ИНТЕРЕСНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ПРИЕМЫ ОБРАЗНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ
Не только понятие, но и образ
выступают на всяком, даже самом
высшем уровне мышления.
С.Рубинштейн
О.ФИЛИППОВА
В чем проявляется творчество учителя? В выборе
методов и приемов обучения. Это первое,
хрестоматийное – то, что приходит на память.
Именно такой ответ в большинстве своем дают
студенты педагогических вузов.
К сожалению, не всеми осознается возможность для
проявления творчества в самой речи педагога –
той самой, без которой ни Учителя, ни процесса
объяснения-понимания – ключевого в
педагогическом общении – быть не может.
Учитель русского языка находится в особом
положении, его речь – образец для подражания не
только ученикам, но и всему педагогическому
коллективу.
Важнейшей стилевой чертой такой речи являются
приемы образного изложения материала, выбор
которых всегда индивидуален и обусловлен
личными и творческими особенностями педагога.
Приблизить учебный материал к интересам
учащихся, сделать его привлекательным, окрасить
положительными эмоциями – значит
способствовать его усвоению. И не только.
Не только ради этой прагматической цели учитель
заботится о своей речи; в процессе
объяснения-понимания более важна глубинная цель
– гармоничное развитие личности ученика:
обогащение его новыми смыслами через
обнаружение новых «ниточек» от мира внутреннего
к миру внешнему.
В основе приемов образности лежат различные
тропы и риторические фигуры. В объяснительной
речи учителя особо значимы такие, как метафора,
сравнение, аналогия, введение вымышленной речи и
др.
В научно-популярной литературе лингвистического
характера уже закрепились определенные метафоры:
«Этимология знает о том, как из корней
вырастают кусты и даже целые заросли
слов».
Появлению такой метафоры способствует
употребление многозначного слова корень.
Употребление ее в сочетании с олицетворением (этимология
знает) сделало картину образной.
В примере Давайте запомним правила «хорошего
пунктуационного поведения»: «Не проморгай
синтаксического карлика» и «Не разрезайте
великана!» – употребляется целая цепочка
метафор. Под синтаксическим карликом
понимается коротенькое, состоящее из 2–3 слов, но
сложное по структуре предложение. Поэтому важно
не проморгать его и поставить нужный знак
препинания. А с другой стороны, необходимо
удержаться от постановки ненужных знаков
препинания в распространенном простом
предложении (в великане) и не разрезать
его тело запятыми.
Введение терминов в объяснение часто
сопровождается привлечением метафоры. Стремясь
сделать доступным изложение, учитель нередко
обращается к языковым средствам других сфер
общения, как бы пытаясь увязать новое со старым,
обращается к впечатлениям обыденной жизни.
Метафору можно использовать в следующих случаях:
– при формировании новых представлений;
– при объяснении абстрактных понятий;
– для новых трактовок известного.
Примеры взяты из речи учителей на уроках
русского языка.
Звуки – невидимки, мы их не видим,
а только слышим. Когда мы их можем увидеть? Когда
они надевают одежду и превращаются в
буквы (учительница К.Л., урок на тему «Звук и
буква» в 1-м классе).
Из каких же кирпичиков строится
наша речь? Слова – главные работники в языке.
У каждого слова своя работа (учительница М.Р.,
урок на тему «Предложение» в 5-м классе).
Использование олицетворения как
разновидности метафоры – один из самых
распространенных приемов создания образности.
Это неудивительно, потому что олицетворение есть
приписывание неодушевленным предметам
признаков и свойств живых существ. Языковые
явления и понятия, образуя систему, находятся в
определенной иерархической зависимости,
обладают определенными функциями. Как донести
все это до сознания школьника? Приблизив эти
отношения и закономерности к уровню восприятия
школьников, наделив абстрактные понятия
признаками живых существ.
Некоторые звуки речи капризны.
Они не любят, когда слово изменяют, и поэтому
демонстративно покидают его. Например, сон
– сна. Какой звук исчез из слова?
