Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2001

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

НУЖНО ИЗУЧАТЬ РЕЧЕВЕДЕНИЕ

И.А.ГРОМОВ,
научный сотрудник лаборатории "Сельская школа"
Владимирског областного института
усовершенствования учителей,
г.Владимир

Проблема речевого развития учащихся не нова, но в последнее время она стала особенно актуальной. Безграмотные сочинения, бессвязные устные ответы, младенческий лепет (это вот... это когда...) вместо четкого определения того или иного понятия... На этом безрадостном фоне развернулась нешуточная борьба, суть которой кратко можно сформулировать так: «Сочинение – за и против». И у сторонников, и у противников сочинения свои убедительные доводы, их жаркие споры систематически выплескиваются на страницы различных изданий, в том числе и приложения «Русский язык». Но, как это нередко бывает, неправыми оказываются и те и другие, а выход видится совершенно иной, с третьей, так сказать, стороны.

1

Один из этих выходов рассматривается в книге, которую я сейчас держу в руках, –

Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: Флинта – Наука, 1999.

Это книга, о которой мечтает каждый словесник и – должен мечтать! – каждый учитель. Ибо изучение любой науки в школе неразрывно связано с изучением текста. А текст – художественный, биологический, исторический... – строится по одним и тем же законам, моделям.
Для примера раскроем наугад три учебника:
География материков и океанов. 7-й класс. М.: Просвещение, 1996;
Биология. 6–7-е кл. М.: Просвещение, 1990;
История России IX–XVII веков. 6–7-е кл. М.: Дрофа, 1997.
Из учебника географии (с. 93):
Экваториальный лес необычен. Поражает его многоярусность. Деревья верхнего яруса достигают высоты 80 м, часто имеют дисковидные корни-подпорки высотой в 6–9 м. Эти выросты, необычайно большие и прочные, придают деревьям-великанам особую устойчивость. Верхние ярусы в этих лесах образуют гигантские фикусы, масличные и винные пальмы, сейба (хлопковое дерево), дерево кола и др. Деревья верхнего яруса наиболее светолюбивые, растут не слишком густо, оставляют еще достаточно солнечного света для деревьев следующего яруса, менее высокого.
Из учебника биологии (с. 97):
В сельском хозяйстве для размножения растений используют корневые и листовые черенки. Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15–25 см. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений. Корневыми черенками легко размножается одуванчик. Если отрезать лопатой кусочек корня одуванчика, на нем летом образуются придаточные почки, из них – новые растения.
Из учебника истории (с. 145):
О чем могут рассказать миниатюры Радзивилловской летописи? Порой рисунки рассказывают о фактах точнее текста. Например, автор помещенной в своде «Повести об убиении Андрея Боголюбского» умалчивает об участии в заговоре второй жены Андрея волжской болгарки Ульяны. А на миниатюре Ульяна изображена в числе убийц. Кроме того, княгиня держит в руках отсеченную шуйцу мужа, т.е. левую руку. А текст «Повести» говорит, что убийцы отсекли правую руку – десницу. Антропологическое исследование останков Андрея, проведенное при вскрытии его гробницы во владимирском Успенском соборе, подтвердило правильность миниатюры.
Несмотря на абсолютно разное содержание научного материала, все три абзаца построены абсолютно одинаково: в начале каждого из них находится тематическое предложение, в котором выделяется предмет речи (экваториальный лес, корневой черенок, миниатюры Радзивилловской летописи), а далее идет детализация – распространение темы путем приведения подробностей, примеров. (Проверьте сами.)
Вывод напрашивается однозначный: не существует особых исторических, географических, биологических... форм текста, все они подчиняются одинаковой логике изложения.
И потому взваливать всю работу по развитию речи только на плечи учителя русского языка по меньшей мере странно. Да и сам термин развитие речи в свете книги В.Н.  Мещерякова выглядит неточно. Каждый учитель должен учить умению работать с текстом, а для этого нужно знать принципы его построения.
В рассматриваемой книге и представлены сведения о формах, видах, типах и жанрах связной речи, видах и типах разных композиционных форм, структур и функциональных стилей; в отличие от существующих пособий по развитию речи, дается убедительный ответ на вопрос не что писать, а как писать, говорить, читать...
Тем самым обозначен фактически новый для нынешней школы предмет – речеведение. Автор так раскрывает его суть: «Речеведение – это самые основные, необходимые и достаточные для каждого культурного человека знания о речи и речевых умениях, уже сложившихся и освоенных обществом в сфере всех форм его жизни: в быту и на работе, в публицистике и науке, на телевидении и в деловых сферах».
И чуть ранее – о «развитии речи», традиционно считающемся «святой обязанностью» учителя русского языка: «Речеведческий аспект родного языка не исчерпывается формированием грамматического строя носителей языка: речеведение имеет свой предмет и свое содержание, лишь частично пересекающееся с изучением таких языковых реалий, как слово, словосочетание, часть речи, типы простых и сложных предложений и т.д.».

2

Книга состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении объясняется причина выделения речеведения в самостоятельную науку, приводятся высказывания ученых в поддержку такого выделения (В.В. Бабайцева, В.В. Давыдов, Л.Н. Мурзин и др.).
В главе I «Текст. Общая характеристика» дается понятие текста, его видов и жанров. Особое внимание уделено абзацу. Во-первых, требования к его построению: изложение в абзаце только одной темы, намеченной в тематическом предложении, связь каждого предложения абзаца с тематическим предложением, позиционное выделение тематического предложения (располагается в начале или конце абзаца).
(Вернитесь к цитировавшимся выше абзацам из разных учебников. Все сходится? И как легче, наверное, станет учиться нашим ученикам, знай они такие простые в общем-то премудрости.)
Далее следует, на мой взгляд, самое важное – способы распространения темы (мысли) в абзацах. Для начала еще одна цитата из книги: «Противопоставление фактов, явлений, идей, изложенных в тематическом предложении абзаца, другим фактам, явлениям, идеям:
«Рожь похожа на пшеницу, а все-таки не совсем такая же. Колос пшеницы потолще, а ржи – потоньше. Зерна пшеницы покруглее, а ржи – подлиннее. Рожь, так же как и пшеница, растет в поле, и осенью ее жнут, вымолачивают из колосьев зерна и мелют на мельнице. Только мука из ржи получается не такая белая, как из пшеницы. Из ржаной муки тоже делают тесто, но пекут из него не белые булочки, а черный хлеб».
И таких способов распространения темы абзаца В.Н. Мещеряков приводит 16 (!): упоминавшиеся выше детализация и приведение примеров, а также со-
поставление, причинное обоснование содержания тематического предложения, указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца, аналогия, формулирование вывода из содержания тематического предложения и т.д.
На факультативных занятиях с семиклассниками по этой книге я предлагал создать абзацы, используя самые разные способы распространения темы и мысли. Справлялись даже самые безнадежные ученики!
Кроме того, дан богатейший материал о видах связи предложений в абзаце, схемах абзацев текста, функциях и структуре.
Завершает первую главу описание речемыслительных операций (РМО) и речемыслительных действий (РМД). И снова цитата:
«Представим себе, что нам нужно дать дефиницию (определение) понятия грибы. Это РМД состоит из следующих РМО:

– подведение определяемого понятия под более общее или родовое понятие (Грибы – это растения...);
– выделение и перечисление существенных признаков определяемого понятия (Грибы – это растения: 1) простейшие, 2) бесцветковые, 3) размножающиеся спорами...). Запомним: существенные признаки составляют содержание определяемого понятия;
– характеристика объема определяемого понятия путем указания на виды определяемых понятий (Грибы – это растения: 1) простейшие, 2) бесцветковые, 3) размножающиеся спорами. Видами грибов являются белые грибы, подосиновики, грузди и т.д.);
– классификация грибов по каким-либо дополнительным критериям (съедобные – несъедобные, красивые – некрасивые и т.д.).

Таким образом, наше РМД, состоящее в определении понятия, включает три обязательных РМО и одну факультативную. Пропуск одной из обязательных операций, замена существенных признаков определяемых сущностей на несущественные, неправильный выбор оснований их группировки или критериев классификации приводит к логическим несуразностям (Трактор – он как танк и копает землю)».
Другими словами: чтобы ученик ответил грамотно, четко, убедительно, он должен знать, как это сделать, а не вызубрить от сих до сих! И получается, что в этой книге текст словно оказывается под ножом хирурга, проводящего вскрытие, заглядывающего в самое нутро этого «продукта, результата речевой деятельности».
Здесь же раскрываются три блока РМО и РМД, известные в практике текстообразования: обеспечивающие самодостаточность текста; организующие и регулирующие восприятие текстовой информации читателем или слушателем; вводящие и развертывающие информацию о предмете речи; приведены многочисленные примеры РМО и РМД в каждом блоке; даны перечни РМО, входящих в различные РМД: обобщение, доказательство, опровержение, оценивание и др. Вот как представлено доказательство – вид РМД, состоящий из следующих речемыслительных операций:

– фиксация фактов, противоречащих общепринятым представлениям (или: фиксация несоответствий какой-либо мысли, положения, факта, явления, процесса имеющемуся информационному запасу);
– перебор возможных объяснений;
– предварительное обобщение возможных объяснений в форме гипотезы;
– проверка гипотезы;
– корректировка гипотезы (расширение условий, критериев и т.д.);
– очередная проверка гипотезы;
– контрольная проверка;
– фиксация непротиворечивости.

А как у нас происходит на практике? «Докажи теорему, что дом – это существительное...» А как?! Какие трудности мы создаем детям!
Также в этой части книги перечислены формы речевой реализации РМО (то есть как выразить мыслительную операцию в слове, предложении, тексте); приведены интереснейшие задания для практической работы.

3

В главе II рассказывается о тексте как объекте речевой деятельности, подробно представлена одна из важнейших категорий текста – категория информативности. Эта категория складывается из следующих составляющих:

– фактуальная информация – информация о месте, времени, участниках события, об обстоятельствах дела, поступках и т.д.;
– тематическая информация – информация о совокупном единстве тем и подтем текста, объединяющих фактуальную информацию;
– концептуальная информация – информация, заключающая в себе идею (главную мысль) и основные положения (тезисы) текста;
– жанрово-компонентная информация – информация, которая проявляется в пределах каждого конкретного текста, но в то же время характеризует и целый класс текстов, относящихся к одному какому-либо жанру;
– структурно-партитурная информация, определяемая фоновым (предыстория событий), сюжетным (части текста) и авторским (авторские оценки, ассоциации, домысливания) планами текста.

Материалы этой главы также имеют важное практическое значение. Во-первых, облегчается поиск имеющихся фактов в текстах различных стилей, намечается программа выявления тематической направленности текста, приводятся конкретные приемы извлечения концептуальной (тезисной) информации в текстах-рассуждениях. Во-вторых, говоря о жанрово-компонентной информации, автор в обобщенном виде указывает традиционно воспроизводящиеся компоненты любой реферативной статьи (реферата, рецензии и т.д.): зачин (Статья... посвящена вопросу о... Целью... является рассмотрение проблемы... с точки зрения... и т.д.); основная часть (Статья... делится на... частей. Первая... представляет собой краткий обзор... Вторая часть отводится... Рассмотрим их в порядке следования...); концовка (Заключая... можно сказать, что основное достоинство... состоит в том...).
По указанному плану можно вполне удачно построить как устное, так и письменное высказывание по любой теме и любому предмету!
Заканчивается эта глава «расшифровкой» тематического поля повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» с точки зрения фонового, сюжетного и авторского планов текста; приведенная структурно-партитурная информация имеет значительную ценность в первую очередь для словесников, так как содержит четкие рекомендации для работы по обучению выборочному пересказу и изложению, а также может стать основой анализа текста.

4

Самой объемной и, наверное, наиболее значимой является III глава. Здесь исследуется текст как предмет речевой деятельности (школьные сочинения), а также дается описание последовательности фаз речевой деятельности. Этот материал, без преувеличения, – подлинный клад как для учителя, так и для ученика. Все те «шекспировские» страсти относительно того, о чем писать, как начать, как закончить... находят в данной главе логичное, всестороннее, наглядное разрешение. Прослеживается весь путь, от определения типа сочинения до результата выполнения.
Для достижения этой цели автор постепенно, шаг за шагом описывает каждую фразу речевой деятельности.
Предтекстовые этапы включают такие промежуточные моменты: фазы ориентировки в условиях речевой деятельности; определение типов сочинений; теоретические (литературоведческие) знания, необходимые для раскрытия темы сочинения: образ литературного героя, тема «Идейное содержание», темы сочинений, предполагающие знание ряда категорий из области социологии искусства; осмысление темы; формулирование главной мысли сочинения; формулирование тезисов сочинения; продумывание хода мысли в сочинении; моделирование текстов сочинений; приемы моделирования текстов школьных сочинений.
Каждая из перечисленных фаз иллюстрируется разнообразными примерами. Так, фаза «Продумывание хода мысли в сочинении» раскрывается через тему «Мой современник».
Текстовый этап работы над сочинением включает анализ важнейших компонентов: начало сочинения, средняя часть, концовка. Внутри каждого этапа дана детальная характеристика его категориальных особенностей. К примеру, концовка представлена следующим образом: функции и типы концовок, структура концовки. Перечислены такие виды концовки: подытоживание, оценка произведения, обобщение, выводы, проблемный вопрос, риторический вопрос, прогноз. Каждый вид подробно охарактеризован, приведены конкретные примеры концовок того или иного типа. Говоря о структуре концовки, автор обращает внимание на ее разнообразные приемы (ограничение, расширение, углубление, истолкование, дополнение, разделение выводов), приводит перечень наиболее часто используемых элементов концовок: цитатная характеристика произведения, значение произведения, характеристика новаторства писателя, отношение читателей к произведению, популярность произведения, использование образов произведения в общественной и политической жизни и др. (всего названо 19 элементов).

5

Обобщая изложенное, можно с уверенностью сказать: знакомство с этой книгой окажется полезным для любой категории читателей. Представленный здесь материал по теории и практике создания различных текстов, сведение воедино и известных, и мало известных широкой публике «хитростей» их написания позволяют проникнуть в тайну рождения текста, помогают свободно ориентироваться на любом этапе его конструирования, делают этот процесс по-настоящему творческим, привлекательным и – не пугающим.
В завершение обращусь к началу статьи: развитие доказательной, грамотной, яркой речи ученика – удел не только уроков русского языка, здесь необходимо только совместное решение этой проблемы на всех уроках и всеми учителями. Именно об этом пишет В.Н. Мещеряков в заключении книги: «Речеведение – это комплекс междисциплинарных представлений о свойствах речевых актов (включая текст), лежащих в основе теории речевой коммуникации, теории текста и текстообразования».

По всем вопросам приобретения книги В.Н. Мещерякова можно обращаться в издательство «Флинта – Наука» по адресу: Москва, 117342, ул.Бутлярова, д. 17б, комн. 332. Тел.: 336-03-11, 334-82-65.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru