Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2001

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВЫМ ИЛИ ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Е.В. ЖУКОВСКАЯ

ПЛАН

I. Вводные занятия

1. Тестирование (итоговый тест за 9–11-е классы). Проверочный диктант (слова и словосочетания на основные правила орфографии). Проверочный диктант (предложения на основные правила пунктуации).
2. Состав слова. Разбор слова по составу. Части речи. Морфологический разбор частей речи. Члены предложения. Синтаксический разбор предложения.

II. Блок № 1. Орфография

1. Безударные гласные в корне. Проверяемые ударением. Не проверяемые ударением. В корнях с чередованием.
2. Согласные в корне. Глухие – звонкие. Непроизносимые. Двойные. Корни с чередованием.
3. Гласные после шипящих (ж, ш, ч, щ) и ц. Буквы ы– и после ц. Буквы о–е после шипящих и ц.
4. Буквы ь и ъ. Правописание приставок. Буква ы после приставок.
5. Правописание суффиксов (суффиксы существительных -ек- – -ик-, -чик- – -щик-, -ичк- – -ячк-,
-иц- – -ец-, -изн-, -от-, -ушк- – -ышк- – -юшк-
, суффиксы прилагательных -к- – -ск-, -лив-, -чив-, -чат-; суффиксы глаголов -ова- – -ева, -ыва- – -ива-; суффиксы причастий -ущ- – -ющ-, -ащ- – -ящ-, -ем- – -им-). Спряжение глаголов.
6. Личные окончания глаголов. Прошедшее время глаголов. Образование и правописание причастий прошедшего времени.
7. Падежи. Склонения имен существительных. Существительные на ия (ие, ий). Разносклоняемые имена существительные. Падежные окончания имен существительных.
8. Падежные окончания имен прилагательных. Падежные окончания причастий. Имя числительное и его склонение.
9. Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий на о, е.
10. Не с различными частями речи.
11. Не и ни.
12. Правописание сложных слов. Правописание имен собственных.
13. Правописание наречий. Образование наречий от местоимений, прилагательных, существительных, числительных и сочетанием слов.
14. Правописание предлогов. Предлог и приставка. Простые предлоги. Именные предлоги. Глагольные предлоги.
15. Правописание союзов. Правописание частиц. Итоговая и повторительная работа.

III. Блок № 2. Пунктуация

1. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставное предложение. Неполное предложение.
2. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах.
3. Обращение. Вводные слова и вводные предложения.
4. Уточняющие члены предложения. Обособленные приложения.
5. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства.
6. Сложное предложение. Бессоюзное. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении.
7. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
8. Трудные случаи пунктуации в простом предложении (сравнительный оборот и т.п.) и сложном предложении (с несколькими придаточными и т.п.). Предложения с прямой речью.

IV. Повторительные и итоговые занятия (от одного до десяти, в зависимости от достигнутого результата)

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

Названия тем не всегда соответствуют привычным. Однако в предложенных формулировках яснее выражена суть изучаемого на занятии.
Большинство тем перекликается или даже повторяет друг друга. Это сделано сознательно. Например, «Правописание наречий» – тема 13 в блоке № 1. Известно, что это одна из наиболее сложных тем, так как к началу занятий большинство учеников не могут дать определение наречия как части речи, найти его в тексте, отличить от краткого прилагательного, местоимения и т.д. Поэтому программа строится таким образом, чтобы до того, как приступить к изучению правописания наречий, не раз с ними столкнуться. Во-первых, на вводном занятии, когда говорим о частях речи вообще, потом в теме 3 «О–е после шипящих» (на конце наречий), теме 4 «Буквы ь и ъ» (ь после шипящих на конце наречий), в теме 10 «Н и нн» (в суффиксах наречий), в теме 11 «Не» (с наречиями на о, е) и т.д.
Есть темы, которые вовсе не выделены для отдельного изучения, но программа построена так, что в процессе обучения эти темы все равно не будут обделены вниманием. Например, «Правописание местоимений» изучается в темах: «Части речи», «Личные окончания глаголов» (личные местоимения), «Правописание наречий» (наречия, образованные от отрицательных, неопределенных, указательных и вопросительных местоимений), «Правописание предлогов» (предлоги перед личными местоимениями), «Правописание частиц» (-то, -либо, -нибудь, кое-).
Объем материала, предлагаемый для изучения (повторения) на каждом занятии, рассчитан на учеников, имеющих оценки «3» и «4», и предполагает интенсивную работу.
Каждое занятие строится следующим образом:

