МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННЫХ ЗНАНИЙ
Буквы н и нн в различных частях речи
Е.Г. ШАТОВА,
г. Москва
I урок.
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, НАРЕЧИЯХ
Цели урока: на основе наблюдений
сформулировать обобщенное правило правописания
н и нн в названных частях речи; вывести формулу
обобщенного правила; обучить приемам
обоснования орфограммы; повторить
словообразовательный разбор.
Ход урока. (Подготовка учащихся к активному
восприятию материала.)
Учитель предупреждает учащихся, что они
приступают к изучению большой и сложной
орфографической темы (о правописании н и нн
в различных частях речи). Цель сегодняшнего урока
– усвоить часть этой темы, а именно: н и нн
в существительных, прилагательных, наречиях.
Задача учащихся – активно участвовать в анализе
материала, формулировании правил и графическом
описании их. Объясняется, что для графического
описания правил будут использованы формулы,
которые способствуют более быстрому запоминанию
и более точному воспроизведению правил, как
частных, так и обобщенных.
Для лучшей организации урока потребуются
двойные листы, на них вычерчивается таблица,
которая будет заполняться поэтапно.
Заготовка выглядит следующим образом:
Для описания правил используются уже
известные по словообразовательному разбору
условные знаки:
Первый этап – анализ материала,
предложенного для наблюдения.
На доске и в тетрадях записываются слова:
конный конник
ценный ценность
Так как наблюдение и анализ материала будут
проходить примерно по одной схеме, то ребятам на
этом этапе урока раздаются заранее
приготовленные листки с вопросами и заданиями,
на которые всякий раз нужно обращать внимание.
Учитель. Значит, можно сделать вывод, что
правило правописания нн в обеих частях речи
(существительном и прилагательном) общее.
Выводим формулу этого правила:
Заполняется первый пункт таблицы (на доске и в
тетрадях).
Второй этап.
Материал для наблюдения:
утренний
общественный
соломенный
агитационный
Вопросы для анализа:
– Какие части речи записаны? (Имена
прилагательные.)
– Как образованы данные слова? (От
существительных.)
Заполняется второй столбик рядом с записанными
ранее словами.
утренний <-- утро
общественный <-- общество
соломенный <-- солома
агитационный <-- агитация
– Что общего в записанных словах? (Все данные
слова – прилагательные, они образованы от
существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-,
в которых пишется нн.)
Заполняется второй пункт таблицы. Формула к
концу второго этапа приобретает следующий вид
:
Третий этап.
Материал для наблюдений (слова записаны на
доске учителем, в них выделены суффиксы.)
Задание: переписать слова в тетрадки, выделить
суффиксы.
Вопросы для анализа:
– Какие части речи вы записали?
(Прилагательные.)
– А теперь давайте определим, от какой части речи
образованы данные слова? (От существительных.)
– Запишите их рядом:
– Назовите суффиксы, с помощью которых
образовались эти слова? (-ан-, -ян-, -ин-). Какое
значение они имеют? (Указывают на материал, из
которого что-то сделано, и на принадлежность
чему-то.)
– Что общего в правописании суффиксов -ан-, -ян-,
-ин-? (Одна буква н.)
Учитель сообщает, что из этого правила есть
исключения – это слова стеклянный, оловянный,
деревянный, которые пишутся с нн. Кроме
того, надо отличать по значению слова ветреный,
ветряная.
Заполняется третий пункт таблицы, а формула
приобретает следующий вид:
Четвертый этап.
Дается материал для наблюдения (он записан на
таблице или переносной доске):
торжественно <-- торжественный
ценно <-- ценный
искренно <-- искренний
Вопросы для анализа:
– К какой части речи относятся слова левого
столбика? (Это наречия.)
– Сколько н в словах, от которых наречия
образованы?
– Какой вывод о правописании н и нн в
наречиях можно сделать? (В наречии пишется
столько н, сколько в слове, от которого оно
образовано.)
Заполняется четвертый пункт таблицы. Вид
формулы к концу четвертого этапа:
Учитель дополняет, что этому же правилу
подчиняется правописание н и нн в кратких
прилагательных (ценный – ценна – ценно;
ветреный – ветрена – ветрено).
В конце урока делается обобщение по всему
первому блоку правил.
Если класс сильный, то можно предложить учащимся,
используя записанные формулы правил, самим
сформулировать правило правописания н и нн
в существительных, прилагательных, наречиях.
Если класс слабый или средний, то учитель сам
подводит итог, а учащиеся, опираясь на записи,
слушают его выводы, приводят свои примеры.
