Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2001

ПОДСПОРЬЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАЧЕТЫ

Г.М.МУРЗАБАЕВА,
Республика Башкыортостан

Здравствуйте, уважаемая редакция «Русского языка»!
Пишет вам ваш постоянный читатель и изредка автор – Мурзабаева Гульнафис Маратовна. Очень приятно было прочитать на страницах вашей газеты благодарность авторам публикаций, в числе которых и я.
На этот раз я решила поделиться с вами опытом проведения тематических зачетов. В этом году я проводила их в форме работы над текстом. Одни задания давались в форме тестов, некоторые – в форме вопросов. Многие из этих зачетов я уже провела, а некоторые подготовила для использования в будущем (в III и IV четвертях). В дальнейшем планирую подготовить материал и по другим темам. Кстати, тексты можно использовать для комплексного анализа, при необходимости добавив задания и по другим разделам курса русского языка.
Понимая, что текст должен иметь и информационную ценность, часть материала (в основном по культуре) я взяла из учебника «История России. IX–XVII вв.» под редакцией Черниковой Т.В. (тексты по имени прилагательному, числительному и однородным членам предложения). Конечно, не всегда удается найти подходящий текст и тогда приходится сочинять самой (текст по имени существительному). А вообще мне и, главное, детям нравится такая работа. Надеюсь, включат ее в свою практику и другие учителя. (А может, уже включили, тогда пусть поделятся с нами.) Здоровья, благополучия, мира и любви!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Недавно я, папа, мама и мой братишка Руслан ездили к родственникам в город – чудесн_ солнечн_ Батуми.
Я-то уже бывала здесь, а Руслан – нет. Ему очень хотелось побывать в зоопарке и уже на следующий день мы отправились в зоопарк. Зоопарк нах_дился недалеко – на улице (Рихард Зорге). Папа купил нам вкусн_ эскимо и мы отправились см_треть зв_рей. Кого мы только не видели! Мне очень понравились мамы-звери со своими детенышами: сл_ниха со сл_ненком, львица с львенком, медведица с медвеж_нком, зайчиха с зайч_нком и даже австралийск_ кенгуру с кенгуренком. Руслан то и дело пытался или дот_нуться до зверюшек рукой, или погладить их, или дать кусоч_к мороженого. Он убегал вп_ред, отст_вал. Старый ветеринар погрозил(?) ему пальц_м: «Осторожно, сыноч_к!». Да, Руслан у нас далеко (не)умница и так_ (не)поседа и забияка! Ему понравил_сь/ся маленьк_ забавн_ ш_мпанзе. Он долго (не)хотел расст_ваться с об_зьянкой. А мне больше всего понравились маленьк_, даже крошечн_ к_либри и нарядн_ к_каду. Как бы мне хотелось иметь какую-нибудь из этих птиц!
В этот день время прошло незаметно. После зоопарка мы поехали к р_дным – быстр_ такси домчал_ нас до тет_ (Чулпан) и дяд_ (Самат).
Мы пров_ли здесь еще три дня. Я со своей сестрой (Жасмин) ходила в кино, на дискотеку. А напоследок мы все вместе пос_дели в уютн_ кафе «Огонек». Взрослые пили вино, мы с (Жасмин) – кофе, а Руслан – молочн_ коктейль с какао.
В пут_ мы еще долго вспоминали поездку. Руслан размечтался о том, что будет дрессиров_иком, а именно – обезьян_иком. Я смеюсь над ним, г_в_рю, что нет т_кой пр_фессии, а он об_жается и спорит со мной. Но это уже совсем другая история.

Задания

1. Найдите в тексте речевую ошибку, исправьте ее.
2. В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки? Исправьте их, предложения перепишите.
3. Выпишите слова в скобках, ставя их в нужном падеже, и слова с недописанными окончаниями вместе с определяемым словом, согласуя в числе, падеже.
4. Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте нужные буквы и сгруппируйте их по видам орфограмм.
5. Выпишите несклоняемые существительные,
определите их род.
6. Выпишите существительные общего рода. В каком из слов род определить невозможно? Почему? Составьте предложение так, чтобы это было возможно.
7. Выполните морфологический разбор одного нарицательного и одного собственного существительного.
8. Выпишите разносклоняемые существительные, просклоняйте их.
9. Относятся ли к одному словообразовательному типу слова: слониха, львица, медведица, зайчиха? Что у них общего?
Выпишите слова, относящиеся к одному словообразовательному типу.
10. Выполните морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: кусочек, кенгуренок, медвежонком.
11. В чем особенность существительных мороженое, родные, взрослые?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Суровые (природно)климатические условия не благоприятствовали развитию (хлебо)пашества в Новгород_ой земле. В X веке основной (сельско)хозяйствен(?)ой культурой являлось просо. Оно хорошо росло в суровых условиях, но имело низ_ую урожайность, и из него нельзя было печь хлеб.
В XI веке попробовали сажать рожь. Культура оказалась более капризной, но зато в (благо)приятные годы давала обильный урожай. В итоге к XII веку ржи уже было больше, чем проса, а в XIV–XV вв. просо встречалось крайне редко. Замена проса рожью, однако, не спасла Новгород от нехватки продовольствия. Отсутствие (не)обходимых ресурсов хлеба навсегда привязало Новгород к (северо)восточным рус_ким княжествам.
Помимо земледелия, сель_ая округа занималась (ското)водством: выращивали коров, овец, свиней, коз и лошадей, но собствен(?)ого мяса также не хватало.
Недостаток хлеба покрывался покупкой его у соседей. Откуда же брались деньги? Их давали промыслы, ремесло, торговля, ростовщичество, обложение регулярной данью соседних племен, эпизодические набеги на соседей.

(По Т.В. Черниковой)

Задания

1. Выпишите из текста:

а) качественные и б) относительные прилагательные.

Докажите их принадлежность к тому или иному разряду.
2. От выделенных слов образуйте прилагательные. Каким будет разряд этих прилагательных? Разберите их по составу.
3. От слов рожь, земля, просо, ремесло, племен, соседей образуйте прилагательные.
Что между ними общего с точки зрения орфографии? Какое слово «лишнее»?
4. Выполните морфологический разбор прилагательного правильный?
5. Объясните лексическое значение слов регулярный и эпизодический.
6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и выпишите эти слова.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

К XIV–XV вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском Кремле. В 1436 г. появились часы на башне Часозвони в Новгороде.
Русские мастера лили медные и бронзовые пушки, железные орудия. Например, Андрей Чохов с 1568 по 1632 г. изготовил множество пушек калибром от 92 до 470 мм, длиной до 6 м, весом от 1,2 до 7,2 т. В 1586 г. он отлил Царь-пушку для Кремля. Ее длина – 5,34 м, калибр – 890 мм, масса ствола – 40 т. Правда, эта пушка ни разу не стреляла. С 1590 г. стали делать пушки на лафетах, что увеличило их подвижность.

(По Т.В. Черниковой)

Задания

1. Выпишите из текста по 2 числительных:

а) количественных,
б) порядковых.

2. Какие разряды количественных числительных есть в этом тексте? Выпишите по 2 примера.
3. Выполните морфологический разбор одного числительного (на выбор).
4. Напишите все числительные словами.

ПРИЧАСТИЕ

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще (не)закрытая черной приближающ_йся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом и полил дождь (не)прекращавш_йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш_н(?)ые окна постоянно видна была молния. (Не)смолкающ_е ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращавш_гося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящ_й на высок_м берегу реки и ничем (не)защищ_н(?)ый от ветров. Когда мой испуг прошел, я принялся расспрашивать, что такое молния отчего она зажигается, отчего гремит гром. Всю ночь с (не)ослабева_щ_м интересом слушал я рассказы отца. И только когда небо очистилось и замелькали звезды, я заснул в своей кроватке и спал (не)пробудным сном до поздн_го утра.

(По С.Аксакову)

Задания

1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите из текста причастия:

а) действительное настоящего времени;
б) действительное прошедшего времени;
в) страдательное настоящего времени;
г) страдательное прошедшего времени.

3. От глагола держали образуйте все возможные формы причастий.
4. От какого слова образовано слово (не)защищ_н(?)ый:

а) защищ_н(?)й, б) защищать, в) защитить, г) защита.

5. Выпишите словосочетания:

а) с главным словом – причастием, б) с зависимым словом – причастием.

6. Укажите предложения, в которых:

а) причастный оборот стоит перед определяемым словом,
б) причастный оборот стоит после определяемого слова.

7. Найдите предложения с нерасставленными знаками препинания и с пунктуационной ошибкой. Перепишите эти предложения, правильно расставив знаки препинания. Разберите одно из предложений по членам.
8. Выполните морфологический разбор одного причастия (на выбор).
9. Выполните морфемный разбор одного причастия (на выбор).
10. Вставьте пропущенные буквы раскройте скобки, выпишите эти слова.

ДИУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старин(?)ый русский барин Кирила Петрович Троекуров. 2. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. 3. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. 4. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. 5. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразован(?)ого. 6. Избалован(?)ый всем, что только
окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограничен(?)ого ума. 7. Несмотря на необыкновен(?)ую силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. 8. В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделиями свойствен(?)ыми их полу. 9. Окна во флигеле были загорожен(?)ы деревян(?)ою решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирилы Петровича. 10. Молодые затворницы в положен(?)ые часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. 11. От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место. 12. С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; но они
тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.

(По А.Пушкину)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор 8-го предложения. (Расставьте знаки препинания.)
2. Выберите правильный вариант ответа. Грамматические основы 3-го предложения:

а) соседи рады были, чиновники трепетали, Кирила Петрович принимал, дом был полон, тешить праздность, разделяя увеселения;
б) соседи рады были угождать, чиновники трепетали, Кирила Петрович принимал, дом был полон;
в) соседи рады, чиновники трепетали, Кирила Петрович принимал, дом полон;
г) соседи рады были угождать, чиновники трепетали, принимал знаки, дом был полон.

3. Указав номер предложения, выпишите:

а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое с именной
частью, выраженной причастием;
г) составное именное сказуемое, именная часть которого выражена наречием.

4. Выберите правильный вариант ответа. Подлежащее во 2-м предложении:

а) богатство, род и связи;
б) связи, имение;
в) богатство, род, связи, имение;
г) богатство, род, связи, вес, имение.

5. Найдите в тексте прямое дополнение и, указав номер предложения, выпишите его вместе со словом, к которому оно относится.
6. Выберите правильный ответ. В первом предложении обстоятельства выражены:

а) наречием;
б) существительными в косвенном падеже;
в) синтаксически неделимым словосочетанием;
г) числительными.

7. Каким членом предложения является слово дворовыми в 12-м предложении?
8. Выберите правильный ответ. Во 2-м предложении давали вес – это:

а) словосочетание;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое;
г) простое глагольное сказуемое.

9. Выпишите, указав номер предложения, приложение вместе с определяемым словом. Подчеркните приложение как член предложения.
10. Выберите правильный ответ. В 7-м предложении сложное словосочетание Несмотря на необыкновенную силу физических способностей является:

а) обстоятельством;
б) дополнением;
в) определением;

11. Укажите предложение, которое правильно разобрано по членам предложения:

12. Вставьте пропущенные буквы, выпишите эти слова.

ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Волшебная осень парков. Тихо. Чуть(чуть) сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго(долго) падают кленовые листья. Как хороши! Хотелось сказать садовнику,
что(бы) не подметал. Пусть(бы) ходили люди по золотому ковру.
Как(же) снять? Как поймать это дыхание осени? Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полет сопровождает какая(то) музыка, Бом(бом)! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один(ли) я слышу?
Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод. Вспоминаю: скорее, скорее снимать! Поймать хоть отрывок музыки листопада.

(По В.Пескову)

Задания и вопросы

1. Пронумеруйте предложения. Найдите в тексте и укажите номера следующих типов односоставных предложений:

а) назывного;
б) безличного;
в) определенно-личного.

2. Укажите номера безличных предложений, в которых главный член выражен:

а) безличным вспомогательным глаголом и инфинитивом;
б) инфинитивом;
в) словом, относящимся к категории состояния.

3. Выберите правильный ответ. Грамматическая основа 12-го предложения:

а) полет сопровождает;
б) сопровождает музыка;
в) кажется;
г) кажется, сопровождает музыка.

4. Какой из вариантов разбора по членам предложения верный?

5. Какое сложное предложение состоит из двух односоставных?
6. Выполните синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант), последнего предложения (II вариант).
7. Раскройте скобки, выпишите эти слова.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В «бунташный» и переломный век который стремился к ярким краскам и чувствам люди желали видеть «лепоту» не только в храме или дворце но и у себя дома. Поэтому художникам резчикам скульпторам заказывали и дорогие оклады икон и книг и роспись интерьеров домашней утвари и т.п.
Царская и боярская утварь превращалась в произведение искусства. Ювелиры и златокузнецы кремлевских Серебряной и Золотой палат производили традиционную русскую посуду ковши братины стопы кубки блюда кувшины. Изготовлялись вещи из золота или серебра с использованием самоцветов жемчуга эмали. Самым знаменитым мастером XVII в. считается гравер Василий Андреев. Ему удавалось отлично передавать перспективу изображать выпуклые фигуры в движении.

(По Т.В. Черниковой)

Задания

1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания.
2. Выберите правильный ответ. Сколько рядов однородных членов в первом предложении:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4?

3. Выпишите из текста неоднородные определения (вместе с определяемым словом).
4. Разберите по членам 2-е предложение 2-го абзаца.
5. Выберите правильный ответ. Сколько в тексте предложений без однородных членов:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4?

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Из детских лет Маяковских

Жизнь в доме нач_налась с пяти часов утра: отец вставал рано и тотчас прин_мался за работу. Если с утра соб_ралось много крестьян и объез_иков которые дож_дались своей очереди по выдаче билетов на рубку леса отец м_б_л_зовал молодежь.
В работе отец был прост, всегда шутил с крестьянами и объезд_иками, просто расспрашивал об их жизни. Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец был человек смелый, решительный, энергичный и перед опасностями (не)останавливался.
(Не)устанная, самоотверженная забота матери о детях проходит через всю нашу жизнь. (Не)смотря на то, что мать была слаба здоровьем она успевала делать все ак(?)уратно к чему приучала и нас. Даже в самые тяжелые времена безденежья мать поддерживала в доме чистоту, порядок и уют, так что мы (не)чувствовали (ни)(в)чем (не)достатка. Она создавала все условия, что(бы) мы могли заниматься тем, что нас влекло.

(По воспоминаниям Л.Маяковской)

Задания

1. Пронумеруйте предложения. Найдите в тексте и укажите номер:

а) сложноподчиненного предложения;
б) бессоюзного сложного предложения.

2. Найдите сложное предложение с различными видами связи (укажите номер). Выделите грамматические основы.
3. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Перепишите его, расставив правильно знаки препинания, составьте схему, определите вид придаточных.
4. Найдите и укажите номера сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными:

а) с последовательным подчинением;
б) с параллельным подчинением.

5. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выпишите эти слова.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru