Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2001

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

НОВЫЙ КОНКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЯЗЫКОЗНАНИЮ
"РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК - ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ"

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДЛЯ 7 - 8 КЛАССОВ

Продолжение. Начало см. в № 14/2001

1. Из тех же букв, что и слово ромашка, можно составить слово мошкара (ответ: А). В слове морошка два о и одно а, тогда как в слове ромашка одно о и два а. В слове кошмар букв на одну меньше, а в словах кармашек и гармошка – на одну больше, чем в слове ромашка.

2. В предложение ... шел по лесу вместо многоточия можно поставить четыре слова из перечисленных (ответ: Г): конь, мужик (это существительные мужского рода) и староста, чукча (это существительные так называемого общего рода, которые в зависимости от контекста могут быть и мужского, и женского рода). Слово лошадь женского рода и для данного предложения не годится.

3. В двух словах из приведенного списка пропущена буква ш: деревяшка, костяшка (ответ: В). В оставшихся двух словах пропущена буква ж: варежка, коврижка. И ж, и ш перед к произносятся как [ш]. Написание слов можно проверить другими формами слов или родственными словами с гласным звуком после «неясного» согласного: деревяшек, деревяшечка, костяшек, костяшечка, но варежек, варежечка, коврижек, коврижечка. Сложность задачи в том, что некоторые носители языка в этих словах в позиции перед гласным ошибочно произносят глухой [ш] вместо звонкого [ж] и наоборот.

4. Слова тореро и сомбреро имеют одинаковую форму как в роли подлежащего, так и в роли прямого дополнения. В русском языке и подлежащее, и дополнение могут находиться как перед сказуемым, так и после него, поэтому иногда в таких случаях возникает неоднозначность: фразу Мать любит дочь можно понять двумя способами. Однако в данных предложениях неоднозначности не возникает, так как подлежащим для глагола надеть должно быть одушевленное существительное, а дополнением – неодушевленное. Поскольку одушевленным существительным из данных является тореро, то оно и будет подлежащим в обоих предложениях (ответ: В).

5. По-разному можно поставить ударение в пяти глаголах из списка (ответ: В): вычитать, выкупать, вырезать (на первом или третьем слоге), рассыпать, отрезать (на втором или третьем слоге). В оставшихся глаголах прочитать и искупать ударение можно поставить только на третьем слоге.

6. Лишним по смыслу является слово заяц (ответ: Б). Все остальные слова обозначают растения или животных зеленого цвета.

7. «Издавать громкие пронзительные звуки» – визжать (ответ: А). Кричат и орут громко, но не обязательно пронзительно. Пищат пронзительно, но, как правило, негромко.

8. Слову нос родственны слова носовой и носик из приведенного списка (ответ: Д). Остальные слова содержат омонимичный корень -нос-, означающий перемещение.

9. Как правило, буква е в русских (в частности заимствованных) словах смягчает предшествующий согласный звук: фанера, постель, кофе. Однако в некоторых заимствованных словах смягчения не происходит. В условии задачи приводятся 3 таких слова: пастель, кафе, купе. Ответ: Г.

10. Правильный ответ: – Д. Будем действовать методом исключения. Понятно, что ответ: – не Г (название города неизмеримо старше компании «Лукойл») и не В (никакого Луки Великого в истории России не было). Вариант А маловероятен: в этом случае город скорее всего получил бы имя вроде «Добрые [т.е. хорошие] Луки». Выбирая ответ из вариантов Б и Д, примем в расчет то огромное значение, которое играли в жизни древних славян реки.

11. Прилагательные с окончанием -ые сочетались только с существительными мужского рода множественного числа (в условии задачи это слова учебники, ботинки, классы). С существительными же женского и среднего рода (книги, телеграммы; письма, окна) употреблялись формы прилагательных на -ыя. Теперь выполним задание. Вазы – существительное женского рода, поля – среднего. Следовательно, и с тем, и с другим словом нужно употребить прилагательные с окончанием -ыя: красивыя вазы, просторныя поля (ответ: А).