Особенность описанной методики обобщенного
изучения материала состоит в том, что она не
требует построения и ввода моделей
алгоритмических предписаний, на основе которых
обычно выводятся образцы рассуждения при
мотивировке орфограмм. Короче говоря,
зафиксированные в виде формул модели
орфографических правил уже сами по себе являются
образцами устного и графического объяснения
орфограмм.
(Например, хозяйственный; устное обоснование
– в слове суффикс -енн-, следовательно, пишу
два н; графическое – енн ® нн ®
хозяйственный; и т.д.)
Первая серия упражнений выполняется по типу –
«вначале объясни – потом запиши». Учащиеся
закрепляют все образцы графической фиксации
умственных действий при мотивировке изученных
орфограмм. Например:
На этом завершается работа над первым блоком
правил (на данном уроке).
Дома учащимся предлагается поработать с
таблицей, записать свои примеры на каждую
формулу правила (по образцу классной работы),
используя соответствующие упражнения школьного
учебника.
К концу урока таблица приобретает следующий
вид:
II урок.
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В
ПРИЧАСТИЯХ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Цели урока:
– проверить уровень усвоения теоретического
материала и практических умений по правописанию н
и нн в существительных, прилагательных и
наречиях (первый блок правил);
– познакомить учащихся с правилами правописания
н и нн в причастиях и отглагольных
прилагательных;
– научиться применять правила на практике.
В начале урока проверяются знания учащихся по
теме «н и нн в существительных,
прилагательных и наречиях». С этой целью учитель
отводит специальное время для самостоятельной
работы с таблицей. Учащиеся воспроизводят в
памяти основные правила, зафиксированные в левой
части таблицы (по вертикали) и, сопоставляя их
(записи по горизонтали), находят их общие и
отличительные черты.
После самостоятельной работы с таблицей важно
проверить уровень понимания этого сложного
материала всеми учащимися класса. К доске
вызывается сильный ученик, который записывает
формулы изученных правил и примеры к ним.
(Впоследствии запись будет проанализирована
всеми учащимися.)
Пока ученик готовится у доски, класс под диктовку
учителя записывает слова, комментирует
правописание н и нн, указывая в скобках
формулы правил (слова: картинный, серебряный,
мышиный, революционный, государственный,
оловянный, ценно и др.).
Возможны и небольшие индивидуальные задания на
карточках, проверяющие, как усвоили правила
отдельные ученики. В карточки могут быть
включены задания такого типа: заполнить таблицу;
объяснить графически правописание н и нн
в прилагательных: деревянный, жестяной,
муравьиный, стеклянный, оккупационный, юный,
сонный, лошадиный, лиственный, серебряный.
Другой тип задания: продолжить перечень
примеров, записать формулу правила к каждому из
них:
гусиный
земляной
конституционный
Еще пример карточки: показать, как образовались
слова: петушиный, длинный, жизненный, лебединый,
миллионный, водяной, ценно, законно.
Рядом со словом записать формулу правила.
На всю работу (у доски, с классом, индивидуальную)
можно выделить не более 15 минут.
После этого учитель переходит к рассмотрению
второго блока правил, к изучению правил о
правописании н и нн в причастиях и
отглагольных прилагательных.
Пятый этап изучения орфографических
правил
Материал для наблюдения.
Учитывая сложность этого материала, учитель
большую часть работы должен взять на себя, а все
записи в таблицу лучше сделать после анализа
примеров, наблюдений и выводов.
Вначале на доске и в тетрадях записываются
словосочетания, в которые входят прилагательные
и причастия: беленая комната – беленная
хозяйкой комната, груженая баржа – груженная
арбузами баржа.
Вопросы для анализа:
– Посмотрите, чем отличаются эти
словосочетания? (Во второй группе словосочетаний
(справа) есть зависимые слова, в первой – их нет.)
– В каких случаях пишется н и нн?
– Какой вывод можно сделать? (В отглагольных
прилагательных пишем н, при них нет
зависимого слова; в полных причастиях пишем нн
– при них есть зависимое слово.)
Проанализируем еще несколько примеров
отглагольных прилагательных с н и причастий
с нн:
путаный ответ – запутанный ответ
кошеная трава – скошенная трава (но: некошеная
трава).
Чем еще, кроме н и нн, отличаются по
составу однокоренные слова? Обозначьте
графически эту часть. (Выделяются приставки за-,
с-.)
– Сколько н в словах первой группы и второй?
(В первой н, во второй – нн.)
Учитель делает вывод о правописании н и нн.
(В отглагольных прилагательных без приставки
пишется н, в причастиях и отглагольных
прилагательных с приставкой – нн, но это не
относится к приставке не-, кроме того, есть
слова-исключения: смышленый, посаженый.)
Формула правила:
Учитель. Причастия могут употребляться как
в полной, так и в краткой форме. Запишите примеры: трава
скошена, книги прочитаны.
– Сколько н написано в подчеркнутых словах?
(Одна буква н.)
– Какой вывод напрашивается? (В кратких
причастиях всегда н.)
А теперь давайте сделаем словообразовательный
разбор следующих слов:
рискованный – рисковать
образованный – образовать
Обратите внимание на то, что в отглагольных
прилагательных с -ованн-, -еванн- пишется нн
(исключения: кованый, жеваный).
Подводятся итоги урока:
– в полных причастиях с зависимыми словами или
приставками и в отглагольных прилагательных с
приставками (кроме не-) пишется нн;
– в кратких причастиях – н;
– в отглагольных прилагательных с -ованн-,
-еванн- пишется нн.
Домашнее задание: выучить
теоретический материал (и формулы правил). На
каждый случай подобрать по 5–6 примеров.
Повторить весь материал по таблице.
К концу урока таблица приобретает следующий
вид:
III урок*.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: «Н
И НН В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ»
Цели урока:
– обобщить и закрепить весь материал по теме;
– проверить уровень его усвоения;
– осуществить новую перегруппировку учебного
материала.
Опрос и проверка домашнего задания.
Цель проверки – формирование четкой
ориентировки в материале, обобщение материала на
другой логической основе.
Обобщающая беседа:
– По каким признакам мы объединяли правила о
правописании н и нн в разных частях речи?
– Вспомните и назовите формулы-правила о
написании н, нн во всех случаях.
Затем по мере выяснения формул (правил
написания н, нн в различных частях речи)
учитель на глазах у ребят постепенно вычерчивает
схему на доске: сначала появляется центр схемы
(кружок с буквой н), потом по мере
формулирования правил каждое из них графически
фиксируется в виде формулы и занимает
соответствующее место. Исключения из правил
указываются в скобках.
Если класс слабый и не справляется с
перегруппировкой материала, тогда можно вначале
провести более развернутую обобщающую беседу, в
которой выясняются все частные случаи данных
написаний. Например:
– Сколько н пишется в суффиксах
прилагательных -ан-, -ян-, -ин-?
– Какие слова – исключения из этого правила вы
знаете?
– Сколько н пишется в полных отглагольных
прилагательных без приставок? без зависимых
слов?
– Какая приставка не влияет на правописание н
в причастиях?
– Когда в кратких прилагательных, наречиях
пишется н?
– Сколько н пишется в кратких причастиях?
В результате обобщения материала по
правописанию н в различных частях речи схема
на доске приобретает следующий вид:
Эта работа позволяет не только обобщать, но и
дифференцировать изученный материал,
группировать его по различным основаниям, что,
несомненно, способствует прочности знаний и
развитию творческой самостоятельности учащихся.
С целью закрепления практических навыков можно
провести выборочный диктант.
Задание: выписать слова с н, указать
часть речи, записать формулу правила.
Южный, кожаный, стеклянный, равнинный,
искусственный, журавлиный, ветреная погода,
серебряная, лист разорван, обрадованный
встречей, шторы приспущены, раненые бойцы. (Задание
тут же проверяется.)
Затем (по аналогии) вводится и вторая схема – о
правописании нн во всех случаях.
Эту работу можно начать с записи слов:
общественный, традиционный, ранний,
завершенный, крашенный краской, длинна (юбка),
торжественно, организованный, стеклянный.
При проверке текста вспоминаются правила с нн
во всех случаях.
Затем на доске записываются в столбик формулы
правил, к которым приводятся примеры из
записанного текста.
После такой подготовительной работы на доске
оформляется схема (учителем или сильным
учеником) и заносится учениками в тетради.
Вид схемы:
После оформления второй схемы учащиеся
формулируют все правила правописания н и нн
в различных частях речи.
Таким образом, главное в этом уроке – осознание
структуры обобщенного правила, формирование
умения применять его, рассуждать, фиксировать
графически систему своих действий при
объяснении орфограмм.
В упражнения для закрепления материала должны
быть включены все возможные случаи написания.
Постепенно усложняется структура предложений,
вводится связный текст и т.д.
На последующих уроках к этим правилам учитель
будет постоянно обращаться, давая различного
рода задания (составить предложения или
небольшой текст с этими орфограммами и т.д.).
Опыт показал, что при таком введении обобщенных
правил учащиеся усваивают материал уже на этапе
его первичного изучения.
___________________________
* Здесь дается краткое описание лишь отдельных
фрагментов урока.
|