ПОДСПОРЬЕ
ОБ И.С.ШМЕЛЕВЕ
Бомбили Париж.
Было утро, когда недалеко от дома упали сразу
четыре бомбы, превратив в развалины два здания
напротив. Обычно Иван Сергеевич вставал рано, а
тут залежался в постели. Это и спасло ему жизнь.
Окна разбиты вдребезги, спинку его рабочего
кресла насквозь изрешетили острые осколки.
Маленький листок бумаги влетел в комнату и
опустился прямо ему под ноги. Это была
репродукция «Богоматерь с Иисусом» итальянского
художника Балдовинетти. Как залетела она сюда?
Видимо, Царице Небесной было угодно сохранить
жизнь русскому писателю-эмигранту, больному и
одинокому. На следующий день в одном из
православных храмов он отслужил
благодарственный молебен. И – за работу.
Старается много писать, продолжает роман «Пути
небесные», посвященный светлой памяти своей
супруги Ольги Александровны. Студент
юридического факультета Московского
университета многим обязан в своем духовном
становлении именно ей, худенькой, синеглазой
девушке, дочери генерала Охтерлони, героя
обороны Севастополя. Это она предложила
свадебное путешествие не куда-нибудь, а на
Валаам. Книга «На скалах Валаама» вышла в 1897 г.
Расходилась она вяло, почти весь тираж Шмелев
продал за гроши букинистам. А в начале Первой
мировой войны ни у одного букиниста найти книгу
было нельзя.
Почти 10 лет Шмелев не писал ничего. Но в
Троице-Сергиевой Лавре известный старец Варнава
благословляет Ивана «на путь». И Иван Сергеевич
начинает писать.
Был голодный 1921 год. Супруги Шмелевы ехали из
Алушты... на бревне, положенном поверх тележных
колес. В Феодосии зарегистрировались в
коммунальной столовой, 200 граммов хлеба в день.
Пришли, а столовая закрыта, хлеб кончился. И вдруг
подошел человек, оглянулся по сторонам, тихо
спросил: «Вы Шмелев? Это вы написали “Человек из
ресторана”?» – и вложил ему в руку сверток. Хлеб!
Целая буханка! Эта буханка была лучшим его
гонораром.
«Человек из ресторана» сделал Шмелева известным.
Талант был признан. И процветать бы ему, крепнуть
на своей земле, питаться ее самобытными соками.
Но в этом же страшном 1921 году расстреливают сына
Сергея. Писатель в одночасье сгорбился, поседел,
резко ухудшилось зрение. Шмелевы уезжают за
границу. Романом «Солнце мертвых» начался
эмигрантский период его творчества.
Жизнь во Франции благополучной не получилась:
Шмелев часто болеет (мучает застарелая, еще
московская, язва желудка), много страдает от
критики нового времени, тоскует по России.
Он пишет «Богомолье» и «Лето Господне», которые
признаны его лучшими работами. «Лето Господне» –
это Красная книга, куда внесена русская душа.
Читаешь и удивляешься – вон как оно было. И
печалишься – потому что ушло.
В 1936 г. умерла жена Ольга Александровна. Горе
сломило писателя – 41 год они не разлучались.
Однажды в порыве страшной тоски воскликнул,
обращаясь к жене: «Чувствуешь ли ты, как я одинок?!
Ответь каким-нибудь знаком, чтобы я знал, что ты
меня слышишь». Через несколько дней он получил
письмо от незнакомой женщины. «Не думайте, что Вы
одиноки...» – так начиналось оно. И подпись: Ольга
Александровна. Письмо пришло в день рождения его
жены.
Потянулись годы одиночества. Друзья и читатели
поддерживают старого, больного писателя,
присылают посылки.
В последние годы ему хотелось монастырского
покоя и тишины, неспешной молитвы и тихих
праздников. И 76-летний Иван Сергеевич Шмелев
летом 1950 года отправляется в монастырь Покрова
Божией Матери в 150 км от Парижа. Наконец-то!
Распаковал вещи, распахнул окно в зелень
монастырского сада, постоял, вдыхая свежий
воздух летнего вечера под негромкий колокольный
звон. И спустя несколько часов умер. Так в
ликовании душевном закончилось его Господне
лето.
(По статье Н.Е. Сухининой. Журнал
«Русский дом», 1999, № 10)
Пишем диктанты
7 - 8 классы
САДЫ ВАЛААМА
Предупредительный или
объяснительный диктант
Под скалой раскинулись монастырские сады, а по
самой скале тянутся могучие клены. Сады эти –
чудо, нигде таких нет!
Многие годы трудники* Валаама таскали сюда землю,
сажали деревья. И на камне, который здесь
называют лудой, взошли сады.
Правильными рядами идут раскидистые яблони,
груши дули, сквозные вишневые сады. Вон и любимые
ягодные кусточки смородины и крыжовника, взятые
чинно в жерди. Видны блистающие грозди красной
смородины, тяжелые сережки крыжовника.
Прижавшись к скале гранита, чернеет деревянная
беседка, вся в зелени, в черемухе, в сирени и
жасмине. Весной-то какая красота!
(84 слова)
(По И.С. Шмелеву. Старый Валаам)
____________
* Послушники.
[Сложное предложение; тире между подлежащим и
сказуемым; причастный и деепричастный обороты;
обособление несогласованного определения.]
Словарики
Орфография
монастырский
раскидистый
крыжовник
чинно
блистающий
деревянный
черемуха
сирень
жасмин
8 класс
ВАЛААМСКИЕ ОСТРОВКИ
Путь к часовне у Никонова залива идет проливами
мимо отвесных скал, покрытых лишайниками и мохом,
зарослями брусники и черники. Вьются проливчики
между скалами, и вдруг (–) откроется Ладога,
вольная гладь озерная. На скалах леса, леса. Вон
мшистая ель упала, вырвало ее ветрами, висит
высоко-высоко, корнями уцепившись, вот свалится.
И вдруг вынырнет из-за скалистого леса весь
сказочный какой-то, зачарованный островок. На нем
сочная, нежно-зеленая трава, нехоженая,
дремотная. Золотые на ней стрекозы, уснувшие в
полете. Сон-дрема. И тихие светло-зеленые березки,
дремотные. Не простые березки, а святые – так они
чисты, девственны, детски нежны.
(83 слова)
(По И.С. Шмелеву. Старый Валаам)
[Причастный и деепричастный обороты;
однородные определения; однородные члены;
односоставные и неполные предложения.]
Словарики
Орфография
отвесный
заросли
вьются
высоко-высоко
уцепиться
из-за
зачарованный
нежно-зеленый
нехоженый
сон-дрема
светло-зеленый
девственный
детски нежный
Имена собственные
Никонов залив
Ладога
К ЧАСОВНЕ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО*
Мы (–) в глубоком Никоновом заливе. Глубина его,
говорят, до сорока саженей. На угловом утесе
белый фонарь-маяк. Когда на озере буря, фонарь
призывает плавающих в спокойный залив.
Деревянная пристанька, домик для рыбаков. Тишь и
глушь. Глухая тишина заливов, лесов и камня
действует на душу. Певчие умолкают. Держатся еще
в памяти строки «валаамской песни»:
Андрей Апостол – есть преданье –
Крестом рассеял мрак греха,
Предрекши веры процветанье,
Поста, молитвы и труда.
Начинается настоящий дождь. Бежим в гору, к
часовне. Богомольцы прячутся от дождя под лапами
старых елей. Возле часовни стоит деревянный
крест, знаменуя тот, древний Крест, поставленный
по преданию апостолом Андреем.
(93 слова)
(По И.С. Шмелеву. Старый Валаам)
[Вводное слово и предложение; сложное
предложение; обособленные члены предложения;
односоставные предложения; цитата.]
____________
* Один из 12 учеников Иисуса Христа; был первым
позван на служение; проповедуя христианство,
дошел по преданию до Валаама.
Словарики
Орфография
фонарь-маяк
деревянный
пристанька
тишь
глушь
Ударение и произношение*
сАжень, мн. сАжен и саженЕй и сажЕнь, мн. -и, -ей
предрекши [р’Эк] (древняя форма прошедшего
времени – аорист)
Имена собственные
Никонов залив
Андрей Первозванный
апостол Андрей
9 класс
СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ
Эта ночь была темная-темная и тихая, крапал
дождик, но на душе у меня было светло – воистину
Светлый день. Все мы причащались, и оттого было
так радостно, чудесно: очищение от грехов – и
лучезарное Воскресение!
Все в доме, особенно в парадной зале, где были
приготовлены розговины*, блистало особенной
чистотой, все будто оживилось, обновилось:
воскрешено от греха и тлена, и потому радостно и
чисто, и так блестит. Всюду корзины гиацинтов,
сирени, тюльпанчики и первые, синие-синие,
подснежники. На большом фаянсовом розоватом
блюде (–) яркая груда пасхальных яиц, чудесно
пунцовых, радостных, – дед не любил пестроты.
Великолепные куличи, еще дышащие теплом и сдобой,
в пунцовых розах из нашей оранжереи,
возглавлялись кудрявыми, будто живыми(,) агнцами**
выделки знаменитого нашего пекаря Прони-артиста,
как называл его дед. Блистающие белизной пасхи
убраны по боковинкам священными знаками:
крестом, виноградной гроздью, святознаками – Х.В.
Самое освещение было особенное, пасхальное: не
лампы, а кубастые восковые свечи, повитые
золотцем. Свет, мягкий, священный, – тихий
свете***.
Мама, совсем воздушная, розово-снежная,
кружевная, – «красавица из красавиц», называла
ее Катюша. Все были радостны, все сияли, все –
чистые.
(162 слова)
(По И.С. Шмелеву. Записки неписателя)
_____________
* Розговины или розговенье от глагола
разговеться – «по прошествии поста поесть
скоромной пищи».
** Агнец, т.е. ягненок, – символ чистоты.
*** Свете тихий – строчка из церковного
песнопения.
[Тире и двоеточие в бессоюзном предложении;
тире в неполном предложении; вводные
конструкции;
обособленные второстепенные члены предложения;
однородные члены с обобщающим словом.]
Словарики
Орфография
темный-темный
воистину
причащаться
лучезарный
блестеть
блистать
обновиться
радостный
синий-синий
фаянсовый
розоватый
гиацинт
чудесно
пестрота
великолепный
дышащий
сдоба
оранжерея
белизна
священный
розово-снежный
СТАРЫЙ ВАЛААМ
До двадцати часовен на Валааме, по островам, на
пустынных дорогах, в дебрях. Бывало, зайдешь в
леса: какая первозданность! Белки тут не боятся
человека, и птицы не боятся. Да что белки! Не
боится и крупный зверь. Слышишь – трещит по чаще.
Стоишь и ждешь. И вот выходит на дорогу... олень?
Олень. С ветвистыми рогами. И смотрит, вкопанный,
без удивления и страха*. «А, это ты, человек... знаю
тебя...» – так будто говорит молчанием, взглядом.
Пройдешь – и новая встреча, тоже совсем
неожиданная: часовня. Глушь, дебри непроходимые,
а тут, в полумгле часовни, – Богоматерь, лампада,
воск, корочка хлеба, оставленная как дар
какому-нибудь доброму лесному зверю: Божий дар.
Изумишься: в дебрях лампада теплится! Светит не
лику только, а этим дебрям, лесной глуши, чистой
природе Божией. «Человек освящает дебри...» –
помню, бродили во мне мысли, рожденные этим
светом валаамским.
И возвращался я, исполненный чем-то новым, еще не
ясным... – благоговением?
(139 слов)
(По И.С. Шмелеву. Старый Валаам)
[Тире и двоеточие в бессоюзных предложениях;
многоточие; прямая речь; тире в сложносочиненном
предложении; обособленные второстепенные члены.]
________________________
* В этом неполном предложении отсутствует
определяемое слово (подлежащее), но одиночное
причастие вкопанный, относящееся к нему,
обособляется, так как определяемое слово легко
восстанавливается из контекста.
Словарики
Орфография
часовня
пустынный
первозданность
вкопанный
удивление
неожиданный
глушь
Наталья ЗВЕРЕВА,
учитель русского языка и литературы
Иоанно-Богословской гимназии
г. Москвы)
* Ударение обозначено прописной буквой
|