12. Замечаем, что одним и тем же цифрам в современной записи чисел могут соответствовать разные буквы в прежней записи. Очевидно, это связано с разрядом. Так, 3 сотни – Т, а 3 десятка – Л; 4 десятка – М, а 4 единицы – Д; 5 сотен – Ф, а 5 единиц – Е. Этих наблюдений достаточно, чтобы выбрать правильный вариант ответа. Требуется найти прежнюю запись для числа 225. Обозначение для 5 единиц есть в условии – это Е. Среди предложенных вариантов ответа два оканчиваются на Е: ВВЕ и СКЕ. Первый вариант отметаем, так как данное в условии В обозначает 2 единицы, а не 2 десятка или 2 сотни, да и вообще очевидно, что двух одинаковых букв в записи одного числа не может быть, раз буквой обозначается не только количество, но и разряд. Таким образом, правильный ответ: – СКЕ (В).

Эту задачу можно решить и не обращаясь к предложенным вариантам ответов. Заметив, что для разных разрядов выбираются разные буквы, упорядочим данные задачи в таблице:

Из таблицы видно, что числовое значение букв определяется их местом в алфавите: сначала идут буквы, по порядку обозначающие единицы, затем – десятки и наконец – сотни. Найдя в таблице соответствующие клеточки для двух десятков и двух сотен и вспомнив порядок букв в алфавите, без труда найдем буквы с искомыми значениями:

(Звездочка употребляется как знак реконструируемой, восстановленной формы, а не формы, данной в непосредственном наблюдении.)

Разумеется, в задаче используются только те буквы, которые совпадают с современными по написанию (не считая мелких различий в начертании), звуковому значению и порядку следования в алфавите.

13. 3 существительных из списка совпадают по форме с деепричастиями (ответ: Б): срыв (от глагола срыть), перерыв (от глагола перерыть) и сев (от глагола сесть).

14. Ответ Б исключается, так как существительные женского рода не могут иметь в родительном падеже окончания -ов, Г исключается, так как ы, как правило, не чередуется с нулем звука. Выбор правильного ответа из А, В и Д основывается только на знании этого слова. Правильный ответ – кочерег (А).

15. Все пять слов могут обозначать лицо женского пола по национальности. Кроме того, полька – это танец, чешка – гимнастическая тапочка, финка – нож, а голландка – печь, облицованная изразцами. Из приведенного списка только француженка имеет единственное значение (ответ: Б).

16. Слова ребенок, теленок и зайчонок содержат суффикс -онок-/-енок- со значением ‘детеныш’, заменяющийся во множественном числе на -ат-/-ят-: ребята, телята, зайчата. В слове опенок такого суффикса и такого значения нет: -пен- – это корень слова (ср. пень; опенок – гриб, растущий на пне), -ок- – суффикс. По всем правилам форма множественного числа этого слова – опенки. Однако под воздействием многочисленных слов на -енок – -ята в разговорной речи появилась форма опята. Эта форма проникла в литературный язык, и теперь словари современного русского языка наряду с исконной формой опенки указывают в качестве возможной и форму опята. Ответ: Б.

17. Следуя фонетическим законам русского языка, мы не можем произнести звонкий согласный (это не касается сонорных) перед глухим и заменяем его на глухой, обычно парный. Таким образом, в сочетании гч букве г должен соответствовать глухой звук. В одном слове из предложенных в задаче г заменяется парным глухим [к]: тягчайший [кч]. В остальных трех словах меняется и способ произнесения звука: сочетание букв гч мы произносим как [хч]: смягчение, легчайший, мягчайший. Ответ: Г.

18. (См. решение задачи № 28 для 5–6-х классов)

19. И как формы изъявительного наклонения, и как формы повелительного наклонения можно понять 3 глагола из списка (ответ: Б): носите, пилите, просите. Остальные глаголы представлены в форме повелительного наклонения: вынесите, колите, распорите. В изъявительном наклонении у этих глаголов будет окончание -ете, так как они относятся к первому спряжению: вынесете, колете, распорете.

20. Читаем ребус (для этого, конечно, нужно знать некоторые правила расшифровки ребусов):

си д (к)ит на Л о ж(у)к е С в Е И с В нож (оч)ки
Сидит на ложке, свесив ножки. Ответ, разумеется, лапша (А).

21. Слова колесо и кольцо, очевидно, происходят от слова коло, ибо соответствующие предметы круглые. Того же происхождения слово колея, означающее ‘след, оставленный колесом’ (праславянское kol-eja – суффиксальное производное от kolo). Слово околица происходит от того же корня, поскольку означает ‘то, что находится на краю, вокруг [деревни]’. Слова же колоть и колотить никакого отношения к кругу не имеют. Ответ: Г.

22. Словосочетание знакомые учителя можно понять двумя способами: знакомые (чьи?) учителя (род. п. ед. ч.) или учителя (им. п. мн. ч.) (какие?) знакомые. Форма в Москву может зависеть от двух слов в предложении: вернулись в Москву или из командировки в Москву. Различные сочетания этих способов дают 2ґ2 = 4 разных понимания данного предложения (ответ: В).

23. В словах друг и груздь два общих звука – [р] и [у] (ответ: Б). Буква д соответствует разным звукам: в слове друг она дает звонкий звук [д], а в слове груздь происходят оглушение на конце слова и смягчение в позиции перед буквой ь: [т’]. Буква г в слове груздь соответствует звонкому звуку [г], а на конце слова друг – парному глухому [к].

24. Верен ответ А: гнедой – это красновато-рыжий. Серый – мышастый, черный – вороной, рыжеватый – муругий, белесый – сивый.

25. Грамматическая категория одушевленности в русском языке проявляется у всех существительных в форме винительного падежа множественного числа: у одушевленных существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа. Проверим на одушевленность данные существительные: вижу мишек, валетов, девочек, мертвецов (вин. п.) – ср. нет мишек, валетов, девочек, мертвецов (род. п.). Эти существительные одушевленные. Оставшееся существительное игрушка неодушевленное: вижу игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.), но нет игрушек (род. п.). Таким образом, верен ответ Д.

Из рассмотренных примеров видно, что не следует отождествлять значения грамматического термина «одушевленный» и слова «живой». К одушевленным существительным относятся обозначения не только живых существ, но и 1) изображений живых существ (плюшевый мишка), 2) живших существ (мертвец), 3) шахматных фигур (ферзь), 4) названий игральных карт (валет), 5) мифологических персонажей (кикимора).

26. После числительного полтора следует употреблять существительное в форме родительного падежа единственного числа, например: полтора дня. Существительное сутки не имеет формы единственного числа, поэтому с ним невозможно сочетать слово полтора. Ответ: Д.

27. Числительными являются слова оба, два, двое (ответ: Г). В отличие от существительных числительные не изменяются по числам (ср. сущ. двойка – двойки, пара – пары), не распределяются по родам (немногие числительные, такие, как два, оба, изменяются по родам, но у числительных это не постоянный признак, а словоизменительный). Кроме того, числительные в форме именительного и винительного падежей управляют существительными в родительном падеже, а во всех других падежах согласуются с этими существительными (ср. два карандаша, но двум карандашам). Существительные в плане сочетаемости ведут себя одинаково во всех падежах: пара карандашей, паре карандашей.

28. (См. решение задачи № 29 для 5–6-х классов)

29. Для того чтобы найти синонимы среди устойчивых словосочетаний, надо хорошо знать их значения. Переливать из пустого в порожнее значит ‘заниматься пустыми разговорами, болтовней’. То же значение имеет и словосочетание точить лясы (ответ: Г).
Остальные устойчивые словосочетания имеют другие значения:

бить баклуши и плевать в потолок – ‘бездельничать’;
вариться в собственном соку – ‘жить или работать без общения с другими, не используя чужого опыта’;
трезвонить во все колокола – ‘распускать слухи, сплетни’.

Устойчивый оборот переливать из пустого в порожнее может иметь и другое значение: ‘заниматься пустяковым, незначительным делом’. Но для этого значения среди предложенных вариантов нет синонимичного.

30. Вспоминаем слово дитя, и оно отметает все варианты ответов, кроме одного. Ответ А не годится из-за факта наличия хотя бы одного слова; Б не годится, так как дитя не относятся ко 2-му склонению; В не годится, так как дитя обозначает человека; Д не годится, так как слово дитя не содержит суффикса -ишк-. Остается ответ Г. Действительно, кроме слова дитя и существительных типа чудище, чудовище, к одушевленным существительным среднего рода относится масса так называемых субстантивированных прилагательных и причастий, т.е. прилагательных и причастий, перешедших в разряд существительных и продолжающих склоняться, как прилагательные: животное, насекомое, млекопитающее, пресмыкающееся, парнокопытное, травоядное, земноводное и т.д.

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДЛЯ 9–11-х КЛАССОВ

1. Под данное определение подходят два слова из перечисленных: банка и бутылка (ответ: Б). Конечно, в случае необходимости можно еду или питье сохранить в чайнике, чашке или тарелке, но эти виды посуды не предназначены для такого использования.

2. И с е, и с е можно прочитать два слова из приведенных (ответ: В): берет (сущ.) – берет (форма глагола брать), запрет (сущ.) – запрет (форма глагола запереть). У остальных слов – единственный вариант чтения: с е (живет, скребет) или с е (жилет).

3. В слове подоконник приставка под- (ср. окно). В словах подлец и подагра приставок нет. В остальных трех словах – приставка по-: подорожник (ср. дорога), подруга (ср. друг), подарок (ср. дар). Ответ: Д.

4. И как существительное, и как глагол можно понять 3 слова из списка (ответ: В):

вой – сущ. м. рода или повел. накл от выть;
рой – сущ. м. рода или повел. накл от рыть;
печь – сущ. ж. рода или инфинитив.

Слова бой и речь являются существительными. Слова пой, стой, лечь являются глаголами.

5.  Задача на правила правописания приставок на -с/-з и суффиксов -чик/-щик. Ответ: Г.

6. Эта задача на знание слова, так как четких правил образования названий жителей городов нет. Ответ: В (жителей Тулы называют туляками).

7. Как правило, буква е в русских словах (в частности заимствованных) смягчает предшествующий согласный. В предлагаемом списке нет исключений из этого правила – верен ответ А.
Однако за пределами этого списка такие исключения есть: в некоторых заимствованных словах смягчения не происходит, например: дельта, денди.

8. Лишним по смыслу является слово стул: у стула нет крыльев, а у остальных перечисленных предметов есть. Ответ: Д.

9. Читаем ребус (для этого, конечно, нужно знать некоторые правила расшифровки ребусов):

сто (к)ит из Б А из К И р (с)пич(к)а

то(м) (у)хо лод(ка) на Т О гор(ы) (м)яч а

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Ответ:, разумеется, печь (А).

10. Слово грустно является прилагательным во втором предложении (ответ: Д). Оно выступает в краткой форме и, являясь именной частью сказуемого, согласуется с подлежащим в единственном числе и среднем роде. В первом предложении грустно является предикативным наречием и выступает в роли главного члена безличного предложения. В третьем предложении грустно – наречие, выполняет роль обстоятельства образа действия.

11. Ставить на вид значит ‘делать замечание, близкое к выговору’ (ответ: В).

12. (См. решение задачи № 11 для 7–8-х классов)

13. Даже не зная истории литературы, можно заметить, что слово футуристы происходит от futurum – ‘будущее’ (вспомните, как называется будущее время глагола в английском, французском или немецком языках!) и потому означает то же, что «будетляне» (так российские футуристы называли себя, когда не хотели использовать иноязычный корень). Ответ: Б.
Футуристы – последователи направления в европейском искусстве 10–20-х годов ХХ в., отвергавшего культурное и художественное наследие прошлого.

14. Подчинительный союз что представлен в третьем предложении (ответ: В). В первом и втором предложениях слово что – относительное местоимение.

15. Сочетание письмо знакомой имеет два смысла: письмо (кому?) знакомой (дат. п.) и письмо (чье?) знакомой (род. п.). Форма из Москвы может иметь одного из двух «хозяев»: письмо из Москвы или знакомой из Москвы. Таким образом, фраза Письмо знакомой из Москвы имеет 2ґ2 = 4 смысла (ответ: Г).

16. Забор, сделанный из досок, называется дощатым (ответ: Г).

17. Видно, что полногласным сочетаниям в русском корне -оло-, -оро- соответствуют неполногласные в сербскохорватском -ла-, -ра-. В слове голорукий – «ложное полногласие», здесь одно о относится к корню, а другое является соединительной гласной. В этом случае в сербскохорватском неполногласия нет. Этих наблюдений достаточно для нахождения ответа. Корень -золот- будет соответствовать сербскохорватскому -злат-, соединительная гласная и корень -рог- остаются без изменений, значит, выбираем вариант златороги. В слове мороз полногласие представлено в корне, следовательно, в сербскохорватском будет мраз. Итак, выбираем пару златороги, мраз (ответ: Б).

18. Все пять предложенных фраз построены неправильно (ответ: Д).