(учительница Т.С., «Чередование звуков в слове»,
5-й класс).
Учитель часто использует олицетворения со
смысловым компонентом «выполнять работу».
Разные языковые понятия ведут себя как рабочие –
в частности, строительные. Вот примеры таких
олицетворений.
Есть в алфавите еще одна буква – ъ.
Ее называют твердый знак. Какую же работу она выполняет?
(урок на тему «Алфавит» в 5-м классе).
Большую строительную работу
выполняют в словах суффиксы (урок на тему
«Состав слова» в 5-м классе).
Встречаются олицетворения, в которых
используется смысловой компонент «управлять».
Учитель не менее оратора должен заботиться о
выборе тропа, ведь этот троп – будь то сравнение,
олицетворение или метафора – должен быть прежде
всего доступен пониманию учащегося, он должен
помочь ему осознать объясняемое явление.
Образность речи педагога, словесную наглядность,
а следовательно, и популярность изложения
учебного материала создают не только метафоры,
но и сравнения. Этот речевой прием учитель
использует довольно часто. Трудно вообще
представить себе объяснение чего-либо без
сравнения. Как известно, сравнение – троп,
состоящий в уподоблении одного предмета другому
на основании общего у них признака. Сравнение
может выражаться разными языковыми средствами;
довольно частотным в речи учителя является
оборот со сравнительными союзами как, подобно.
Слова, как и люди, отличаются друг от друга
своим характером, поведением. И среди них есть
такие, которые полностью противоположны. Это
слова-антонимы (урок на тему «Антонимы» в 5-м
классе).
Учительница Н.И. в своей объяснительной речи
сравнивает ударение с биением сердца: Ребята,
ударение подобно биению сердца... (урок на
тему «Слог. Ударные и безударные гласные» в 5-м
классе) Сравнение удачно: как равномерные удары
сердца свидетельствуют о хорошем
функционировании человеческого организма, так и
ударение имеет большое значение для всего
русского языка, оно делает его таким певучим и
музыкальным, а в некоторых случаях помогает
различить слова.
При объяснении материала по теме «Прямая речь»
учительница Н.А. сравнивает глагол речи,
связывающий слова автора и прямую речь, с
мостиком: Глагол – это мостик, переход к
прямой речи. Глагол в словах автора дает нам
установку, подсказку, с какой интонацией
прозвучала или прозвучит прямая речь. Отсюда
возникло такое сравнение.
Одним из наиболее часто употребляемых в
объяснительной речи наряду со сравнением
является прием аналогии. Аналогия – это
речевой прием, своеобразная риторическая фигура,
основанная на соотнесении наглядных примеров и
научных понятий – как известно, абстрактных и не
всегда ясных и доступных. Аналогия – это
создание словесно-образной наглядности, основу
которой составляет какая-то картина, эпизод,
факт, событие из жизни ребенка. Конкретная
картина – ключ к пониманию учебного материала.
Понимание обеспечивается и тем, что благодаря
этому приему новые сведения органично входят в
сознание школьника, включаясь в единую картину
мира. Использование аналогии – свидетельство
заботы ритора об адресате, маркер диалогового по
сути общения. В результате угадывания в
незнакомом знакомого у слушателя создается
впечатление открытия, сотворчества в процессе
познания.
Объяснение с привлечением аналогии
развертывается как два микротекста: первый – с
опорой на образ, хорошо знакомую картину (это и
есть аналогия), второй – суть изучаемого явления:
Изобретая аналогии, учителя проявляют свое
индивидуальное видение предмета.
Проанализировав высказывания учителей, мы
обнаружили, что, используя аналогии, они
прибегают к явлениям из области других наук,
искусства, окружающей действительности.
У спектакля есть автор, у фильма есть автор, у
скульптуры есть автор. Автор есть и у всех слов.
Вот вы произносите какую-то речь – значит, вы –
автор этой речи. Можете себя гордо назвать
автором (учительница И.М. Урок на тему «Прямая
речь»). С помощью этой аналогии учитель пытается
раскрыть суть понятия «слова автора».
Иногда аналогии поражают глубиной,
философичностью:
«Как тело – домик для души, так буква – домик
для звука», – говорит учительница О.К.,
разъясняя разницу между звуком и буквой.
А иногда – проникают в самую суть речевой
функции лингвистического явления:
Как много самых разных букетов цветов окружает
нас! Одни хороши на рояле, а другие – на дачном
подоконнике. Синонимы – как букеты цветов: один
из них хорош в разговорной речи, другой более
уместен в книжной – к такой аналогии прибегла
П.М., чтобы разъяснить предназначение синонимов в
языке.
Учительница Е.В., желая разъяснить
первоклассникам разницу между словом и
предложением, использует вот такую аналогию:
Если взять одну бусинку, то ее можно зажать в
кулаке, можно положить на ладошку и
рассматривать, но вот надеть для украшения можно
только ожерелье из бусинок – бусы. С похожим
явлением мы встречаемся в языке. Одно слово само
по себе не выражает какую-то мысль. Но если
несколько слов объединить по смыслу, то
получится предложение. Предложение выражает
законченную мысль.
Особый вид образности в объяснении учителя – это
использование текста-метафоры. В качестве
такового выступает лингвистическая сказка.
Лингвистическая сказка – речевой жанр,
представляющий «своеобразный симбиоз поэзии и
науки, эмоционального и рационального, созданный
с целью воспитывающего обучения». В такой сказке
термины очеловечены: они живут в сказочной
стране и являются участниками сказочных событий
– дружат, враждуют, спорят, принимают решения и
т.п. Лингвистическая сказка отличается сказочным
зачином, сказочным действием – одним словом, она
строится по законам жанра сказки и потому легко
вводит новый учебный материал.
Вот какую сказку, сочиненную самой
учительницей, мы услышали на уроке русского
языка при знакомстве детей с понятием
«синонимы».
За морями, за лесами, за высокими горами, в
стране принцессы Лексики, в городе слов, жили
добрые жители: существительные, глаголы и много
других слов. Жили они – не тужили. В будние дни
работали на фабрике: составляли предложения,
тексты, издавали книги, газеты. А в выходные
всегда ходили в гости к своим друзьям.
Однако были слова, у которых не было друзей, жили
они одиноко и весь выходной день проводили дома,
сидя у окна и глядя на чужое веселье.
С виду они были разные. Но у них были общие
интересы, и им нравилось одно и то же. Они часто
видели друг друга, но познакомиться боялись.
Узнала принцесса Лексика, что много несчастных,
одиноких слов в ее стране, и приказала им всем
явиться во дворец.
В назначенный день и час собралось много слов на
площади перед дворцом. Вышла к ним принцесса и
сказала: «Отныне повелеваю всем словам с близким
значением жить в дружбе и согласии. Пусть они
помогают друг другу и называются синонимами».
Обрадовались слова, стали искать себе пару. И вот
уже идут, держась за руки, Актер и Артист, Ученик и
Школьник. А как вы думаете, правильно ли эти слова
подобрали себе пару?
Образность в объяснении учителя есть выражение
его индивидуального педагогического стиля.
Благодаря способности задавать новое
направление мысли образность выводит учебный
коммуникативный акт на индивидуально-творческий
уровень. А это – показатель высокой степени
педагогического мастерства. Следовательно,
развитие индивидуальной педагогической
культуры объективно требует от учителя
овладения разнообразными приемами образной
подачи учебного материала.
Послесловие редактора.
Хотелось бы напомнить уважаемым читателям о
том, что образность языка не только не должна
становиться самоцелью, но и не должна быть
слишком навязчивой. Все-таки главное в речи
учителя – понятность и точность, и тропы в ней
уместны тогда, когда они помогают ученику лучше
понять материал. А то ведь, случается, иной оратор
говорит так цветисто, что аудитории приходится
мысленно просеивать сказанное, чтобы отделить
значимые утверждения от словесной шелухи.
|