КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛО "ВРОЖДЕННОЙ ГРАМОТНОСТИ"
|
Состояние преподавания русского языка
в современных условиях не может не волновать
любого образованного человека, а тем более
учителя-словесника. Не останавливаясь на других
аспектах его изучения, обратимся лишь к одной
проблеме – письменной грамотности, вернее,
безграмотности. Она становится привычной даже
для детей, хорошо занимающихся по другим
предметам; в то же время ученик, не особо
прилежный, часто имеет, что называется,
«врожденную грамотность».
В чем причины этих явлений? Где истоки
«врожденной грамотности»? Как найти эффективные
приемы и методы обучения? Возможно ли вообще в
современной школе полноценное обучение родному
(в нашем случае – русскому) языку?
Очевидно, что родной язык – особый предмет в
школьном курсе. Все дети (и независимо от
способностей) овладевают им практически за три
года – от 2 до 5 лет. Но письменная форма – это тот
же язык, лишь перенесенный в графическую систему.
Почему же происходит «срыв» у большинства детей
в овладении этой формой?
Среди многих объективных и субъективных причин
одна представляется нам очевидной: наши формы и
методы обучения зачастую не только не учитывают
возрастных особенностей психолингвистического
развития ребенка, но и нарушают законы
природосообразности.
Овладевая устной формой языка, ребенок
использует услышанные словообразовательные
модели, подставляя в них свой «смысл» (корень).
Доказательство тому – детское словотворчество.
Природа дарит маленькому человеку великолепную
способность улавливать общее грамматическое
значение и целой модели (слова), и отдельных
морфем, и синтаксических конструкций – и все
это задолго до изучения грамматики.
В школе же с 7 лет начинается обучение чтению – по
слогам. Словообразовательная модель уступает
место фонетической. Слово воспринимается
ребенком как ряд слогов. А одновременное
обучение письму ведет к послоговому (а то и
побуквенному) списыванию. Если в это время, еще не
закрепив навыка, видеть зрительный облик
знакомой модели, давать для упражнений
деформированные тексты или слуховые диктанты –
безграмотность гарантирована. Неизбежные ошибки
закрепляются механически, а изучаемые «правила»
не спасают положения: их применение требует
обычно 5–6 мыслительных операций, а мышление
ребенка еще конкретно: ему легче запомнить, чем
понять.
Это обычный путь ученика к безграмотному письму.
Его, как правило, счастливо минуют лишь те, кто
умел читать до школы и у кого зрительный облик
слов закрепился в памяти задолго до школьных
«упражнений».
Справедливо мнение, что дети легко овладевают
языком. В том числе и его письменной формой.
«Пиком овладения грамотностью» психологи
считают возраст 11 лет. Между тем общепринятая
программа русского языка в 5-м классе дает
учителю минимум возможности заняться этим
«овладением». Она содержит обширные разделы
лексики, фонетики, пропедевтический курс
морфологии – и до смешного сжатый раздел «Состав
слова». Целесообразнее же использовать именно
морфемный принцип в построении программы. Это
дает возможность оживить в сознании ребенка
угасающие уже словообразовательные связи,
сосредоточить внимание на смысловой (понятной
ребенку) значимости морфем, наконец, возродить
непосредственный детский интерес к «устройству
слов», способствовать и лингвистическому, и
духовному развитию ученика.
Характерно, что в разных местах и чаще всего
именно в школах педагоги приходят к подобным
выводам. Об этом свидетельствуют выходящие в
свет альтернативные программы и пособия,
публикации в специальных изданиях.
Попытки составления таких программ для
орфографии и пунктуации и работа по ним
предпринимались и нами. Главное их отличие от
общепринятой программы в том, что до
необходимого минимума сокращена теоретическая
часть, внимание сосредоточено на нескольких
необходимых базовых навыках: беглое различение
частей речи, распознавание значимости морфем,
умение поставить вопрос и определить начальную
форму слов, видеть основу предложения и т.п.
Учащиеся, занимавшиеся так в 5-м классе,
отличались большей грамотностью по сравнению со
своими сверстниками. Надо, впрочем, признать
немаловажным и тот факт, что наилучший результат
такой работы достигался в период, когда
словесности уделялось в 5-м классе 11 часов в
неделю. И это естественно. Овладение языком в
некотором роде похоже на спорт, где «понять»
мало, нужны «тренировки», а следовательно, время.
Сейчас, когда время, отведенное на изучение
русского языка, в дефиците, а серьезными людьми,
казалось бы, вполне серьезно высказываются
предложения ограничиться каким-то малопонятным
«орфографическим минимумом» и литературу
потеснить из школьного курса, озабоченность
учителей-словесников неприлично низким уровнем
знания родного языка может оказаться
незамеченной. Если, конечно, забыть о том, что наш
«великий и могучий» остается, пожалуй,
единственной и, возможно, последней ценностью из
растерянного духовного наследия наших предков.
Пока еще возможно сохранить то, что потом
придется «возрождать».