Блок № 1

1. Повторение пройденного на предыдущих занятиях. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание. Дается ученику в конце каждого занятия либо по учебнику, либо на карточках. Проверяется учителем вне временных рамок занятия, возвращается ученику на следующем занятии с указанными ошибками. Ученик выполняет работу над ошибками в основной тетради, которая проверяется учителем не реже пяти раз за время обучения. Иногда возможна групповая проверка домашнего задания на занятии.

2. Объяснительный диктант по пройденным темам (15–30 слов).

3. Орфографическое чтение (текст из 1–3 абзацев). Орфографическое чтение, то есть «читаем, как написано»: читаем вслух 5–10 минут текст, правильно подобранный по сложности для данной группы, причем каждое предложение читаем 3 раза. После усвоения учениками методики орфографического чтения на занятии можно дать его в форме задания на дом, предлагая тексты из учебника или из общедоступной книги (например, «Записок охотника» И.Тургенева). Потом можно написать диктант на занятии, использовав отработанный текст.
Данный вид работы очень важен, так как в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется никаким правилам либо подчиняется тем правилам, которые не могут быть глубоко изучены в рамках школьной программы. Зрительная и слуховая память помогает вспомнить и повторить их написание.

4. Теоретический материал. Составление плана-конспекта (таблицы). План-конспект, таблица – теоретическая основа занятия. Смысл работы заключается в том, чтобы систематизировать материал, изученный в разные годы и в разных темах, иметь его всегда под рукой в одной тетради и при необходимости повторять. Кроме того, такой вид работы способствует запоминанию теоретического материала.

5. Практические задания: 1–2 упражнения (устно).

6. Практические задания: 2–3 упражнения (письменно).

7. Словарная работа. Рекомендуемые слова: кобура, грамотность, желатин, семафор, администрация, эксперимент, перрон, аккордеон, экспедиция, температура, агрегат, абориген, бандероль, дельтаплан, крокодил, контрабанда, джентльмен, граммофон, акварель, оригинал, пассивный, коррозия, стюардесса, массаж, кавалер, репрессия, эстакада, кастрюля, галерея, колонна, спартакиада, иммунитет, иллюстрация, бриллиант, керосин, инженер, эффект, моллюск, коридор, аппетит, коллега, абажур, абонемент, вегетарианец, агрессия, режиссер, капилляр, баррикада, иллюминатор, иллюзия, вентиляция, делегат, дезертир, адмирал, абсолют, адаптация и др.
Обязательно объяснение лексического значения слов. Словарные слова на карточках (8–10 слов). На каждом пятом занятии – словарный диктант.

8. Контрольный диктант (40–60 слов) – по мере необходимости.

Блок № 2

1. Объяснительный диктант (орфографический, 20–40 слов).
2. Повторение пройденного на предыдущих занятиях блока.
3. Объяснительный диктант (пунктуационный, 5–7 предложений).
4. Теоретический материал. Составление плана-конспекта (таблицы).
5. Практические занятия: 1–2 упражнения (устно).
6. Практические занятия: 1–2 упражнения (письменно).
7. Словарная работа. Словарные слова на карточках (8–10 слов). На последнем занятии словарный диктант.
8. Занятия по лексике, стилистике, развитию речи (5–7 минут).
9. Контрольный диктант (80–140 слов) на каждом втором занятии или по мере необходимости.

ПРИМЕРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Вводные занятия

Занятие № 1

1. Тестирование. Любой итоговый тест. Например, Е.А. Кузьмина. Тестирование в 11-м классе // Русский язык № 16/2000, апрель. С. 15–16.
2. Проверочный диктант (орфографический).

