УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
ДИКТАНТ-ШУТКА
З.С. БУБЕНЩИКОВА,
г. Каргополь
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ё, О ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА
Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых
шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и
пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый
черный хлеб и запивая все это компотом из
крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая
шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов
на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и
негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным
шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми
щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного
цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь,
и уморительные желтые черточки на тяжелых
чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных
обитателей.
ИГРА
ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА
При изучении темы «Фонетика» в 5-м классе для
закрепления, для выработки навыков
фонетического разбора я предлагаю ребятам игру
под названием «Печатная машинка».
Наша машинка «печатает» не буквами, а звуками,
поэтому для данной игры надо напечатать на
карточках (например, размером в четверть
альбомного листочка) все звуки, например: [а], [а],
[ж], [н], [н’] – и так далее. Перед уроком карточки
раздаются на парты по две или по нескольку штук
каждому ученику (произвольно, кому что
достанется). Из учащихся выбирается корректор,
который будет контролировать игру.
Учитель называет слово, например, ягодки. К
доске выбегают дети, у которых на парте оказались
необходимые для «машинки» звуки. Выстраиваются
по порядку, и каждый характеризует свой звук по
известной схеме. Например:
Первый ученик: «Буква я, так как она стоит в
начале слова, обозначает два звука: [й’] –
согласный, звонкий, мягкий». Второй ученик: «Звук
[а] – гласный, ударный». Третий ученик: «Буква г
обозначает звук [г] – согласный, звонкий,
твердый» – и так далее.
«Корректор» выслушивает объяснение, исправляет
в случае необходимости и делает вывод: «В этом
слове 6 букв и 7 звуков (можно еще добавить: в этом
слове три слога, первый ударный)».
«Корректору» за работу можно поставить оценку.
Эта игра очень оживляет урок. И что еще очень
важно: в работе участвуют практически все ребята,
они с удовольствием анализируют ответы
товарищей и непосредственно действуют,
предлагая свои варианты звуков при «печатании».
|