МАГИЧЕСКОЕ СЛОВО САМ
Маленький ребенок всему учится подражая. Так,
подражая, и растет. В какой-то момент повторяет за
взрослыми слова и фразы. В какой-то, подражая
учительнице, старательно воспроизводит в своей
тетради палочки и крючки. Списывает с доски план
будущего изложения, стараясь не сделать при этом
ошибку...
Но наступает момент, когда его нужно отпустить.
Снять с плечиков руки – пусть шагнет и идет сам.
Сам – магическое с детства слово, для
каждого. И как порой не хватает нам
самостоятельности.
Десять лет – пока десять лет – мы учим решать
задачи и писать сочинения. Форма записи... Сложный
план, составленный учительницей...
Никто не спорит, в математике необходима
четкость и жесткая логика. Лишь бы
последовательность шагов, которую надо в
правильном порядке воспроизвести, не
превратилась в самоцель, за формой не забылось бы
содержание. Но редко кто из учеников, доказывая у
доски теорему, делает это логически
осмысленно, а не вспоминает запись в учебнике.
Решая физическую задачу, понимает смысл явления,
а не «подставляет» в заученную формулу данные из
условия задачи.
А сочинение? Мы и сочинения учим писать «по
образцу», и на вступительном сочинении в вузе
ждем от выпускников школ всем известных истин
(теперь уже не образцов – шаблонов!). Любой
абитуриент, собравшийся поступать в
гуманитарный вуз, знает: тема «Новаторство
драматургии Чехова» требует от него того-то, а
тема «Смысл названия романа Л.Толстого “Война и
мир”» – того-то. Как будто сами подталкиваем мы
наших уже взрослых детей: выучи, дружок, по
пунктам – и все будет в порядке.
Не потому ли и стало сейчас сочинение притчей во
языцех и в спешном порядке его пытаются заменить
экзаменационным изложением? Любопытный
приводится аргумент в пользу этой замены: «Как
можно оставить в школе сочинение, если за
последнее время у нас появилось столько
сборников “золотых” сочинений, столько
шпаргалок?». Как будто сами мы не относимся к
своим урокам или к школьному учебнику по
литературе как к тем же шпаргалкам – нужно
выучить и воспроизвести.
В пользу отказа от сочинения приводят еще один,
не менее выразительный аргумент: «Огромная
программа, как можно успеть научить писать
глубокие, серьезные сочинения по всем темам?». Мы
будто и думать забыли, что главная задача уроков
по литературе – научить читать, т.е. думать,
удивляться, задаваться вопросами и пытаться
понять. Для решения этой: в самом деле сложнейшей
задачи решительно не важно, сколько «пройдено» и
какой объем тем «охвачен».
Почитают эти мои размышления некоторые учителя
литературы – и, возможно, возмутятся. Как же без
образцов? Без сложного плана? Без схемы анализа
стихотворения? Без схемы анализа эпизода и его
значения в композиции художественного целого? О
какой дисциплине мысли можно тогда говорить? Что
вообще тогда ученик сможет? И скорее всего сами
себе ответят: «Да ничего и не сможет».
А вот это неправда. Постараемся на уроке быть
такими же читателями, как наши ученики.
Удивляться и задаваться вопросами вместе.
Размышлять вместе. Сообща отдавать себе отчет в
том, что найденный ответ вряд ли будет
единственным, окончательным – слишком тонкий
предмет у нас литература; слишком сложна
организация художественного текста. Слишком не
похож один художественный мир на другой, и
одинаковых ответов и даже путей для поисков этих
ответов быть не может! Нет, я не призываю вас к
чтению абсолютно субъективному, к «вчитыванию» в
текст любых смыслов – я предлагаю читать
медленно, вопрошая текст, нащупывая смыслы,
вложенные в него автором.
Может показаться: я говорю банальности. Однако
речь уже не о свободе ученика – речь о
самостоятельности учителя.
Пока учитель сам не приобрел внутренней свободы
как читатель, пока он не освободился от
«методических пут» (неважно, кто сковал его ими –
он сам или кто-то другой), мы и будем формировать в
наших учениках не того читателя, который «как в
землю закопанный клад», а примитивное, шаблонное
мышление, скуку на уроках и отвращение к учебе и
чтению...
Речь идет, конечно, не только о литературе.
Просто, как мне кажется, ситуация с литературой,
сочинениями и изложениями – симптом. Симптом той
тупиковой ситуации, в которую попала современная
школа. И не только из-за экономических
обстоятельств.
Авторы russ.ru* (М.Кронгауз, К.Поливанов) задумались
над тем, как мы учим. Как учит школа. Какая школа
нужна. И вообще нужна ли такая школа, к какой мы
привыкли. На первый взгляд последнее суждение
выглядит крайним и неуместным. Но, если
задуматься, такая постановка вопроса может
показаться вполне возможной. Слишком часто
знание в школе приобретается запоминанием. И
потому остается балластом или забывается.
Понимание же или просто стремление к такому
пониманию остаются «за бортом».
Нет, я не против школы и обучения в ней. Я за
хорошего, размышляющего учителя,
учителя-исследователя, стремящегося
заинтересовать ученика соразмышлением.
Евгения АБЕЛЮК
______________________________
* Статья Е.Абелюк перепечатывается с согласия
автора из Русского журнала в Интернете. Адрес в
Интернете: WWW.RUSS.RU
|