Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2001

ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ

Что самое главное в празднике 1 апреля? Конечно, розыгрыши. Те самые, на которые нужно отвечать: «Первое апреля – никому не верю!». Придумать хороший розыгрыш, такой, чтобы сначала поверили, а потом не обиделись и посмеялись, – целое искусство. Ведь после двадцать восьмого подряд заботливого замечания «У вас вся спина белая» настроение становится, мягко говоря, не праздничным. И вспоминается английское название праздника – День дурака.
В основе розыгрыша всегда лежит выдумка. Однако только избранные счастливчики обладают способностью легко и талантливо выдумывать от рождения. Остальным надо этому учиться, раскрепощать свою фантазию, формировать вкус, расширять языковой запас. Конечно, этим должна бы систематически заниматься школа, особенно в младших и средних классах. Возможно, было бы лучше, если бы дети позднее освоили морфологический разбор и правописание удвоенных согласных, но зато с детства были бы приучены создавать тексты: серьезные и веселые, длинные и короткие, требующие солидной подготовки и экспромты. Если вы тоже считаете развитие способности к сочинительству важнейшей задачей учителя-словесника, этот материал – для вас.

ТВОРЧЕСТВУ МОЖНО НАУЧИТЬ

Л.В.ПЕТРАНОВСКАЯ

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (ее научное название – креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, как говорят в обиходе – ум, его можно и нужно развивать. И развивают, предлагая детям в течение школьных лет решить тысячи однотипных алгоритмических задач (вставить пропущенные буквы на основании орфограммы, решить задачу, подставив числа в формулу, заполнить контурную карту, пользуясь атласом, и т.д.). Именно интеллект в узком смысле слова, то есть способность действовать по образцу, решать поставленные задачи определенным образом и приходить к заданному результату, действуя как можно более быстро и четко, выявляют самые разные тестовые проверки – от годовой контрольной до знаменитого IQ. Креативность же, как дар Божий, никто не замеряет и не развивает, ей в лучшем случае радуются, в худшем – она раздражает и за нее репрессируют. Между тем исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития и течения родов, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости и в зрелом возрасте (если, конечно, пить не начнет), практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности. Образование дает, конечно, умение решать задачи, опыт их решения, но никак не влияет на способность к этому.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Приходится ли удивляться тому, что так мало творческих личностей среди взрослых? Достаточно посмотреть на типичную семью и типичную школу, чтобы понять, что особой креативности у наших детей ожидать не с чего. Но есть у этой медали и светлая сторона: если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку. И это подтверждается практикой. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро – кто-то просто на глазах, кто-то спустя некоторое время – меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет – это можно проверить специальными методиками. Но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе – даже мастерство.

В жизни эти качества нужны никак не меньше, чем интеллект, а в условиях быстро меняющейся, полной неожиданностей и экстремальных ситуаций жизни – даже больше. Есть очень неплохой американский фильм, основанный на реальных событиях, он называется «Аполлон-13» и посвящен неудавшейся космической экспедиции на Луну. Кроме того, что на Луну попасть оказалось невозможно, пришлось спасать жизнь экипажа – корабль стремительно и неуправляемо отдалялся от Земли в открытый космос. Собственно, весь фильм и посвящен тому, как эта задача решалась и как высока была роль креативного подхода к столь нестандартной ситуации. Например, в фильме в действии показана и такая эффективная методика креативного решения проблем, как мозговой штурм, – все о нем слышали, но мало кто знает, как это делается. Словом, полезный для педагога фильм. Так вот если в космонавтике, где все просчитано и перепроверено сотни раз, спасти порой может только нестандартный взгляд на вещи, что говорить о нашей сегодняшней жизни!

Творческие способности можно и нужно развивать – в этом убеждаются на собственном опыте все, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств, все знают, к каким «творческим» результатам приводят попытки развивать сочинительские способности с помощью сочинений «Как я провел день» или «Моя комната». Каков привет, таков ответ. Но внесите хоть чуточку улыбки и фантазии в само задание, например, «Моя комната в 2050 году» или сочинение «Как я провел день», написанное от имени кота (собаки, мухи, вируса гриппа) – и вы не узнаете своих учеников. Одно условие: они должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. А вы сами смогли бы творить, рискуя услышать что-либо вроде «Ну, ты, Петров, и нагородил! Лучше бы ошибки исправил» или «Навыдумывал с три короба, а написал как курица лапой!»?

Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно – это игра. Вот, например, игра, с помощью которой можно
определить уровень исходной креативности ваших учеников и отслеживать изменения (эта методика широко используется психологами как раз для определения способности к творческому, нестандартному мышлению).