Первое предложение неправильно, так как придаточное определительное должно находиться непосредственно после главного слова: Весь мусор, который накопился, сдавайте дворнику. Иначе получается, что накопился дворник, что вряд ли имел в виду говорящий.

Во втором предложении употреблена неправильная форма причастия: нужно написанных вместо написанным.

В третьем предложении ошибка в употреблении деепричастия. Действия, обозначенные деепричастием и глаголом в роли сказуемого, должны относиться к одному и тому же лицу. Вряд ли кто-то может одновременно проходить под мостом и плевать сверху моста. Исправить предложение можно, например, так: Когда мы проходили под мостом, сверху кто-то плюнул.

В четвертом предложении недопустимый разрыв причастного оборота. Нужно: неопровержимость обвинений, предъявленных преступнику или неопровержимость предъявленных преступнику обвинений.

В пятом предложении ошибка в употреблении двойного сочинительного союза. Союз не только ..., но и должен соединять однородные члены. Фразу можно исправить так: Петя участвовал не только в «Русском медвежонке», но и в «Кенгуру». Или так: Петя не только участвовал в «Русском медвежонке», но и добился успехов в «Кенгуру».

19. В словах стог и гость один общий звук – гласный [о] (ответ: Б). Общих согласных нет: буквы с и т в слове стог обозначают твердые согласные, а в слове гость – мягкие, г в слове гость обозначает звонкий согласный, а в слове стог оглушается.

20. Наложение морфем представлено в словах встать (приставка вс- со значением движения вверх и корень -ста-), придет (приставка при- и корень -ид-), одесский (корень -одесс- и суффикс -ск-). Ответ: Д.

21. Двувидовыми являются три глагола из списка: велеть, казнить, ранить (ответ: В).

22. Слово лукавый происходит от того же корня, что и излучина (ответ: А).
Лукавый значит ‘хитрый, коварный, изворотливый’. Излучина – ‘крутой изгиб, поворот (реки)’. Оба слова восходят к древнему корню лук(а) с основным значением ‘изгиб, залив’ и переносным ‘коварство, хитрость’. Ср. тот же корень в слове лукоморье.
В слове луковый выделяется корень -лук- с чередованием к/ч (ср. лучок), однако ничего общего с излучиной в значении этот корень не имеет. Аналогичная ситуация со словом излучение. Здесь тоже омонимичный корень -луч-. В слове лучший корень- лучш-. В слове получениеполуч-.

23. Пословицы такого плана, как правило, юмористичны и парадоксальны, иначе их просто забывают. По этой причине ответы А и Б не подходят категорически. Продолжение Г на первый взгляд кажется более логичным, но смысл гипотетической пословицы «Пьяному море по колено, пока в кабаке сидит» был бы сродни смыслу пословицы «Молодец против овец, а против молодца – и сам овца», а такая осторожность пьяному совсем не свойственна. А вот продолжение В (оно же – правильный ответ) подходит по всем статьям.

24. Попытаемся оба члена каждого отношения выразить через одно слово: разбудить = сделать так, чтобы перестал спать; заснуть = начать спать;
остановить = сделать так, чтобы перестал идти; пойти = начать идти;
погасить = сделать так, чтобы перестал гореть; Х = начать гореть.
Теперь очевидно, что в качестве ответа следует выбрать вариант Д – загореться.

25. Составное глагольное сказуемое представлено во 2-м предложении (ответ: А).
В 1-м предложении будет работать – простое глагольное сказуемое, выраженное формой будущего времени глагола работать. В 3-м предложении простое глагольное сказуемое поехал, а работать – обстоятельство цели. В 4-м предложении стал учителем – составное именное сказуемое.

26. Грамматическая категория одушевленности в русском языке проявляется у всех существительных в форме винительного падежа множественного числа, а у существительных мужского рода 2-го склонения и в форме винительного падежа единственного числа: у одушевленных существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа. Проверим на одушевленность данные существительные: вижу ребенка, утопленника, ферзя (вин. п. ед. ч.), мишек (вин. п. мн. ч.) – ср. нет ребенка, утопленника, ферзя (род. п. ед .ч.), мишек (род. п. мн. ч.) Эти 4 существительных одушевленные. Оставшиеся существительное игрушка и коллектив – неодушевленные: вижу коллектив (вин. п.) – ср. работает коллектив (им. п.), но нет коллектива (род. п.); вижу игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.), но нет игрушек (род. п.): Таким образом, верен ответ Г.
Из рассмотренных примеров видно, что не следует отождествлять значения грамматического термина «одушевленный» и слова «живой». К одушевленным существительным относятся обозначения не только живых существ, но и 1) изображений живых существ (плюшевый мишка), 2) живших существ (утопленник), 3) шахматных фигур (ферзь), 4) названий игральных карт (валет), 5) мифологических персонажей (кикимора). К одушевленным существительным не относятся названия групп людей.

27. Среди перечисленных слов два числительных: три и трое (ответ: Б).
В отличие от существительных числительные не изменяются по числам (ср. сущ. трешка – трешки, трояк – трояки, тройка – тройки, троица – троицы), не распределяются по родам (ср. сущ. трешка, тройка и троица – ж. рода, трояк – м. рода). Кроме того, числительные в форме именительного и винительного падежей управляют существительными в родительном падеже, а во всех других падежах согласуются с этими существительными (ср. три лошади, но трем лошадям). Существительные в плане сочетаемости ведут себя одинаково во всех падежах: тройка лошадей, тройке лошадей.
Как и имена существительные, имена числительные склоняются. Это отличает их от наречий с числовым значением, которые не изменяются. Слова втроем и в-третьих не изменяются, – следовательно, являются наречиями, а не числительными.

28. Если в современной орфографии в корне какого-то слова пишется е и при изменении слова или в родственных ему словах вместо е когда-нибудь появляется е, то в старой орфографии пишется е, а если е никогда не появляется, то пишется Ј. Установления этой зависимости достаточно, чтобы выбрать правильный ответ Г: весло, стЈна.
На самом деле более точное правило таково: «Если в формах данного слова или в родственных ему словах под ударением перед твердым согласным произносится е, то пишется е; если е, то пишется Ј». Следует учитывать также, что и из этого более точного правила много исключений (кедръ, звЈзда) и много непроверяемых случаев (пЈсокъ, олень).

29. Слово лампочка образовано от слова лампа с помощью суффикса -очк-.
Слово дырочка имеет два суффикса: сначала от слова дыра с помощью суффикса -к- было образовано слово дырка, затем от слова дырка с помощью того же суффикса образовано слово дырочка. Выделение суффиксов в этом слове не так прозрачно, поскольку в суффиксе есть чередования к/ч и о с нулем звука (ср. дырка – дырок – дырочка).
Слова лавочка и булочка образованы с помощью суффикса -к- от слов лавка и булка соответственно. При этом в корнях происходят чередования к/ч и о с нулем звука (ср. лавка – лавоклавочка). Таким образом, в этих двух словах суффиксы одинаковы. Ответ: Г.

30. В первой и последней паре существительные-омонимы различаются по признаку одушевленности/неодушевленности, что приводит к различиям в склонении, ср. вижу норок (зверьков) – вижу норки (маленькие норы); вижу проводника (в поезде) – вижу проводник (тока). (Подробнее о различиях в склонении одушевленных и неодушевленных существительных см. в решении задачи 26.)
В двух оставшихся парах существительных различий в склонении нет.
Итак, правильный ответ: – В.

Авторы задач:

К.Кноп – 5–6-е классы: 10, 16, 17; 7–8-е классы: 3, 9, 17; 9–11-е классы: 7.
М.Кронгауз – 5–6-е классы: 2, 4, 7, 9, 15, 21, 28; 7–8-е классы: 2, 4, 6, 7, 18; 9–11-е классы: 1, 8.
Я.Миронов – 5–6-е классы: 30; 9–11-е классы: 5.
Е.Муравенко – 5–6-е классы: 3, 5, 6, 8, 12–14, 18–20, 22–26, 29; 7–8-е классы: 1, 5, 8, 11–13, 19, 20, 22, 23, 25–30; 9–11-е классы: 2–4, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 19–22, 24–27, 29, 30.
Е.Муравенко и И.Рубанов – 7–8-е классы: 15; 9–11-е классы: 18.
И.Рубанов – 5–6-е классы: 11, 27; 7–8-е классы: 10, 14, 21, 24; 9–11-е классы: 6, 11, 13, 16, 23.
А.Тубман – 7–8-е классы: 16; 9–11-е классы: 28.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru