Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2001

ИНТЕРЕСНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

ПРИЕМЫ ОБРАЗНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

Не только понятие, но и образ
выступают на всяком, даже самом
высшем уровне мышления.

С.Рубинштейн

О.ФИЛИППОВА

В чем проявляется творчество учителя? В выборе методов и приемов обучения. Это первое, хрестоматийное – то, что приходит на память. Именно такой ответ в большинстве своем дают студенты педагогических вузов.
К сожалению, не всеми осознается возможность для проявления творчества в самой речи педагога – той самой, без которой ни Учителя, ни процесса объяснения-понимания – ключевого в педагогическом общении – быть не может.
Учитель русского языка находится в особом положении, его речь – образец для подражания не только ученикам, но и всему педагогическому коллективу.
Важнейшей стилевой чертой такой речи являются приемы образного изложения материала, выбор которых всегда индивидуален и обусловлен личными и творческими особенностями педагога. Приблизить учебный материал к интересам учащихся, сделать его привлекательным, окрасить положительными эмоциями – значит способствовать его усвоению. И не только.
Не только ради этой прагматической цели учитель заботится о своей речи; в процессе объяснения-понимания более важна глубинная цель – гармоничное развитие личности ученика: обогащение его новыми смыслами через обнаружение новых «ниточек» от мира внутреннего к миру внешнему.
В основе приемов образности лежат различные тропы и риторические фигуры. В объяснительной речи учителя особо значимы такие, как метафора, сравнение, аналогия, введение вымышленной речи и др.
В научно-популярной литературе лингвистического характера уже закрепились определенные метафоры: «Этимология знает о том, как из корней вырастают кусты и даже целые заросли слов».
Появлению такой метафоры способствует употребление многозначного слова корень. Употребление ее в сочетании с олицетворением (этимология знает) сделало картину образной.

В примере Давайте запомним правила «хорошего пунктуационного поведения»: «Не проморгай синтаксического карлика» и «Не разрезайте великана – употребляется целая цепочка метафор. Под синтаксическим карликом понимается коротенькое, состоящее из 2–3 слов, но сложное по структуре предложение. Поэтому важно не проморгать его и поставить нужный знак препинания. А с другой стороны, необходимо удержаться от постановки ненужных знаков препинания в распространенном простом предложении (в великане) и не разрезать его тело запятыми.

Введение терминов в объяснение часто сопровождается привлечением метафоры. Стремясь сделать доступным изложение, учитель нередко обращается к языковым средствам других сфер общения, как бы пытаясь увязать новое со старым, обращается к впечатлениям обыденной жизни.
Метафору можно использовать в следующих случаях:

– при формировании новых представлений;
– при объяснении абстрактных понятий;
– для новых трактовок известного.

Примеры взяты из речи учителей на уроках русского языка.

  • Звуки – невидимки, мы их не видим, а только слышим. Когда мы их можем увидеть? Когда они надевают одежду и превращаются в буквы (учительница К.Л., урок на тему «Звук и буква» в 1-м классе).

  • Из каких же кирпичиков строится наша речь? Слова – главные работники в языке. У каждого слова своя работа (учительница М.Р., урок на тему «Предложение» в 5-м классе).

  • Использование олицетворения как разновидности метафоры – один из самых распространенных приемов создания образности. Это неудивительно, потому что олицетворение есть приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Языковые явления и понятия, образуя систему, находятся в определенной иерархической зависимости, обладают определенными функциями. Как донести все это до сознания школьника? Приблизив эти отношения и закономерности к уровню восприятия школьников, наделив абстрактные понятия признаками живых существ.

  • Некоторые звуки речи капризны. Они не любят, когда слово изменяют, и поэтому демонстративно покидают его. Например, сон – сна. Какой звук исчез из слова? (учительница Т.С., «Чередование звуков в слове», 5-й класс).

Учитель часто использует олицетворения со смысловым компонентом «выполнять работу». Разные языковые понятия ведут себя как рабочие – в частности, строительные. Вот примеры таких олицетворений.

  • Есть в алфавите еще одна буква – ъ. Ее называют твердый знак. Какую же работу она выполняет? (урок на тему «Алфавит» в 5-м классе).

  • Большую строительную работу выполняют в словах суффиксы (урок на тему «Состав слова» в 5-м классе).

Встречаются олицетворения, в которых используется смысловой компонент «управлять».

  • Буква мягкий знак – грозный страж в записанном слове. Он не позволит произноситься букве твердо – только мягко: лень, якорь, апрель (урок на тему «Обозначение мягкости на письме» в 5-м классе).

Учитель не менее оратора должен заботиться о выборе тропа, ведь этот троп – будь то сравнение, олицетворение или метафора – должен быть прежде всего доступен пониманию учащегося, он должен помочь ему осознать объясняемое явление.
Образность речи педагога, словесную наглядность, а следовательно, и популярность изложения учебного материала создают не только метафоры, но и сравнения. Этот речевой прием учитель использует довольно часто. Трудно вообще представить себе объяснение чего-либо без сравнения. Как известно, сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение может выражаться разными языковыми средствами; довольно частотным в речи учителя является оборот со сравнительными союзами как, подобно.

Слова, как и люди, отличаются друг от друга своим характером, поведением. И среди них есть такие, которые полностью противоположны. Это слова-антонимы (урок на тему «Антонимы» в 5-м классе).
Учительница Н.И. в своей объяснительной речи сравнивает ударение с биением сердца: Ребята, ударение подобно биению сердца... (урок на тему «Слог. Ударные и безударные гласные» в 5-м классе) Сравнение удачно: как равномерные удары сердца свидетельствуют о хорошем функционировании человеческого организма, так и ударение имеет большое значение для всего русского языка, оно делает его таким певучим и музыкальным, а в некоторых случаях помогает различить слова.
При объяснении материала по теме «Прямая речь» учительница Н.А. сравнивает глагол речи, связывающий слова автора и прямую речь, с мостиком: Глагол – это мостик, переход к прямой речи. Глагол в словах автора дает нам установку, подсказку, с какой интонацией прозвучала или прозвучит прямая речь. Отсюда возникло такое сравнение.
Одним из наиболее часто употребляемых в объяснительной речи наряду со сравнением является прием аналогии. Аналогия – это речевой прием, своеобразная риторическая фигура, основанная на соотнесении наглядных примеров и научных понятий – как известно, абстрактных и не всегда ясных и доступных. Аналогия – это создание словесно-образной наглядности, основу которой составляет какая-то картина, эпизод, факт, событие из жизни ребенка. Конкретная картина – ключ к пониманию учебного материала. Понимание обеспечивается и тем, что благодаря этому приему новые сведения органично входят в сознание школьника, включаясь в единую картину мира. Использование аналогии – свидетельство заботы ритора об адресате, маркер диалогового по сути общения. В результате угадывания в незнакомом знакомого у слушателя создается впечатление открытия, сотворчества в процессе познания.

Объяснение с привлечением аналогии развертывается как два микротекста: первый – с опорой на образ, хорошо знакомую картину (это и есть аналогия), второй – суть изучаемого явления:

Изобретая аналогии, учителя проявляют свое индивидуальное видение предмета. Проанализировав высказывания учителей, мы обнаружили, что, используя аналогии, они прибегают к явлениям из области других наук, искусства, окружающей действительности.
У спектакля есть автор, у фильма есть автор, у скульптуры есть автор. Автор есть и у всех слов. Вот вы произносите какую-то речь – значит, вы – автор этой речи. Можете себя гордо назвать автором (учительница И.М. Урок на тему «Прямая речь»). С помощью этой аналогии учитель пытается раскрыть суть понятия «слова автора».
Иногда аналогии поражают глубиной, философичностью:

«Как тело – домик для души, так буква – домик для звука», – говорит учительница О.К., разъясняя разницу между звуком и буквой.
А иногда – проникают в самую суть речевой функции лингвистического явления:
Как много самых разных букетов цветов окружает нас! Одни хороши на рояле, а другие – на дачном подоконнике. Синонимы – как букеты цветов: один из них хорош в разговорной речи, другой более уместен в книжной – к такой аналогии прибегла П.М., чтобы разъяснить предназначение синонимов в языке.
Учительница Е.В., желая разъяснить первоклассникам разницу между словом и предложением, использует вот такую аналогию:

Если взять одну бусинку, то ее можно зажать в кулаке, можно положить на ладошку и рассматривать, но вот надеть для украшения можно только ожерелье из бусинок – бусы. С похожим явлением мы встречаемся в языке. Одно слово само по себе не выражает какую-то мысль. Но если несколько слов объединить по смыслу, то получится предложение. Предложение выражает законченную мысль.
Особый вид образности в объяснении учителя – это использование текста-метафоры. В качестве такового выступает лингвистическая сказка. Лингвистическая сказка – речевой жанр, представляющий «своеобразный симбиоз поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения». В такой сказке термины очеловечены: они живут в сказочной стране и являются участниками сказочных событий – дружат, враждуют, спорят, принимают решения и т.п. Лингвистическая сказка отличается сказочным зачином, сказочным действием – одним словом, она строится по законам жанра сказки и потому легко вводит новый учебный материал.

Вот какую сказку, сочиненную самой учительницей, мы услышали на уроке русского языка при знакомстве детей с понятием «синонимы».

За морями, за лесами, за высокими горами, в стране принцессы Лексики, в городе слов, жили добрые жители: существительные, глаголы и много других слов. Жили они – не тужили. В будние дни работали на фабрике: составляли предложения, тексты, издавали книги, газеты. А в выходные всегда ходили в гости к своим друзьям.
Однако были слова, у которых не было друзей, жили они одиноко и весь выходной день проводили дома, сидя у окна и глядя на чужое веселье.
С виду они были разные. Но у них были общие интересы, и им нравилось одно и то же. Они часто видели друг друга, но познакомиться боялись.
Узнала принцесса Лексика, что много несчастных, одиноких слов в ее стране, и приказала им всем явиться во дворец.
В назначенный день и час собралось много слов на площади перед дворцом. Вышла к ним принцесса и сказала: «Отныне повелеваю всем словам с близким значением жить в дружбе и согласии. Пусть они помогают друг другу и называются синонимами».
Обрадовались слова, стали искать себе пару. И вот уже идут, держась за руки, Актер и Артист, Ученик и Школьник. А как вы думаете, правильно ли эти слова подобрали себе пару?

Образность в объяснении учителя есть выражение его индивидуального педагогического стиля. Благодаря способности задавать новое направление мысли образность выводит учебный коммуникативный акт на индивидуально-творческий уровень. А это – показатель высокой степени педагогического мастерства. Следовательно, развитие индивидуальной педагогической культуры объективно требует от учителя овладения разнообразными приемами образной подачи учебного материала.

Послесловие редактора.

Хотелось бы напомнить уважаемым читателям о том, что образность языка не только не должна становиться самоцелью, но и не должна быть слишком навязчивой. Все-таки главное в речи учителя – понятность и точность, и тропы в ней уместны тогда, когда они помогают ученику лучше понять материал. А то ведь, случается, иной оратор говорит так цветисто, что аудитории приходится мысленно просеивать сказанное, чтобы отделить значимые утверждения от словесной шелухи.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru