ИНФОРМАЦИЯ
К 200-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ ПЕРВОГО
ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Научно-практическая конференция
Т.И. ЛЕВДИНА,
школа-лаборатория № 760,
г. Одинцово
Двести лет тому назад, в декабре 1800 года, в
московские книжные лавки поступила изданная
графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным
«Героическая песнь о походе на половцев
удельного князя Новгород-Северского Игоря
Святославича, писанная старинным русским языком
в исходе XII столетия с переложением на
употребляемое ныне наречие».
Этому важнейшему событию русской культуры была
посвящена научно-практическая конференция,
проведенная в школе-лаборатории № 760, г. Одинцово.
Это вторая конференция подобного рода в нашей
школе. Об опыте проведения первой уже
рассказывалось в газете «Русский язык» (май 2000 г.,
№ 17).
Главная задача конференции состояла не только в
том, чтобы рассказать об одном из самых
талантливых и загадочных произведений
древнерусской литературы, но и показать, почему
«“Слово о полку Игореве” представляет собой
вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от
плодов ветви в будущее».
В связи с тем, что серьезная работа с текстом
«Слова о полку Игореве» проводится на уроках в 9-м
классе, а возвращаются к этому произведению при
подготовке к экзаменам в 11-м классе, в
конференции приняли участие в основном ученики
9–11-х классов. Однако хочется особо подчеркнуть,
что было предоставлено слово и ученикам 5–6-х
классов. Они выступали с небольшими сообщениями
информационного характера. Таким образом
осуществляется приобщение младших школьников к
творческой исследовательской деятельности.
Важно также, что в докладах старшеклассников
большое внимание уделялось не только таким
традиционным проблемам, как авторство, жанровое
своеобразие, композиция, система образов, но и
проблемам анализа художественного, в том числе
языкового, своеобразия памятника древнерусской
литературы.
Учителя нашей школы успешно применяют
комплексный подход к анализу текста
произведения на уроках русского языка и
литературы.
В докладах учеников рассматривался такой
важнейший вопрос изучения «Слова о полку
Игореве», как частотность употребления тех или
иных слов, ключевых в создании образов
произведения, и роль этих слов в тексте;
говорилось также о проблемах произношения так
называемых редуцированных гласных ъ и ь в
XI–XII веках, повлиявших на ритмический строй
«Слова», об иноязычных заимствованиях в нем.
Большое внимание было уделено метафорам,
эпитетам, сравнениям, параллелизмам,
встречающимся в тексте «Слова», отмечалась
выразительность звуковых и цветовых образов
произведения.
Подводя итоги конференции и сравнивая ее
результаты с результатами нашего первого опыта
проведения конференций подобного рода, можно
сделать вывод, что ученики говорили смелее,
увереннее, старались не читать написанный текст,
а свободно излагать материал своих докладов,
более серьезно и творчески подошли к
исследовательской деятельности.
Учителя словесности школы-лаборатории № 760
считают, что проведение научно-практических
конференций помогает развитию творческих
способностей учащихся, прививает любовь и
внимательное отношение к родному языку, знакомит
с его удивительной историей.
Отметим еще раз, что докладчиками на этой научной
конференции были школьники, а их научными
руководителями при подготовке докладов и
сообщений – учителя школы: Агапова Э.И.,
Чергинец А.А., Левдина Т.И., Горелова С.В., Кулик В.Г.
Проведение таких конференций входит в систему
методической работы школы-лаборатории № 760
(директор – Гармаш В.Ю., завуч – Шадрова Т.И.), цель
которой состоит в том, чтобы развивать
творческие исследовательские способности
учащихся, осуществлять личностно
ориентированный подход при обучении и
воспитании школьников.
В 2001 году учителя словесности нашей школы
планируют провести научно-практическую
конференцию, посвященную двухсотлетию В.И. Даля.
|