ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
В издательском доме «Дрофа» вышли в свет
учебники «Русская словесность. От слова к
словесности» для 5–11-х классов, которые созданы
Р.И. Альбетковой и А.И. Горшковым, утверждены
Министерством образования РФ и составляют
единый комплект по новому школьному предмету.
Каждый учебник сопровождается «Методическими
рекомендациями» для учителя, в них разъясняются
конкретные цели и особенности работы в каждом
классе. Учебнику А.И. Горшкова для 10–11-х классов,
по которому работают в школе с 1995 г., присуждена
премия Правительства Российской Федерации в
области образования. Учебники Р.И. Альбетковой
для 5–9-х классов изданы в 2000 году, и теперь
предмет «словесность» может изучаться от 5-го до
11-го класса по единой системе.
Учебный предмет «словесность» ни в коем случае
не выступает конкурентом традиционных
филологических предметов, они не соперники, а
соратники в деле гуманитарного образования.
Словесность должна изучаться наряду с
предметами «русский язык» и «литература»,
являясь связующим звеном между ними. Изучение
словесности может осуществляться за счет уроков
развития речи или вариативной части Базисного
учебного плана.
«Словесность», тесно связанная с предметами
«русский язык» и «литература», вместе с тем
отличается от них. Если на уроках русского языка
школьник изучает строй языка, то на уроках
словесности он постигает законы употребления
языка. Если на уроках литературы рассматривается
творчество писателей, то уроки словесности
призваны формировать умение воспринимать
художественное произведение во всех его жанрах и
видах. Пути разные, а цель одна – развитие
личности, способной к общению с людьми, познанию
мира, мышлению, истинно человеческим чувствам,
творчеству.
На уроках словесности язык рассматривается как
материал словесности, а художественное
произведение – как явление искусства слова. Этим
определяется структура учебников. В каждом из
них вначале показаны свойства языка, позволяющие
ему служить материалом словесности. Здесь в
единой системе и с учетом возрастных
особенностей учащихся раскрываются законы
употребления языка, его стилистические ресурсы,
средства художественной изобразительности,
выразительные возможности устной и письменной
речи, диалога и монолога, повествования, описания
и рассуждения, стихов и прозы.
Осознавая эти явления, школьники учатся не
только замечать их в тексте, но, идя от слова к
смыслу (о чем говорит подзаголовок учебников: «От
слова к словесности»), понимать их
идейно-художественное значение, воспринимать
любое произведение, в том числе художественное,
самостоятельно, правильно и глубоко. При этом
школьники учатся творчески применять изученное
в собственных устных и письменных высказываниях,
делая их выразительными, яркими, образными.
Излишне говорить, насколько важно в наше время
умение выражать свои мысли и чувства,
рассказывать о событии, рассуждать, доказывать
свою мысль и вести диалог, используя опыт
словесного творчества, накопленный народом.
Во второй части каждого учебника говорится о
произведении словесности. Начиная с 5-го класса
школьники учатся понимать произведение как
единство художественного содержания и словесной
формы его выражения. В учебниках показаны
важнейшие языковые свойства произведений устной
народной словесности и письменной литературы с
их родами, видами и жанрами. Ставится цель: помочь
школьникам научиться самостоятельно проникать в
смысл произведения (через его языковую ткань),
понимать, как в словесных художественных образах
выражается авторское отношение к изображаемому
и в эпическом, и в лирическом, и в драматическом
произведениях. Учебники учат воспринимать
произведение как явление искусства слова, а ведь
только эстетическое восприятие позволяет
открыть личностный смысл прочитанного и
получить наслаждение от чтения, от глубины
авторской идеи и совершенства языковой формы.
Курс словесности призван служить возрождению
интереса к чтению, напомнить о преобразующем
воздействии литературы на личность учащегося.
Это особенно необходимо в наше кризисное время,
потому что именно в словесности необычайно ярко
и убедительно утверждаются вечные ценности –
любовь, добро и красота, выражены самосознание
народа, его духовное богатство.
Все учебники по словесности предназначены для
общеобразовательной школы. Они могут
использоваться как в школах с углубленным
изучением языка и литературы, так и в обычных
школах. Материал в них излагается доступно для
учащихся, в соответствии с возможностями
возраста. Система теоретических понятий служит
инструментом для практического овладения родным
языком и для формирования умения
квалифицированного чтения текста, особенно
художественного. Богатый материал для
самостоятельной работы учащихся поможет
школьникам проникать в смысл произведения,
всматриваясь в его язык. Разнообразные
творческие задания нацелены на создание
собственных высказываний.
На цветных вклейках учебников помещены
репродукции произведений живописи, графики,
скульптуры, архитектуры, народного прикладного
искусства. Задания для работы с ними также
способствуют раскрытию словесности как
искусства слова и развитию личности школьника.
Таким образом, изучая словесность по новым
учебникам, школьники будут учиться владеть
языком и осваивать духовные и нравственные
богатства человечества, его культуру.
Приведем несколько фрагментов из
учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность.
От слова к словесности» для 7-го класса
§ 2. Язык и слово. Если мы откроем «Толковый
словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой, то увидим там 6 значений у слова язык
и 9 – у слова слово. Слово – это отдельная
единица языка, которая служит для называния
предмета, действия, и устное публичное
выступление, и самую способность говорить (владеть
словом), и обещание (слово дать), и беседу (задушевное
слово).
О том, что такое язык, рассказывает такая притча о
древнегреческом баснописце Эзопе.
Однажды философ Ксанф, рабом которого был
Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа
приготовить обед: в первый день самый плохой, во
второй день – самый лучший.
В первый день на первое, второе и третье Эзоп
приготовил язык.
– Почему ты подаешь одни языки? – спросили Эзопа.
– Мне приказывали приготовить самый худший обед,
а что может быть хуже языка? Только потому, что
есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем,
обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей
врагами, разрушает города, даже целые
государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и
гости изумились.
– Мне велели приготовить самый лучший обед, –
пояснил Эзоп, – а что для философа может быть
лучше языка! При помощи языка изучаются науки и
получаются знания, посредством него мы
объясняемся друг с другом, решаем различные
вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем,
получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг
друга. При помощи языка строятся города,
развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше
языка.
О значении языка и слова в жизни людей
размышляли поэты. Вот стихотворение И.А. Бунина
«Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Действительно, только благодаря языку мы знаем
о нашей истории. Действительно, язык – самое
главное достояние народа. Потому-то и надо беречь
этот божественный дар.
А вот стихотворение «Мужество», написанное А.А.
Ахматовой в тяжелые годы Великой Отечественной
войны 1941–1945 гг., когда весь народ встал на защиту
Родины.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Как видим, поэт, говоря о трудных испытаниях,
которые выпали в трагические дни войны на долю
каждого человека, утверждает, что самое дорогое
для людей – это русская речь. Сохранить язык,
великое русское слово – это значит отстоять
свободу своей Родины, спасти народ от угрозы
уничтожения.
Обобщим сказанное!
Язык и его единица – слово – величайший дар,
которым владеет человек. Это – главное достояние
народа, благодаря которому люди общаются,
получают информацию о прошлом и настоящем,
создают культуру.
§ 3. Словесность. Вспомните, что такое
словесность. У слова словесность три
основных значения. Во-первых, это словесное
творчество. Это искусство рисовать словом
картины и изображать людей, рассказывать об их
поступках и переживаниях, выражать словом мысли
и чувства.
Кроме того, словесность – это все произведения
искусства слова: устное народное творчество и
книжная, письменная литература.
И, наконец, словесность – обобщенное название
всех наук о языке и литературе – это грамматика и
лексикология, история и теория литературы,
стилистика и риторика и другие науки.
Подумаем, в чем своеобразие искусства слова, его
отличие от других видов искусства. Сравним
словесность с живописью. И живописец, и писатель
изображают явления, которые они видят в жизни. Но
писатель делает это с помощью слов, а художник
рисует предметы красками, карандашом, углем.
Слово – знак условный. Не случайно в языке
разных народов один и тот же предмет
обозначается разными словами. По-русски мы
скажем человек, а по-французски – l’homme.
Не случайно одно и то же слово у разных людей
вызовет разные представления. Слово операция
для хирурга значит одно, для военного – другое,
для программиста – третье.
Хотя писатель и не может буквально нарисовать
предмет так, как это делает живописец, зато он
может назвать предмет и описать словами
впечатление, которое произвел этот предмет на
автора или героя. Гомер в «Илиаде» не нарисовал
портрета прекрасной Елены, он рассказал о том,
какое впечатление произвела ее красота на
жителей Трои. Старцы, увидев ее, говорят:
Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы
Брань за такую жену и беды столь долгие терпят.
И это высказывание старцев больше говорит о
красоте Елены, чем дало бы подробное описание ее
лица и фигуры.
Писатель в произведении словесности прежде
всего говорит о том, каким он (или герой) увидел
явление. Язык способен очень точно выражать
мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.
На этом свойстве языка и основана возможность
создать картину жизни в произведении
словесности.
Вспомните, как А.Пушкин в повести «Станционный
смотритель» описывает комнату смотрителя. Он
подробно говорит о картинках на стенах,
изображающих историю блудного сына, и вот как
описывает одну из них:
Наконец представлено возвращение его к отцу;
добрый старик в том же колпаке и шлафроке
выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на
коленах, в перспективе повар убивает упитанного
тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине
таковой радости.
Описание напомнило нам картину Рембрандта
«Возвращение блудного сына» (см. репродукцию на
цветной вклейке). Художник определенным образом
расположил действующих лиц: в центре – отец и
младший сын, справа – старший сын. Главные фигуры
выделены светом, остальные тонут в тени. По позам
героев мы представляем, что они чувствуют. Мы
видим блудного сына, стоящего на коленях перед
отцом, видим его рваные одежды, грязные босые
пятки и понимаем, до какой степени нищеты он
дошел и как потрясен встречей с отцом. Мы видим
добрые руки отца, говорящие о прощении беглеца.
Так на картине изображены люди и предметы,
представлен как бы кусок реальной жизни. И
сделано это красками: цветом, светом и тенью.
Но представьте себе, что вы не знали бы этого
произведения живописи: именно такова была бы
картина, возникшая в вашем воображении при
прочтении эпизода, описанного Пушкиным? Так же вы
увидели бы спину и босые пятки сына и добрые руки
отца? А может быть, фигуры расположились бы
по-другому? И старший сын стоял бы не справа, а
где-нибудь еще?
В отличие от произведения живописи, словесное
описание не изображает каждый предмет: мы не
видим, например, какого цвета одежды отца, какое у
него лицо и другие подробности картины. Писатель
называет отдельные предметы и их признаки. Для
этого используются существительные и
прилагательные: старик в колпаке и шлафроке,
блудный сын, на коленах, повар, упитанный телец...
А кроме того, словами сообщается о том, что делают
герои, что с ними происходит. Поэтому в словесном
описании большую роль играют глаголы: старик выбегает,
сын стоит на коленах, повар убивает
тельца, брат вопрошает...
Словесное описание требует активной работы
воображения читателя. Писатель рисует лишь
отдельные черты, а наше воображение дорисовывает
картину. Причем, естественно, картины у разных
людей возникнут разные.
Обобщим сказанное!
Словесность – это творчество. В широком смысле
слова это способность человека передавать
словами чувства и мысли. В узком смысле
словесность – художественное словесное
творчество. Словесностью обобщенно называют
также науки о языке и литературе.
|