НАШЕ ИНТЕРВЬЮМЕТОДИСТЫ РАССКАЗЫВАЮТНаступила весна. Не успеешь оглянуться – уже
май, конец учебного года, а наши старшеклассники
– на пороге выпускных экзаменов.
Этот год имеет свои особенности. В 2000/2001 учебном году в качестве эксперимента одиннадцатиклассники имеют право выбрать одну из двух форм сдачи обязательного экзамена по литературе: сочинение или изложение с элементами сочинения. Но какова бы ни была форма обязательного
экзамена по литературе, выпускники должны
показать глубокие и прочные знания, полученные
ими за все время обучения в школе. Понятно, что
качество знаний наших учеников, их успехи
зависят не в последнюю очередь от
педагогического и профессионального опыта и
мастерства учителя-словесника. В нашем округе
опытных учителей-словесников достаточно много.
Уже давно у нас сложилась система повышения
квалификации учителей. Один раз в пять лет все
словесники посещают занятия в Московском
институте повышения квалификации работников
образования (МИПКРО), где опытные
педагоги-методисты знакомят их с новыми
направлениями в педагогике, методике
преподавания русского языка, литературы,
словесности. Кроме того, ежегодно в окружном
методическом кабинете работают поддерживающие
курсы для тех, кто желает совершенствовать свое
профессиональное мастерство чаще, чем один раз в
5 лет. Такие преподаватели получили возможность
учиться у известных методистов – Галины
Александровны Богдановой в 1998/99 г., Натальи
Борисовны Тралковой в 1999/2000 и в На протяжении многих лет не ослабевает интерес словесников Западного округа к курсам нашего учителя-методиста Галины Петровны Лазаренко. Объясняется этот интерес тем, что ее занятия помогают улучшить подготовку учащихся к итоговой аттестации. Г.П. Лазаренко в дополнение к своему курсу «Современный урок русского языка и литературы» написала и предложила учителям «Пособие по литературе для выпускных экзаменов». В нем автор обращает внимание учителя на то, что основным условием успешного написания сочинения по литературе является формирование филологической культуры учащихся. Учителя получают реальную помощь при обучении старшеклассников работам разных жанров: анализу эпизода художественного произведения (в 2000/2001 учебном году этот жанр вновь включен в итоговую аттестацию), написанию рецензии на небольшой текст, анализу лирического произведения и т.д. Кроме того, для повышения профессионального мастерства учителей в Западном округе организована система ежемесячных семинаров, в которых принимают участие до 30–40 учителей-словесников. В этом учебном году словесники получили возможность познакомиться с уроками коллег из школ № 1195, 1197, 1134, гимназии № 1542. Учитель-словесник школы № 1118 Галина Яковлевна Бодрикова часто дает открытые уроки не только для учителей округа, но и города. Регулярные курсы и семинары, обсуждение открытых уроков – все это помогает повысить филологическую культуру учителя-словесника, его профессиональное мастерство и как следствие этого – улучшить подготовку выпускников к итоговой аттестации. Непосредственно для одиннадцатиклассников, претендующих на получение медали, окружной методический кабинет в 1999/2000 учебном году организовал семинары, на которых ребята смогли получить дополнительные консультации, как писать сочинение. Такой же семинар проводится и в этом учебном году. – Участвуют ли в эксперименте, проводимом министерством, выпускники Западного округа? Каково ваше отношение к новой форме экзамена по литературе?– Выпускники 2001 года и их учителя сейчас переживают определенные трудности, которые связаны прежде всего с объявленным экспериментом, в рамках которого предлагается другая форма выпускного экзамена по литературе. Трудно не согласиться с тем, что менять форму обязательного экзамена по литературе необходимо, так как сочинение объективно уже не отражает уровень знаний выпускников по литературе и даже снижает престиж нашего предмета. Несомненно, заслуживает одобрения тот факт, что выпускникам предоставляется право выбора в ходе проведения эксперимента. Однако некоторые обстоятельства – неполная и недостаточная информация о характере нового экзамена, а также запаздывание информации – заставляют усомниться в целесообразности нововведений и в их положительном результате. Хотя о проведении экспериментального экзамена по литературе было объявлено в начале учебного года, с условиями эксперимента его участники, т.е. учителя и ученики 11-х классов, ознакомлены не были. В этой ситуации выпускники вынуждены были делать свой выбор между сочинением и изложением, не имея четкого представления о том, что же это такое – изложение с элементами сочинения на экзамене по литературе. Учителя и учащиеся знают, как сдавать экзамен в этой форме по русскому языку. Но чем отличается от него изложение с элементами сочинения на экзамене по литературе многие учителя и ребята не поняли и выбрали привычное и уже освоенное сочинение. Лишь в декабре появилось письмо Министерства образования РФ, где давались необходимые разъяснения, после чего многие ученики решили отказаться от участия в эксперименте. Может быть, этого бы не произошло, если бы «Положение об итоговой аттестации» появилось либо в начале учебного года, либо предусматривало участие в эксперименте выпускников не 2001-го, а 2002-го года. Хочется напомнить, что подготовка к итоговой аттестации учеников начинается не в 11-м классе, а гораздо раньше. Учителя русского языка и литературы долгие годы ведут кропотливую работу, благодаря которой идет становление духовного мира ученика, формируется внутренняя потребность личности в творческом и самостоятельном общении с произведениями искусства слова.
|