Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2001

Редакция газеты «Русский язык» была приглашена Министерством образования Республики Татарстан на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Русский язык в школе: опыт проблемы, перспективы», которая проходила в г. Казани, г.Зеленодольске 14-15 марта этого года. На конференции обсуждались важные вопросы преподавания русского языка как в русской, так и в национальной школе. Отметим, что такой форум учителей, методистов, ученых не собирался в Республике последние 10 лет. Из командировки мы привезли интересные материалы. С некоторыми из них мы познакомим наших читателей в этом номере. Ниже — выпускное сочинение медалиста русско-татарской школы, тезисы доклада министра образования Татарстана Фариса Фахразовича Харисова,  доклад о знаменитой казанской лингвистической школе, сделанный Лией Закировной Шакировой, замечательным ученым, 80-летие которой отмечали на конференции. Материалы учителей З.Н. Сафиной и Р.Г. Маракаевой.

НОВЫЙ ВЕК. КАКИМ ОН БУДЕТ?

Размышления молодого человека на рубеже двух тысячелетий

Дмитрий КАЗАЙКИН,
русско-татарская школа № 55,
г. Казань
Учитель – В.С. Коцюбинская

На память пирамид
С пустыми окнами-глазницами.
Аплодисменты! Чудный миг!
С листом кленовым да с синицами.
А будущее, что только родилось,
Беззвучно плакало,
А время тикало себе,
А сердце такало.

Эти строки Ю.Шевчука о России, о России послереформенной,о России на пороге двадцать первого века.
И какая же она, эта некогда великая держава, как войдет она в новое тысячелетие – с гордо поднятой головой или на коленях?

По русской земле словно вихрь пронесся, оставляя после себя лишь вытаращенные глазницы окон распотрошенных и разворованных клубов, больниц, школ, гниющих колхозных тракторов и млекопитающих, называвшихся раньше людьми. Разве можно назвать людьми тех, кто живет не от урожая до урожая, как раньше, не от получки до получки, как потом, а от бутылки до бутылки? Вихрь этот зацепил города лишь слегка, а вот пройдясь по маленьким деревушкам, вроде той, что описывает в своем рассказе «Фетисыч» Б.П. Екимов, этот вихрь, подобно смерчу, оставляет после себя пустыню. Но деревеньки эти далеко, их не видать оттуда, из Москвы, не видно их и из окон роскошных лимузинов, пассажиры которых абсолютно перестали понимать этот народ, а народ перестал понимать высокопарные обещания и остался как бы сам по себе, стал жить независимой жизнью, точнее, независимо от федерального центра умирать. Вот такой Россия вступает в новое тысячелетие.

Лицо этой огромной страны, настоящее лицо, а не маску, показывает Екимов, погружая читателя в жизнь безымянной деревеньки, каких сотни, а может, и тысячи на бескрайних просторах нашей Родины. Осень. Идут бесконечные проливные дожди, заливающие пустынную землю. Осень наступила не только в природе, наступила она и в этой деревеньке, во многих таких деревеньках и даже маленьких городах, засыпающих на глазах; только неизвестно, проснутся ли они весной, весной две тысячи первого года, весной третьего тысячелетия. В одной из таких деревенек и живет «девятилетний мальчонка Яков, с серьезным прозвищем Фетисыч». Живет он с сестренкой, матерью и отчимом Федором, который «пил в последнее время крепко и быстро сдавал», как и «большая часть остатка мужского населения».

Пропивали колхоз, последнее, что удалось под шумок распотрошить, – рамы бывшего медпункта. Клуб и казенные хаты уже пропили. Осталась только одна школа, в которой и учится Яков, будучи одним из шести ее учеников. «Фетисычем его звали за разговорчивость, за старческую рассудительность». Смышленый, получивший официальное звание старосты, Яков с успехом заменял пожилую, часто болеющую учительницу.

Правду говорят, что Бог посылает нужных людей вовремя. Этот девятилетний ребенок удивительным образом, пока еще несознательно, почувствовал ответственность за происходящее вокруг. Ответственность эта распространялась и на клуб, и на медпункт, и на соседних ребятишек. Он отвечал сам перед собой, перед своей совестью.

Фетисыч – это будущее, будущее этой деревеньки, будущее России, будущее, недавно рожденное, но подхватывающее на свои хрупкие плечи падающую страну. Начинается все с малого. Одним из пасмурных осенних дней умерла Мария Петровна, учительница Якова. Он провел все уроки в этот день сам, не говоря о происшедшем в школе, рассудив: «Про уроки забудут, день пропал, его не вернешь». Фетисыч – хозяин, хозяин жизни, с ярко выраженной, не по годам активной гражданской позицией. О том свидетельствует поступок Якова: он отправился в райцентр за новой учительницей, не боясь ни волков, ни страшных топей на пути. В Алешине директор местной школы предложила ему остаться в ее доме, ходить в богатую, хорошо оснащенную школу. Ему одному. Он было обрадовался, но радость его быстро улетучилась. Нет, он не мог. Если он уйдет, то как же те пятеро ребят, как же школа? Это означало бы измену не только себе, но и всем им. Если не будет учителя, то школу закроют, закроют и тут же пропьют.

Фетисыч напоминает мне росток, пробившийся в бесплодной пустыне. Это еще только росток, но наступит весна, и из него вырастет дерево, а потом сад, и деревья будут оберегать друг друга от ураганов и прочих невзгод.

Конечно, Яков вернулся в родную деревню и остался, чтобы поднять ее. Не случайно ему приснился сон, что он, уже взрослый, ведет по школе свою бывшую учительницу. Школа вроде бы его и в то же время не его: новая, большая, теплая и красивая. Значит, у него все получится. Он видел этот сон и плакал...

А будущее, что только родилось,
Беззвучно плакало,
А время тикало себе,
А сердце такало
.

Сколько их, таких фетисычей? Где они? Придут ли они на смену федорам? Выдюжат ли? Уверен, что да, иначе федоры пропьют не только маленькие деревеньки, но и всю Россию без остатка...

Я пророчить не берусь,
Только верю, что вернусь
В страну не дураков, а гениев.

И.Тальков

1999 г.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru