, задумчивый взгляд, устремленный чуть вверх, мимо зрителя, наконец, плащ, скрывающий прозаический покрой современного костю-ма, – во всем этом ощущается стремление дать собирательный образ творческой личности».

А теперь несколько новых штрихов. Как одет Пушкин? Вы заметили на нем клетчатый шарф (кашне)? Оказывается, это тоже о многом говорящая деталь. Во времена Пушкина клетчатая ткань, которую мы теперь называем шотландкой, имела другое название – экосез (от французского слова экосез, т.е. шотландский), она только входила в европейскую моду, ее особенное распространение связано было с... увлечением историческими романами Вальтера Скотта. Таким образом, современникам поэта было ясно при взгляде на портрет, что поэт следит за модой и является поклонником таланта В.Скотта. Об этом рассказывает очень интересная недавно вышедшая книга Р.Кирсановой «Костюм в русской литературе...».

 

А вот описание тропининского портрета: «Поэт изображен сидящим у стола в позе свободно беседующего человека. Чуть приподнятые углы губ придают лицу оттенок сдержанного оживления. Лиловато-коричневый халат драпируется широкими свободными складками; ворот рубашки широко распахнут, синий галстук повязан подчеркнуто небрежно. В колорите сохраняется свежесть непос-редственного наблюдения натуры... Естественная непринужденность облика поэта воспринимается как свидетельство свободы внутренней, духовной». (История русского искусства. М., 1991. Т. 1. С. 223)
Колорит соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
Вот свидетельство современника: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиогномия Пушкина, – столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие». (Н.А. Полевой. Цит. по кн.: Вересаев В.В. Пушкин в жизни. СПб., 1995. Т. 1. С. 341)

Вопросы

А теперь попробуйте сказать: какое впечатление на вас производят эти изображения Пушкина? Какие черты характера передают портреты? Чем схожи и чем различаются эти изображения?

Домашнее задание

Домашним заданием будет творческая работа по выбору. Может быть, кто-то захочет поработать с подстрочником и создать свой рифмованный перевод французского стихотворения Пушкина, а кто-то создаст свой автопортрет в стихах или прозе.

____________

1 И.И. Дмитриев – знаменитый поэт начала XIX века. Переболев оспой, остался рябым, это и имел в виду Пушкин, сказав рябчик. Этот анекдот обнаруживает в будущем поэте и дерзость, и остроумие, построенное на игре слов.

2 Урок проводился в 1998 году, когда нам очень повезло с раздаточным материалом: в каждом классе хотя бы у одного ученика был пушкинский юбилейный «Дневник московского школьника», перед уроками мы одолжили такие дневники, и они лежали на каждой парте. На обложке – фрагмент портрета Пушкина кисти Кипренского, на форзаце – Тропинина, в каждой из четвертей – по одному автопортрету: в I – автопортрет Пушкина в альбоме Ушаковой 1828 г., во II – воображаемый автопортрет с длинными волосами
1823 г., в III – автопортрет 1824 г. в стиле времен французской революции, в IV – автопортрет – воспоминание о себе в юношеском возрасте – 1826 г.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru