ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ
ТВОРЧЕСТВУ МОЖНО НАУЧИТЬЛ.В.ПЕТРАНОВСКАЯСуществует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (ее научное название – креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, как говорят в обиходе – ум, его можно и нужно развивать. И развивают, предлагая детям в течение школьных лет решить тысячи однотипных алгоритмических задач (вставить пропущенные буквы на основании орфограммы, решить задачу, подставив числа в формулу, заполнить контурную карту, пользуясь атласом, и т.д.). Именно интеллект в узком смысле слова, то есть способность действовать по образцу, решать поставленные задачи определенным образом и приходить к заданному результату, действуя как можно более быстро и четко, выявляют самые разные тестовые проверки – от годовой контрольной до знаменитого IQ. Креативность же, как дар Божий, никто не замеряет и не развивает, ей в лучшем случае радуются, в худшем – она раздражает и за нее репрессируют. Между тем исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития и течения родов, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости и в зрелом возрасте (если, конечно, пить не начнет), практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности. Образование дает, конечно, умение решать задачи, опыт их решения, но никак не влияет на способность к этому. А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Приходится ли удивляться тому, что так мало творческих личностей среди взрослых? Достаточно посмотреть на типичную семью и типичную школу, чтобы понять, что особой креативности у наших детей ожидать не с чего. Но есть у этой медали и светлая сторона: если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку. И это подтверждается практикой. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро – кто-то просто на глазах, кто-то спустя некоторое время – меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет – это можно проверить специальными методиками. Но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе – даже мастерство. В жизни эти качества нужны никак не меньше, чем интеллект, а в условиях быстро меняющейся, полной неожиданностей и экстремальных ситуаций жизни – даже больше. Есть очень неплохой американский фильм, основанный на реальных событиях, он называется «Аполлон-13» и посвящен неудавшейся космической экспедиции на Луну. Кроме того, что на Луну попасть оказалось невозможно, пришлось спасать жизнь экипажа – корабль стремительно и неуправляемо отдалялся от Земли в открытый космос. Собственно, весь фильм и посвящен тому, как эта задача решалась и как высока была роль креативного подхода к столь нестандартной ситуации. Например, в фильме в действии показана и такая эффективная методика креативного решения проблем, как мозговой штурм, – все о нем слышали, но мало кто знает, как это делается. Словом, полезный для педагога фильм. Так вот если в космонавтике, где все просчитано и перепроверено сотни раз, спасти порой может только нестандартный взгляд на вещи, что говорить о нашей сегодняшней жизни! Творческие способности можно и нужно развивать – в этом убеждаются на собственном опыте все, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств, все знают, к каким «творческим» результатам приводят попытки развивать сочинительские способности с помощью сочинений «Как я провел день» или «Моя комната». Каков привет, таков ответ. Но внесите хоть чуточку улыбки и фантазии в само задание, например, «Моя комната в 2050 году» или сочинение «Как я провел день», написанное от имени кота (собаки, мухи, вируса гриппа) – и вы не узнаете своих учеников. Одно условие: они должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. А вы сами смогли бы творить, рискуя услышать что-либо вроде «Ну, ты, Петров, и нагородил! Лучше бы ошибки исправил» или «Навыдумывал с три короба, а написал как курица лапой!»? Метод, словно специально созданный для
развития творческих способностей, известен
давно – это игра. Вот, например, игра, с помощью
которой можно ПрименениеВыбирается какой-нибудь предмет,
например, стакан. Игроки по очереди отвечают на
вопрос, как его можно применить. Повторяться
нельзя. Тот, кто не смог ответить или повторился,
выходит из игры, побеждает оставшийся последним.
Разумеется, в первом же кругу используются
варианты «можно пить», «можно поставить цветы», и
приходится изобретать что-то вроде «ловить
тараканов» или «сбивать с деревьев яблоки».
Применение не обязательно должно быть хорошим с
точки зрения здравого смысла, важно, чтобы
действие было теоретически возможным. Интересно, что вообще большая часть
методик, с помощью которых психологи определяют
уровень креативности человека, обязаны своим
происхождением играм. Например, один из самых
распространенных тестов повторяет принцип всем
известной детской игры в закорючки: один рисует
непонятную закорючку, другой должен на ее основе
создать рисунок, изображающий что-то узнаваемое.
Только в психологической методике предлагается
из одной и той же закорючки придумывать все новые
и новые рисунки – сколько успеешь за отведенное
время. Чем больше испытуемый Одна из важнейших составляющих креативности – изобретательность, умение добиваться результата теми средствами, что есть в распоряжении, даже если на первый взгляд они кажутся совсем неподходящими (именно это спасло американских астронавтов в фильме «Аполлон-13»). Нас как словесников больше всего волнует речевая изобретательность – способность породить правильное с языковой точки зрения и при этом осмысленное, интересное высказывание в затрудненных обстоятельствах. В жизни такими обстоятельствами обычно оказываются нехватка времени, волнение, очень большая разница во владении языком, необходимость высказаться по вопросу, которым плохо владеешь, и многое другое. В игре затруднения приходится специально создавать. Некоторые из таких игр широко известны: составление рассказа, в котором все слова начинаются на одну букву или каждое следующее – на следующую букву алфавита. Это очень непросто, и по-настоящему интересные варианты получаются только у асов, к тому же эти игры требуют времени и быстро надоедают. Но вот вариант более демократичный и, что немаловажно для нашей задачи развития, многоразовый. Рассказ по опорным словамИгра начинается с того, что ведущий
выбирает опорные слова. Можно наугад ткнуть в
книгу, можно обойти нескольких игроков, чтобы
каждый из них шепнул ведущему первое пришедшее в
голову слово. Когда список – 7–10 опорных слов –
готов, он диктуется игрокам или записывается на
доске. Понятно, что чем жестче ограничения, тем экстремальнее ситуация творчества. Но полезно уметь не только изворачиваться, но и давать волю воображению, свободно и богато фантазировать, оттолкнувшись мыслью буквально от чего угодно. Следующие две игры помогают развить эту способность. ФотографияПотребуется некоторое количество
фотографий, вырезанных из иллюстрированных
журналов, на которых изображены различные
ситуации: две девушки читают письмо, мужчина и
женщина ссорятся, человек спешит куда-то, ребенок
тянет ручки и т.п. Задание простое: придумать
историю, иллюстрацией к которой могла бы стать
эта фотография. Исходная фотография может быть
общей для всего класса или у каждого сочинителя
своя. Можно ограничить время, придав игре оттенок
азарта и соревновательности, а можно дать
задание на дом, чтобы сочинители поработали
спокойно. Затем все желающие читают свои истории
вслух и вместе выбирают победителей – авторов
самых лучших историй. Более сложный вариант игры:
сочинение можно писать не по одной, а по
нескольким фотографиям, увязывая их в общий
сюжет. Чем более далекие и разнообразные
ситуации будут на них изображены, тем интереснее,
например, фото девушки с намыленными волосами с
рекламы шампуня в сочетании с изображениями
пасущихся в тундре оленей и потерпевшего
крушение поезда заставит напрячься самое
ленивое воображение. Что было?Играющие делятся на две-три команды.
Каждая команда придумывает или вспоминает
небольшую историю и инсценирует ее фрагмент,
буквально пару фраз или эпизод длиной в одну-две
минуты. Задача другой команды – по этому
фрагменту воссоздать или придумать самим
историю, в которую он бы естественно вписался, и
тоже инсценировать ее. Затем первая команда
показывает инсценировку своей задуманной
истории, и оба варианта сравниваются.
Естественно, загадывая фрагмент, команды
стараются выбрать из своей истории самые неясные
по значению, допускающие множество толкований
эпизоды и фразы. Предложенные здесь игры – только некоторые примеры игровых творческих заданий, способствующих развитию креативности. Немало таких материалов уже было опубликовано на страницах газеты «Русский язык» и во многих других изданиях. Почему же они так редко используются в школах? Ведь польза была бы не только для учеников – в процессе игры креативность развивается у всех участников, организатор и ведущий не исключение! Разве не приятно почувствовать себя не «училкой», а творческим человеком? Попробуйте! Учебу творчеством не испортишь! |