Применение

Выбирается какой-нибудь предмет, например, стакан. Игроки по очереди отвечают на вопрос, как его можно применить. Повторяться нельзя. Тот, кто не смог ответить или повторился, выходит из игры, побеждает оставшийся последним. Разумеется, в первом же кругу используются варианты «можно пить», «можно поставить цветы», и приходится изобретать что-то вроде «ловить тараканов» или «сбивать с деревьев яблоки». Применение не обязательно должно быть хорошим с точки зрения здравого смысла, важно, чтобы действие было теоретически возможным.
Повторами считаются также однотипные варианты вроде «налить воду» и «налить чай». Такие метаварианты, как «о стакане можно поговорить», «про стакан можно поиграть в игру “Применение”», говорят о довольно высоком уровне критичности мышления, способности целостно, объемно воспринимать ситуацию.
Можно усложнить игру, задавая не один, а два предмета, которые обязательно нужно использовать вместе, в одном действии, причем, естественно, предметы придумывать максимально несходные. Как, например, применить вместе лужу во дворе и калькулятор, ботинок и табачный дым?
Игра развивает воображение, смекалку, раскрепощает мысль, заставляет посмотреть на вещи свежим взглядом. Она наглядно демонстрирует разницу между противопоставлениями «это возможно сделать – это невозможно сделать» и «так обычно делают – так обычно не делают». Игра производит огромное впечатление на ребят и дает много для опыта нахождения неожиданных решений. Вы будете наблюдать, как дети, которые месяц назад не представляли себе, что можно делать с телевизором, кроме как смотреть или продать, будут с азартом предлагать вытащить из него внутренности и устроить будку для собаки, использовать экран как стенку при тренировке по настольному теннису (плюс в том, что в качестве спарринг-партнера может выступить хоть президент, хоть Бэтман, хоть кот Матроскин), учить маленьких детей счету до десяти с помощью переключения каналов (боюсь, что это уже пророчество) и даже сделать телевизор грузилом при ловле на удочку акул!

Интересно, что вообще большая часть методик, с помощью которых психологи определяют уровень креативности человека, обязаны своим происхождением играм. Например, один из самых распространенных тестов повторяет принцип всем известной детской игры в закорючки: один рисует непонятную закорючку, другой должен на ее основе создать рисунок, изображающий что-то узнаваемое. Только в психологической методике предлагается из одной и той же закорючки придумывать все новые и новые рисунки – сколько успеешь за отведенное время. Чем больше испытуемый
успел, чем более разнообразны идеи рисунков, чем свободнее обращался с рисунком (менял масштаб, выходил за пределы поля, переворачивал и т.д.), тем выше у него креативность. Другая методика предлагает работу со словами: берутся три никак по смыслу не связанных между собой слова, и предлагается за одну минуту составить с ними как можно больше разных фраз (только чтобы эксперимент был чистым, условие игры сообщается быстро и в самый последний момент). Успел сочинить одну-две – слабая креативность, три-четыре – средняя, больше – выше средней. Можно также оценить оригинальность мышления, если сравнивать фразы, сочиненные разными испытуемыми, и вычеркивать очень похожие, пока не останутся только самые необычные. Игра «Рассказ по опорным словам», о которой пойдет речь ниже, имеет много общего именно с этой методикой, но нацелена не столько на определение уже имеющегося уровня креативности, сколько на развитие этого качества.

Одна из важнейших составляющих креативности – изобретательность, умение добиваться результата теми средствами, что есть в распоряжении, даже если на первый взгляд они кажутся совсем неподходящими (именно это спасло американских астронавтов в фильме «Аполлон-13»). Нас как словесников больше всего волнует речевая изобретательность – способность породить правильное с языковой точки зрения и при этом осмысленное, интересное высказывание в затрудненных обстоятельствах. В жизни такими обстоятельствами обычно оказываются нехватка времени, волнение, очень большая разница во владении языком, необходимость высказаться по вопросу, которым плохо владеешь, и многое другое. В игре затруднения приходится специально создавать. Некоторые из таких игр широко известны: составление рассказа, в котором все слова начинаются на одну букву или каждое следующее – на следующую букву алфавита. Это очень непросто, и по-настоящему интересные варианты получаются только у асов, к тому же эти игры требуют времени и быстро надоедают. Но вот вариант более демократичный и, что немаловажно для нашей задачи развития, многоразовый.

Рассказ по опорным словам

Игра начинается с того, что ведущий выбирает опорные слова. Можно наугад ткнуть в книгу, можно обойти нескольких игроков, чтобы каждый из них шепнул ведущему первое пришедшее в голову слово. Когда список – 7–10 опорных слов – готов, он диктуется игрокам или записывается на доске.
Теперь за отведенное время (примерно 10 минут) играющие должны сочинить связный рассказ, использовав все без исключения слова из списка. При этом можно, конечно, ставить слова в нужные грамматические формы. Повторять слова тоже не возбраняется.
Когда время истекает, все желающие могут прочесть получившиеся рассказы вслух. Все вместе выбирают самые лучшие рассказы.
Иногда может быть удобен командный вариант игры, когда тексты сочиняют команды, а жюри называет лучший из них.
Интересной получается игра «с продолжением»: когда рассказы прочитаны, ведущий предлагает всем игрокам написать «вторую серию» — продолжение того же текста, в котором снова употребить все без исключения слова списка. Обычно это оказывается сложнее, чем написать первый текст.
Игра очень хорошо развивает прежде всего речевую изобретательность, а поскольку ключ к успешному сочинению рассказа состоит в поиске неожиданных, остроумных сюжетных связок, развиваются также ассоциативное мышление, воображение, чувство юмора.

Понятно, что чем жестче ограничения, тем экстремальнее ситуация творчества. Но полезно уметь не только изворачиваться, но и давать волю воображению, свободно и богато фантазировать, оттолкнувшись мыслью буквально от чего угодно. Следующие две игры помогают развить эту способность.

Фотография

Потребуется некоторое количество фотографий, вырезанных из иллюстрированных журналов, на которых изображены различные ситуации: две девушки читают письмо, мужчина и женщина ссорятся, человек спешит куда-то, ребенок тянет ручки и т.п. Задание простое: придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. Исходная фотография может быть общей для всего класса или у каждого сочинителя своя. Можно ограничить время, придав игре оттенок азарта и соревновательности, а можно дать задание на дом, чтобы сочинители поработали спокойно. Затем все желающие читают свои истории вслух и вместе выбирают победителей – авторов самых лучших историй. Более сложный вариант игры: сочинение можно писать не по одной, а по нескольким фотографиям, увязывая их в общий сюжет. Чем более далекие и разнообразные ситуации будут на них изображены, тем интереснее, например, фото девушки с намыленными волосами с рекламы шампуня в сочетании с изображениями пасущихся в тундре оленей и потерпевшего крушение поезда заставит напрячься самое ленивое воображение.
Эта простая игра – неплохая альтернатива традиционному сочинению «по картине». Фотографии со сценками «из жизни» воодушевляют ребят значительно больше, чем хрестоматийные картины, а главное, здесь можно писать не «что положено», а что придет в голову, что захочется. Практика показывает, что, сочиняя подобные истории, дети почти всегда прямо или иносказательно говорят о своих проблемах, о собственных трудных жизненных ситуациях, так что внимательному учителю сочинения по фотографиям могут очень много рассказать о внутренней жизни учеников. Обычно несколько человек в классе так увлекаются, что начинают после этого писать рассказы и повести «для себя». Чего еще желать?

Что было?

Играющие делятся на две-три команды. Каждая команда придумывает или вспоминает небольшую историю и инсценирует ее фрагмент, буквально пару фраз или эпизод длиной в одну-две минуты. Задача другой команды – по этому фрагменту воссоздать или придумать самим историю, в которую он бы естественно вписался, и тоже инсценировать ее. Затем первая команда показывает инсценировку своей задуманной истории, и оба варианта сравниваются. Естественно, загадывая фрагмент, команды стараются выбрать из своей истории самые неясные по значению, допускающие множество толкований эпизоды и фразы.
Важно, чтобы игра проходила в быстром темпе: не больше десяти минут на загадывание, две-три минуты на показ, затем пятнадцать – на воссоздание ситуации по фрагменту (в это время первая команда может прорепетировать свою сценку, выйдя из комнаты) и еще пятнадцать – на показ обоих вариантов. Не стоит тщательно репетировать инсценировки, достаточно распределить роли и выбрать режиссера, который прямо по ходу будет напоминать, что кому делать, а при необходимости – комментировать происходящее зрителям. Декорации и костюмы также могут быть весьма условными. В центре внимания – сюжет и то, как по-разному может быть проинтерпретирован заданный эпизод. Например, отрывок из диалога. «Мужчина: Она опять! Женщина: Да что это такое! Еще раз – и все, до свидания!». отгадывающая команда разыграла семейную сцену, а имелась в виду такая ситуация: рабочий вешает новую вывеску на магазин, она все время падает, хозяйка магазина возмущается.
Понятно, что такая игра лучше пройдет в неформальной обстановке, скорее на классном «огоньке», чем на уроке (хотя по времени один тур как раз в урок укладывается, но неизбежные шум и выходы в коридор могут не понравиться вашим коллегам в соседних аудиториях). Она может стать одним из любимых развлечений ваших учеников, поскольку требует не только раскованного воображения, чувства текста, слаженной командной работы, но и актерских способностей, а какой подросток не мечтает сыграть на сцене!

Предложенные здесь игры – только некоторые примеры игровых творческих заданий, способствующих развитию креативности. Немало таких материалов уже было опубликовано на страницах газеты «Русский язык» и во многих других изданиях. Почему же они так редко используются в школах? Ведь польза была бы не только для учеников – в процессе игры креативность развивается у всех участников, организатор и ведущий не исключение! Разве не приятно почувствовать себя не «училкой», а творческим человеком? Попробуйте! Учебу творчеством не испортишь!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru