МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
ЧАСТИЦЫ НЕ И НИ В
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Материал для повторения в старших
классах
С.М.БОНДАРЕНКО
1
Проделайте с этими высказываниями, которые
взяты из книг психолога Н.Козлова, такую работу:
1) найдите среди них утверждения, с которыми
вы не согласны; напишите, в чем состоит ваше
несогласие;
2) перечитайте те, с которыми вы согласны; потом
запишите по памяти, как можно ближе к тексту, те, с
которыми вы согласны; после этого проверьте, все
ли вам удалось вспомнить.
Сними уверенность, что ты мыслишь
истинно, а другие заблуждаются, и занимайся не
поиском правоты, а приобретением нового смысла
для себя.
Разреши другим жить самостоятельно.
Пока тебя не попросят, не предлагай им ничего: ни
помощи, ни советов, ни своих комментариев.
Вы не можете считать, что правы, пока не
посмотрите на ситуацию глазами другой стороны.
Никто не отменял еще старинного
правила: «Человека критиковать нельзя,
критиковать (естественно, доброжелательно и
конструктивно) можно только его действия».
Некорректные, злые и агрессивные
высказывания, даже не направленные на
собеседника, все равно создают напряженность.
Старайтесь ни о ком не отзываться дурно.
Не спорьте с тем, кому важнее поспорить,
а не разобраться.
Старайтесь согласиться, а не возразить.
Стремитесь не к победе, а к истине и миру.
Что бы ни произошло, прежде чем
негодовать или расстраиваться, спросите себя: «А
как бы к этому отнесся мудрый человек?».
Плохих людей нет. Есть люди, на которых
у вас не хватило душевной мощности.
Для меня лучше не ответить ничем, чем
ответить грубостью. Я никогда не унижусь до
мести.
Человек, плохой для вас, вовсе не
обязательно плохой для других.
Что бы вы ни делали, количество добра в
мире должно увеличиваться.
При обидах и злости действовать не по
злу, а как делал бы добрый человек.
Если я хочу быть счастливым, я должен
знать, что счастье начинается только с меня, а не
с чего-то или кого-то вокруг.
О плохом и трудном забывать не нужно, но
принимать близко к сердцу стоит не темное, а
светлое.
Не разрешайте себе плохое настроение,
это неприлично.
Душевная улыбка поднимает настроение
вам и окружающим. Для улыбки ищите повод, улыбку
провоцируйте, храните неугасимую внутреннюю
улыбку!
Смысл-подтекст вашей улыбки – не насмешка, а
радость, не ирония, а поддержка. Пусть она будет
вашим талисманом, и пока вы его не потеряете, он
будет хранить вас всегда.
Не «кормите» ненужные отрицательные
эмоции.
Мне никто ничего не должен. Если кто-то
мне сделал или сказал хорошее (хотя бы попытался
это сделать), я ему благодарен. Не сделал – я не
буду на него в обиде. Мне приятна благодарность,
но я никогда на нее не рассчитываю и тем более ее
не требую.
Когда вы читаете все, что попадается
вам на глаза, вы становитесь не всесторонне
развитой, а разнообразно набитой личностью.
Виноват не тот, кто врет, а тот, кто
отбил у человека желание говорить правду.
Если у вас есть собственные мудрые правила
поведения, касающиеся отношений между людьми,
добавьте их.
2
Запомните и запишите по памяти (на выбор) один
из трех стихотворных текстов.
1. Мой друг, быть может, я глупец,
Но дело делаю не сразу
И не бросаюсь под венец,
Невесты не видав ни разу.
(Расул Гамзатов)
2. Люди, я молю вас: ради Бога
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много.
Опасайтесь потерять друзей.
(Расул Гамзатов)
3. Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака –
Вот и станете вы человеком.
(Булат Окуджава)
3
Запишите под диктовку текст из книги
психотерапевта В.Леви, а потом допишите все, что
можете, из вашего собственного опыта и из
наблюдений за другими людьми.
Не встречал еще никого, в ком не сверкала бы
искорка чуда – чего-то выходящего за грань
объяснимого... Одна видит вещие сны, другой тонко
предчувствует маловероятное, третий, сам того не
ведая, предсчитывает чью-то мысль, четвертый,
хоть и слепой, видит насквозь, пятая обладает
волшебным прикосновением...
Большинство не замечает этого ни в себе, ни в
других.
4
Из поучения Владимира Мономаха детям
Тренировочный диктант
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не
давайте слугам причинять вред ни селам, ни
посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.
Везде, куда вы пойдете и где остановитесь,
напоите и накормите просящего. Всего же более
убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу
оправдайте сами, а не давайте сильным губить
человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и
не повелевайте убить его. Гордости не имейте в
сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых –
как братьев. Более всего чтите гостя, откуда бы он
к вам ни пришел. Если не можете почтить его
подарком, то угостите его пищей и питьем.
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не
умеете, тому учитесь.
5
Запишите эти высказывания, взятые из книг
Д.Карнеги, под диктовку. Потом напишите, что вы
думаете о каждом их них.
1. «По сравнению с тем, какими мы должны были бы
быть, – сказал известный профессор Гарвардского
университета Уильям Джеймс, – мы пребываем еще в
полудремотном состоянии». Мы используем только
незначительную часть своих физических и
умственных ресурсов. В общем, можно сказать, что
человек живет далеко не в меру своих
возможностей.
2. Если вы хотите знать, как заставить людей
избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже
презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт:
никогда никого долго не слушайте. Непрерывно
говорите о себе самом. Если у вас появляется
какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш
собеседник, не ждите, пока он кончит. Сразу же
вмешайтесь и прервите его на середине фразы.
3. Будда сказал: «Ненависти можно положить конец
не ненавистью, а только любовью».
4. Один редактор журнала сказал, что когда он
находит два или три банальных выражения в
рассказе, присланном для публикации, то он
возвращает его автору, не тратя времени на
прочтение, ибо, как он добавил, тот, кто не может
оригинально выражаться, проявит небольшую
оригинальность и в мышлении.
5. Великий французский философ Монтень сделал
следующие семнадцать слов девизом своей жизни:
«Человек страдает не столько от того, что
происходит, сколько от того, как он оценивает то,
что происходит».
6. Шекспир сказал: «Не слишком разжигайте печь
для своих врагов, иначе вы сгорите в ней сами».
7. Помните, что единственный способ обрести
счастье – это не ждать благодарности, а творить
добро для собственной радости.
8. Ведите счет своим удачам, а не своим
неприятностям.
9. Никогда не пытайтесь свести счеты с вашими
врагами, потому что этим вы принесете себе
гораздо больше вреда, чем им. Никогда не думайте
ни минуты о тех людях, которые вам неприятны.
6
Перечитайте несколько раз текст из книги А.В.
Петровского, а потом перескажите письменно,
добавив все, что вы думаете по этому поводу.
Оптимистический подход к человеческим
способностям вполне оправдан. Не сетовать на
природу, не копаться в родословных, а активно
действовать, творить, работать – вот путь, на
котором даже средние способности позволят
любому молодому человеку стать мастером своего
жизненного дела, хозяином своей судьбы и
будущего.
7
Вставьте в стихотворные отрывки пропущенные
слова ни был или не был.
1. Кто б ... ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет.
(М. Лермонтов)
2. Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
... гвоздя.
(Из английской народной поэзии. Пер.
С.Маршака)
3. Никогда я ... на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
(С.Есенин)
4. Оттого, что я с севера, что ли,
Что луна здесь огромней в сто раз,
Как бы ... красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
(С.Есенин)
5. Сколько б ... в жизни разлук,
В этот дом я привык приходить.
(К.Симонов)
Придумайте свои предложения или коротенький
связный текст, в котором сталкивались бы ни
был и не был.
8
Диктант
По книге В.Л. Леви «Искусство быть собой»
Многие не могут управлять собой не только
потому, что не умеют, или не знают как, или не
хотят. А потому лишь, что просто не понимают, что с
ними творится, а понять себя не пытаются. Многие
испытывают неуверенность в общении, боязнь
неловкости, насмешек, осуждения, недостаток
решительности. А так необходимо приобрести
непринужденную уверенность в себе!
Если есть желание измениться, неизбежен
самоэксперимент. Но у людей ленивых эта
необходимость с самого начала вызывает тревогу.
Необходимость самостоятельно думать и решать,
как действовать дальше, может вызвать у склонных
к напряженности и неуверенности еще большую
неуверенность, еще большую напряженность. Но
если все же удается не испугаться, дело обычно
налаживается. Кое-какие неожиданности сперва
почти неизбежны, но всего опаснее страх перед
неожиданностями. Доверительно себя слушая,
добьемся желаемого, если желаем не чересчур
многого. А всего желаемого еще не добился никто
на свете.
9
Диктант-викторина
Постарайтесь вспомнить автора каждого
предложения.
1. Как хочешь ты трудись, но приобресть не
льстись ни благодарности, ни славы, коль нет в
твоих трудах ни пользы, ни забавы.
2. Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не
встречает царь Дадон.
3. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
4. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали
ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья
свои.
5. Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня
один остался.
6. Батюшка не любил ни переменять свои намерения,
ни откладывать их исполнение.
7. И каких страхов он, пескарь, натерпелся, покуда
его по реке волокли, – это ни в сказке сказать, ни
пером описать.
8. Не вынося музыки, Каштанка завертелась и
завыла.
Ответы: 1. И.Крылов. 2. А.Пушкин. 3.
И.Крылов. 4. Н.Не-красов. 5. А.Чехов. 6. А.Пушкин. 7.
М.Салтыков-Щедрин.
8. А.Чехов.
Возможный вариант домашней работы: найдите
сами несколько таких примеров с частицами не и ни
из знакомых всем произведений и используйте для
того, чтобы задавать их классу.
10
Замените каждый оборот однословным
синонимом.
Ни к селу ни к городу; не в своей тарелке; во что
бы то ни стало.
Ответы: неуместно, неловко,
непременно.
Придумайте свои предложения с этими
оборотами. После этого, никуда не подглядывая,
запишите эти обороты по памяти, а потом проверьте
себя по книжке.
11
Мудрость Крылова
Прочитайте отрывки из басен И.А. Крылова.
Запомните их и запишите по памяти, а потом
проверьте себя по книжке.
1. Как ни полезна вещь, цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит,
А ежели невежда познатней,
То он ее еще и гонит.
2. Что б ни сулило вам воображенье ваше,
Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,
Где ваша милая иль где живет ваш друг.
3. Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет на людей.
Не видит добрых он, куда ни обернется,
А первый сам ни с кем не уживется.
Один из вариантов домашней работы: в баснях
Крылова можно найти много примеров
сосуществования ни и не в одном или двух
предложениях. Поищите их, а потом можно устроить
из найденных примеров «в складчину» письменную
работу.
12
Объясните смысл каждого из этих выражений.
Потом запишите по памяти столько из них, сколько
вам удалось запомнить.
Ни рыба ни мясо; не лезет ни в какие ворота; ни
мычит ни телится; делить шкуру неубитого медведя;
не ударить лицом в грязь; как ни в чем не бывало;
ни за что ни про что; откуда ни возьмись; свет не
клином сошелся; ни кола ни двора; не ко двору; ни к
селу ни к городу; ни богу свечка ни черту кочерга.
13
Один из древнейших сводов правил
нравственного поведения – это десять библейских
заповедей. Их не раз слышали даже те люди, которые
не читали Библии.
Вспомните и запишите эти заповеди. Какие вы
можете вспомнить? А если у вас в доме есть Библия,
то загляните в книгу «Исход», гл. 20.
14
Прочитайте стихотворение Александра Блока.
Есть игра: осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить:
И глазами добычу найти;
И за ней незаметно следить.
Как бы ни был нечуток и груб
Человек, за которым следят, —
Он почувствует пристальный взгляд
Хоть в углах еле дрогнувших губ.
А другой – точно сразу поймет:
Вздрогнут плечи, рука у него;
Обернется – и нет ничего;
Между тем – беспокойство растет.
Тем и страшен невидимый взгляд,
Что его невозможно поймать;
Чуешь ты, но не можешь понять,
Чьи глаза за тобою следят.
Не корысть — не влюбленность, не месть;
Так – игра, как игра у детей:
И в собрании каждом людей
Эти тайные сыщики есть.
Ты и сам иногда не поймешь,
Отчего так бывает порой,
Что собою ты к людям придешь,
А уйдешь от людей – не собой.
Есть дурной и хороший есть глаз,
Только лучше б ничей не следил:
Слишком много есть в каждом из нас
Неизвестных, играющих сил...
О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши...
А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других...
Выберите из этого стихотворения два-три
наиболее понравившихся вам четверостишия,
запомните их, запишите по памяти, а потом
проверьте себя, заглянув в текст.
15
Человек должен взлететь
(Диктант по Ф.Искандеру)
Виктор Максимович оглядел нас своим кротким и
неукротимым взглядом. «Человек должен взлететь
сам, без мотора, – сказал он. – Кто хотя бы на
минуту испытал свободное парение в небе, тот не
может не возвратиться на землю обновленным
человеком.
Разумеется, это произойдет не в один день. Но
когда появятся надежные варианты летательного
аппарата и наладится их промышленное
производство, они будут ненамного дороже
хорошего зонтика.
Сегодня нас, изобретателей подобных аппаратов,
никто не поддерживает: ни спортивные
организации, ни конструкторское бюро, ни
министерство. Но мы должны доказать и докажем
свою правоту.
Человек должен взлететь, и он взлетит. Это
неизбежно. Никакая диктатура не сможет управлять
летающими людьми, потому что у летающего
человека будет совсем другая психология».
16
Продолжите предложения:
Что бы ни случилось...
Чтобы не случилось...
Ни один...
Не один...
Не раз...
Ни разу...
17
Объясните смысл пословиц.
1. Сколько бы собака ни лаяла, гора от этого не
рухнет (инд.).
2. Сколько бы лепешка ни дулась, выше пирога она не
будет (инд.).
3. Если хочешь собирать мед, не опрокидывай улей
(англ.).
Было бы совсем хорошо, если бы вы смогли
вспомнить аналогичные по смыслу русские
пословицы. Хорошо также, если вы сумеете
вспомнить такие русские пословицы, в которых
встречаются ни и не. Можно поиграть в «Кто
больше?».
18
Несколько мыслей о хорошем мышлении
Запишите следующие высказывания и напишите,
как вы относитесь к ним.
Да, нужны люди, которые не только не хотят, но и
не умеют мыслить и чувствовать стереотипно. Я не
представляю себе без этого ни серьезной
поэтической оригинальности, ни пресловутых
сумасшедших гипотез в науке.
(В.Леви)
«Если ни одно из возможных решений не подходит,
– говорил известный архитектор, – значит,
подойдет невозможное решение».
(Из книги А.Н. Лука «Юмор, остроумие и
творчество»)
Изучая психологию фашизма, социолог Адорно не
мог не заметить, что стереотипность мышления,
расово-националистические предрассудки и
склонность к фашизму, словно тени, следуют друг
за другом.
(По В.Леви)
19
Древнегреческий философ Хилон советовал: «Не
позволяй твоему языку опережать твою мысль».
Объясните смысл этого выражения.
20
В следующих примерах найдите и исправьте
орфографическую ошибку, искажающую смысл.
1. С какой целью вы не приедете в Израиль, вы
останетесь довольны. (Из рекламы туристского
агентства)
2. Дети в возрасте 6–7 лет, в каких бы семьях они
не воспитывались, обладают повышенной
восприимчивостью к событиям окружающего мира.
(Из журнала)
Просмотрите еще раз весь раздел. Найдите в
нем высказывания, которые вам хотелось бы
запомнить на всю жизнь.
|