Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2001

ПОДСПОРЬЕ

СЛОВА ЛЮБВИ

С.М.БОНДАРЕНКО

Греческий корень фил обозначает «любовь к чему-то». Он входит во многие сложные слова, общий смысл которых – «любящий что-то».

Задание. Объясните, любовь к чему обозначают слова: филантропия, философия, филармония, филология, филателия.

Ответ

  • Филантропия – человеколюбие (от греческого антропос – человек). Этим словом чаще всего обозначают благотворительную деятельность.

  • Философия – любовь к мудрости.

  • Филармония – любовь к гармонии. Этим словом обозначают учреждения, занимающиеся пропагандой музыкальной культуры и организацией музыкальных концертов.

  • Филология – любовь к слову. Этим словом обозначают все науки о языке и художественной литературе.

  • Филателия – любовь к собиранию. Этим словом обозначают коллекционеров, собирающих марки.

Задание. Проверьте вашу память. Никуда не подглядывая, запишите все «слова любви», начинающиеся на фил-, а потом проверьте себя по книжке.

Изложение с продолжением

ФИЛОСОФ И ЛОДОЧНИК
Английская сказка

Однажды философ пришел на берег широкой реки. Ему надо было переправиться на другой берег. Неподалеку он увидел лодочника и попросил перевезти его. Лодочник протянул ему руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге философу пришло в голову, что лодочник, вероятно, круглый невежда. «Скажи мне, – спросил он, – учился ли ты когда-нибудь физике или химии?» – «Никогда», – ответил лодочник. «Тогда ты напрасно потерял четверть жизни», – заметил философ. Лодочник продолжал грести. Тем временем поднялся ветер. «Учился ли ты астрономии, бедняга?» – спросил философ. «Нет, никогда». – «Тогда ты напрасно потерял еще четверть жизни». Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи, которые сгущались. «Должно быть, ты никогда не изучал философии?» – спросил философ. «Разумеется, не изучал», – ответил лодочник. «Как жаль! Ты потерял напрасно еще четверть жизни!» Между тем ветер крепчал, и волны становились все сильнее. «Может быть, все это очень важные вещи, но теперь моя очередь задавать вам вопросы», – сказал лодочник.

Задание. Догадайтесь, что за вопрос задал лодочник и что случилось потом.

Ответ

«Учились ли вы плавать?» Философ посмотрел на лодочника с удивлением. «Зачем такому ученому человеку, как я, учиться плавать?» – спросил он. «В таком случае вы потеряли не четверть жизни, а всю жизнь», – ответил лодочник. Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде. Лодка утонула, лодочник выплыл на берег, а что касается философа, никто не знает, что с ним произошло.
Некоторые школьники дают другие ответы, заслуживающие внимания. Далеко не все считают, что философ утонул. Есть предположение, что лодочник спас философа, и с тех пор философ стал с уважением относиться к труду лодочника и к другим занятиям, не связанным с наукой. Некоторые считают, что спасенный философ понял, насколько глупыми и самонадеянными были его вопросы. Многие думают, что лодочник с тех пор стал интересоваться наукой, а философ – учиться плавать.

Изложение с продолжением

ФИЛОЛОГ И ДЕРВИШ

Как-то темной ночью идущий по дороге дервиш услыхал крик о помощи, доносившийся со дна заброшенного сухого колодца.
– Эй, что случилось? – закричал дервиш, заглянув в колодец.
– Я филолог, – ответил голос. – Не найдя в темноте дороги, я случайно провалился в эту глубокую яму и не могу выбраться.
– Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, – ответил дервиш.
– Постойте минуточку, – закричал филолог, – вы неграмотно выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится. Очень прошу вас исправить их.
– Если это важнее их смысла, – ответил дервиш, – вам будет лучше побыть там, где вы находитесь, пока я научусь правильно говорить. И он пошел своей дорогой.

Задание. Объясните смысл, заключенный в этой истории.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru