ПОДСПОРЬЕ
СЛОВА ЛЮБВИ
С.М.БОНДАРЕНКО
Греческий корень фил обозначает
«любовь к чему-то». Он входит во многие сложные
слова, общий смысл которых – «любящий что-то».
Задание. Объясните, любовь к
чему обозначают слова: филантропия, философия,
филармония, филология, филателия.
Ответ
Филантропия – человеколюбие
(от греческого антропос – человек). Этим словом
чаще всего обозначают благотворительную
деятельность.
Философия – любовь к
мудрости.
Филармония – любовь к
гармонии. Этим словом обозначают учреждения,
занимающиеся пропагандой музыкальной культуры и
организацией музыкальных концертов.
Филология – любовь к слову.
Этим словом обозначают все науки о языке и
художественной литературе.
Филателия – любовь к
собиранию. Этим словом обозначают
коллекционеров, собирающих марки.
Задание. Проверьте вашу память.
Никуда не подглядывая, запишите все «слова
любви», начинающиеся на фил-, а потом
проверьте себя по книжке.
Изложение с продолжением
ФИЛОСОФ И ЛОДОЧНИК
Английская сказка
Однажды философ пришел на берег
широкой реки. Ему надо было переправиться на
другой берег. Неподалеку он увидел лодочника и
попросил перевезти его. Лодочник протянул ему
руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге
философу пришло в голову, что лодочник, вероятно,
круглый невежда. «Скажи мне, – спросил он, –
учился ли ты когда-нибудь физике или химии?» –
«Никогда», – ответил лодочник. «Тогда ты
напрасно потерял четверть жизни», – заметил
философ. Лодочник продолжал грести. Тем временем
поднялся ветер. «Учился ли ты астрономии,
бедняга?» – спросил философ. «Нет, никогда». –
«Тогда ты напрасно потерял еще четверть жизни».
Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи,
которые сгущались. «Должно быть, ты никогда не
изучал философии?» – спросил философ.
«Разумеется, не изучал», – ответил лодочник. «Как
жаль! Ты потерял напрасно еще четверть жизни!»
Между тем ветер крепчал, и волны становились все
сильнее. «Может быть, все это очень важные вещи,
но теперь моя очередь задавать вам вопросы», –
сказал лодочник.
Задание. Догадайтесь, что за
вопрос задал лодочник и что случилось потом.
Ответ
«Учились ли вы плавать?» Философ
посмотрел на лодочника с удивлением. «Зачем
такому ученому человеку, как я, учиться плавать?»
– спросил он. «В таком случае вы потеряли не
четверть жизни, а всю жизнь», – ответил лодочник.
Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде.
Лодка утонула, лодочник выплыл на берег, а что
касается философа, никто не знает, что с ним
произошло.
Некоторые школьники дают другие ответы,
заслуживающие внимания. Далеко не все считают,
что философ утонул. Есть предположение, что
лодочник спас философа, и с тех пор философ стал с
уважением относиться к труду лодочника и к
другим занятиям, не связанным с наукой. Некоторые
считают, что спасенный философ понял, насколько
глупыми и самонадеянными были его вопросы.
Многие думают, что лодочник с тех пор стал
интересоваться наукой, а философ – учиться
плавать.
Изложение с продолжением
ФИЛОЛОГ И ДЕРВИШ
Как-то темной ночью идущий по дороге
дервиш услыхал крик о помощи, доносившийся со дна
заброшенного сухого колодца.
– Эй, что случилось? – закричал дервиш, заглянув
в колодец.
– Я филолог, – ответил голос. – Не найдя в
темноте дороги, я случайно провалился в эту
глубокую яму и не могу выбраться.
– Держись, друг, дай мне только раздобыть
лестницу и веревку, – ответил дервиш.
– Постойте минуточку, – закричал филолог, – вы
неграмотно выражаетесь, к тому же ваше
произношение никуда не годится. Очень прошу вас
исправить их.
– Если это важнее их смысла, – ответил дервиш, –
вам будет лучше побыть там, где вы находитесь,
пока я научусь правильно говорить. И он пошел
своей дорогой.
Задание. Объясните смысл,
заключенный в этой истории.
|