Двухъярусный, цыганка, необъятная ширь, щурится от солнца, цитата, связной, просвещение, поджигать, уровень, щелка, адъютант, жилет, провинция, полоскать белье, упла-тить долги, медальон, жюри, долина реки, развивается росток, замереть, циферблат, пригореть, чопорный, озарять, промокает сапог, равняться, умышленный поджог, выплавка, жонглер, овражек, жестяная фляжка, захолустный, жженый кофе, сберечь, расчет, взбить, приумолкнуть, жесткий диван, бесчестный, прервался, предыстория, нужно заботиться об увеличении, преследовать, присутствовать на ассамблее, борьба с саранчой, послышался плач, речонка, желтизна, перевозчик, серебряное кольцо, сигнальщик, костяная ручка, кое в чем согласен, звериный след, низкая изгородь, они стелют покрывало, выстроишь, выстоишь, каменная ограда, реял, проповедовал, никогда не думайте о плохом, веет ветер, прочитанный, скомандовал, дремлющий, смеркается, сеявший, освещаемый, балованный ребенок, рубящий, охраняемый, оклеенный, о строящемся доме, печеный картофель, пришел ниоткуда, не усвоив правило, по-прежнему, вязаное одеяло, встать пораньше, откуда-нибудь позвони, полстакана, барабанный грохот, полутона, сражен пулей насмерть, от того села до дороги недалеко, пол чайной ложки, уходи подобру-поздорову, вылез из-под дерева, это вовсе не легко, сделал неправильно, неширокая дорога, нет ни часу свободного времени, он повторил свои угрозы слабым, зато смелым голосом, во время отпуска, как насчет поездки к морю, несмотря на болезнь, я приступил к работе, работал в течение года, кораблестроительный, сорокаметровый, огненно-красный.

Как показывает практика, ученик делает в этом диктанте в среднем от 8 до 25 ошибок, на итоговом занятии в аналогичном диктанте – до 4 ошибок.

3. Проверочный диктант (пунктуационный).

С часу ночи на дворе льет упорный осенний дождь.
Он совершает непрестанные кочевки, бродит среди дрейфующих льдов как зимой, так и летом.
Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое.
Недавно мы слушали оперу-сказку композитора Римского-Корсакова «Снегурочка».
Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною.
Ночью весь мир огромный кажется много проще.
Море, казалось, не успокоится никогда.
Еще глубже, на дне пропасти, ворчал и плескался многоводный поток.
Все знают Семенова как хорошего слесаря.
Крейсеры, вследствие недостатка мест в бухте, держались в открытом море.
Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава.
Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.
Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ.
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Дувший со всех сторон ветер усилился.
«Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. – Она мне призналась».
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.
Настанет утро – двинемся в путь.

Блок № 1

Занятие № 2

Безударные гласные в корне. Проверяемые ударением, не проверяемые ударением. В корнях с чередованием.

1. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Устный опрос. Проверка домашнего задания.
Было задано: 1) Разобрать слова по составу: перевозка, заоблачный, зимушка, освещение, умоешь, приготовят, рассчитывала. 2) Сделать синтаксический разбор предложения. Сделать морфологический разбор частей речи. Русские писатели любовно и красочно показали природу родного края.

2. Вместо объяснительного диктанта по изученным темам (так как еще ничего не изучено) можно провести опережающий объяснительный диктант.

Метла, гряда, войска, ремесло, косить, бродить, манить, ценить, полоть, тянуть, вязать;
замирать, соберет, стереть, зажигать, блистать;
поплавок, приложить, прикоснуться, загореть, озарять, выровнять дорожки, промокательная бумага.

Во время диктанта вспоминаются и формулируются правила.

3. Орфографическое чтение. Учитель объясняет принцип и цель работы. Предлагает любой текст. (Желательно каждому ученику иметь экземпляр.) Например:

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозцем, полотнище палатки, покрытое толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисает, и трава седеет от первого утренника.
Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки. Вода теплая, она даже кажется слегка подогретой.
Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются темными от росы.

(К.Паустовский)

4. Теоретический материал. Составление плана-конспекта, таблицы.

Учитель объясняет принцип и цель работы. Чертит на доске или показывает составленную заранее таблицу. Объясняет правила ее составления, делает необходимые технические пояснения.
Далее объясняется теория. Каждый пример подтверждается записями в таблице. В дальнейшем составление таблиц (или планов-конспектов) может стать домашним заданием.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

5. Практические задания. 1–2 упражнения по темам из любого учебника (устно).
6. Практические задания. 2–3 упражнения по темам из любого учебника (письменно).
7. Словарная работа. Учитель объясняет принцип и смысл работы. Слова на карточках: те же, что и в третьей графе таблицы.
8. Контрольный диктант на этом занятии не предусмотрен.

Домашнее задание. Упражнения по теме из любого учебника или задание на карточках.

Вставьте пропущенные буквы:

Заж_гать, бл_стеть, приг_реть, прил_гать, непром_каемый, прик_саться, выпл_вка, накл_ниться, выб_рать, пор_сль, р_внина, обм_кнуть, зар_стать, вы-ск_чить, пл_вец.
Упл_тить, ж_леть, сгр_бать, выч_слить, д_лина, расщ_пить, уд_ление, п_тнистый, п_тачок.

Блок № 2

Занятие № 3

Обращение. Вводные слова и вводные предложения.

1. Объяснительный диктант (орфографический).

Бьется, парашют, мотоцикл, щелочь, запряженный, властный, прикосновение, расписка, безыдейный, безголосый, килограмм груш, волчонок, заново, законное требование, чей-то, пилящий, со мной, слышимый, строящимися домами, чуть-чуть, они прячутся, подойти вплотную, в течение трех лет, вовсе не друг, резьба по дереву, неяркое солнце, четырехэтажный, он постелет, настежь, пол-Европы.

2. Повторение пройденного на предыдущих занятиях блока. Устный опрос – выборочно. Домашнее задание сдается на проверку (если оно было выполнено на карточках) или проверяется непосредственно на занятии. Было задано:

Расставьте знаки препинания:

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред.
Как в первом так и во втором году первыми вестниками весны явились лебеди.
Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их.
Только ветер злится да стучит в окно.
Иногда мертвой змеей проплывет жердь или бревно.
Мыло серо да моет бело.
Квартира Александра хотя и просторна но не изящна и сумрачна.
Все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства.
Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры.
Шли в самое различное время и на рассвете и вечером и ночью.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

3. Объяснительный диктант (пунктуационный).

Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
Разжечь костер – для меня всегда наслаждение.
Ласковое слово что весенний день.
Длина комнаты – одиннадцать метров.
Летом светает рано а зимой – поздно.
Весною на озеро прилетали водоплавающие птицы: лебеди, гуси и утки.
Мастер долго и внимательно осматривал станок и беседовал с токарем и его учениками.

4. Теоретический материал. Составление планов-конспектов (таблиц) по темам занятия.

Обращение

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова и предложения, выражающие дополнительные значения или пояснения, выделяются скобками, реже – тире.

Однажды вечером (это было в начале октября) сидел я дома один.

Междометия и слова да и нет выделяются запятыми.

Нет, жизнь меня не обделила, добром своим не обошла.
Ох, не забыл старинных я проказ.

Вводные слова, междометия и слова да и нет могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.

5. Устные практические задания по теме. 1–2 упражнения из любого учебника.
6. Письменные практические задания по теме. 1–2 упражнения из любого учебника.
7. Словарная работа. Слова на карточках из предложенного выше списка слов или любые другие из орфографического словаря.
8. Занятия по лексике, стилистике, развитию речи. Любые упражнения из методической копилки учителя.
9. Контрольный диктант на этом занятии не предусмотрен. Однако, если остается время, можно провести диктант, соответствующий по уровню сложности изученному материалу, взятый из любого сборника диктантов. Или диктант по итогам орфографического чтения.

Домашнее задание

1) Орфографическое чтение.
2) Упражнение по теме из любого учебника или задание на карточках.
Расставьте пропущенные знаки препинания:

Говорят в старину в нашем маленьком городе висел сторожевой колокол.
Сама глубина России дремучие смоленские леса родина его удивительного таланта.
На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные легкие нити осенних паутин.
Я больше всего люблю ходить в лес в тихие пасмурные дни даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru