Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2001

НА ДОСУГЕ

ДИАЛОГИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

А.С.РОМАНОВ

Учитель. Составьте предложение со словом горизонт.
Ученик. Я сидела на горизонте и играла в камешки.

Учитель. Образуй имя существительное женского рода от слова горец.
Ученик. Горчица.

Учитель. Назови особенности притяжательных прилагательных.
Ученик. Они всегда к чему-нибудь притягиваются.

Учитель. Приведи пример раздельного написания частицы не с глаголами.
Ученик. Не знаю.

Учитель. Составь предложение со словом самолет.
Ученик. Самолет высадился на аэродроме...

Учитель. Назови неопределенную форму глагола повеет.
Ученик. Дуть.

Учитель. Тема урока: «Устаревшие слова». Вы знаете, кто такой барышник?
Ученик. Это человек, который не работает, а только за барышнями ухаживает.

Учитель. Напиши на доске: На подоконнике стоят цветы. Где здесь подлежащее?
Ученик. На подоконнике!

Учитель. Назови однокоренные слова к слову вода.
Ученик. Водолаз, водяной, русалка.

Учитель. Придумай предложение со словами жюри, парашют, брошюра.
Ученик. Члены жюри, спускаясь на парашюте, читали брошюру!

Учитель. Приведи пример слова с приставкой.
Ученик. Приставка к магнитофону.

Учитель. Что означает словосочетание спустя рукава?
Ученик. Работать плохо.

Учитель. А как сказать «работать хорошо»?
Ученик. Подняв рукава!

Учитель. Вот ты написал последнее предложение диктанта, что тебе нужно поставить в конце?
Ученик. Пятерку!

Учитель. Приведи пример предложения с обращением.
Ученик. Нина Сергеевна! Пожалуйста, скажите: «Урок русского языка окончен!».

Учитель. Что такое имя существительное?
Ученик. Имя существительное – это глагол, который отвечает на вопросы: какие, какая, какое, какой?

Учитель. Придумай предложение с союзом а.
Ученик. Я копал картошку, а выкопал морковку.

Учитель. Придумай предложение со словом самовар.
Ученик. Археологи при раскопках обнаружили старый электрический самовар.

Учитель. Просклоняй числительное сто.
Ученик. Именительный – сто! Родительный – ста! Дательный – сту...

Учитель. Составь предложение со словом кот.
Ученик. А Васька слушает да ест!

Учитель. Образуй предложение с деепричастным оборотом.
Ученик. Открывая дверь, пело радио...

Учитель. Напомни: что мы проходили на прошлом уроке русского языка?
Ученик (задумавшись). Синтетику!

Учитель. Поясни лексическое значение слова ямщик.
Ученик. Ямщик – человек, управляющий лошадью. Обычно он ждет пассажиров в аэропорту, чтобы кого-нибудь подвезти.

Учитель. Что такое причастие?
Ученик. Это глагол, похожий на прилагательное.

Учитель. Придумай предложение, где были бы слова заяц и волк.
Ученик. Ну, погоди!

Учитель. Почему слово Буренка мы пишем с большой буквы?
Ученик. Потому что это фамилия коровы!

Учитель. Придумайте предложение, в котором рассказывалось бы об осени.
Ученик. С голых деревьев падают желтые листья.

Учитель. Назовите синонимы слова красный.
Ученик. Помидор, карандаш...

Учитель. Назовите синонимы к слову желтый.
Ученик. Лимон, апельсин, мандарин!

Учитель. Подберите однокоренное слово к слову бабушка.
Ученик. Дедушка.

Учитель. Подбери однокоренное слово к слову кузнец и придумай с ним предложение.
Ученик. Кузнечики играли в чехарду.

Учитель. Кто такой ростовщик?
Ученик. Это житель Ростова!

Учитель. Объясни, что означает слово просвещение.
Ученик. Это одежда священника.

Учитель. Что означает выражение Она покраснела до корней волос?
Ученик. Это означает, что она покрасилась.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru