ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ
НОВЫЙ КОНКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И
ЯЗЫКОЗНАНИЮ
"РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК - ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ"
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДЛЯ 7 - 8 КЛАССОВ
Продолжение. Начало см. в № 14/2001
1. Из тех же букв, что и слово ромашка,
можно составить слово мошкара (ответ: А). В
слове морошка два о и одно а,
тогда как в слове ромашка одно о и два а.
В слове кошмар букв на одну меньше, а в словах кармашек
и гармошка – на одну больше, чем в слове ромашка.
2. В предложение ... шел по лесу вместо
многоточия можно поставить четыре слова из
перечисленных (ответ: Г): конь, мужик (это
существительные мужского рода) и староста, чукча
(это существительные так называемого общего
рода, которые в зависимости от контекста могут
быть и мужского, и женского рода). Слово лошадь
женского рода и для данного предложения не
годится.
3. В двух словах из приведенного списка
пропущена буква ш: деревяшка, костяшка
(ответ: В). В оставшихся двух словах пропущена
буква ж: варежка, коврижка. И ж,
и ш перед к произносятся как [ш].
Написание слов можно проверить другими формами
слов или родственными словами с гласным звуком
после «неясного» согласного: деревяшек,
деревяшечка, костяшек, костяшечка, но варежек,
варежечка, коврижек, коврижечка. Сложность
задачи в том, что некоторые носители языка в этих
словах в позиции перед гласным ошибочно
произносят глухой [ш] вместо звонкого [ж] и
наоборот.
4. Слова тореро и сомбреро имеют
одинаковую форму как в роли подлежащего, так и в
роли прямого дополнения. В русском языке и
подлежащее, и дополнение могут находиться как
перед сказуемым, так и после него, поэтому иногда
в таких случаях возникает неоднозначность: фразу
Мать любит дочь можно понять двумя способами.
Однако в данных предложениях неоднозначности не
возникает, так как подлежащим для глагола надеть
должно быть одушевленное существительное, а
дополнением – неодушевленное. Поскольку
одушевленным существительным из данных является
тореро, то оно и будет подлежащим в обоих
предложениях (ответ: В).
5. По-разному можно поставить ударение в пяти
глаголах из списка (ответ: В): вычитать,
выкупать, вырезать (на первом или третьем
слоге), рассыпать, отрезать (на втором или
третьем слоге). В оставшихся глаголах прочитать
и искупать ударение можно поставить только
на третьем слоге.
6. Лишним по смыслу является слово заяц
(ответ: Б). Все остальные слова обозначают
растения или животных зеленого цвета.
7. «Издавать громкие пронзительные звуки» – визжать
(ответ: А). Кричат и орут громко, но не обязательно
пронзительно. Пищат пронзительно, но, как
правило, негромко.
8. Слову нос родственны слова носовой
и носик из приведенного списка (ответ: Д).
Остальные слова содержат омонимичный корень -нос-,
означающий перемещение.
9. Как правило, буква е в русских (в
частности заимствованных) словах смягчает
предшествующий согласный звук: фанера, постель,
кофе. Однако в некоторых заимствованных словах
смягчения не происходит. В условии задачи
приводятся 3 таких слова: пастель, кафе, купе.
Ответ: Г.
10. Правильный ответ: – Д. Будем действовать
методом исключения. Понятно, что ответ: – не Г
(название города неизмеримо старше компании
«Лукойл») и не В (никакого Луки Великого в истории
России не было). Вариант А маловероятен: в этом
случае город скорее всего получил бы имя вроде
«Добрые [т.е. хорошие] Луки». Выбирая ответ из
вариантов Б и Д, примем в расчет то огромное
значение, которое играли в жизни древних славян
реки.
11. Прилагательные с окончанием -ые
сочетались только с существительными мужского
рода множественного числа (в условии задачи это
слова учебники, ботинки, классы). С
существительными же женского и среднего рода (книги,
телеграммы; письма, окна) употреблялись формы
прилагательных на -ыя. Теперь выполним
задание. Вазы – существительное женского
рода, поля – среднего. Следовательно, и с тем,
и с другим словом нужно употребить
прилагательные с окончанием -ыя: красивыя
вазы, просторныя поля (ответ: А).
12. Замечаем, что одним и тем же цифрам в
современной записи чисел могут соответствовать
разные буквы в прежней записи. Очевидно, это
связано с разрядом. Так, 3 сотни – Т, а 3 десятка –
Л; 4 десятка – М, а 4 единицы – Д; 5 сотен – Ф, а 5
единиц – Е. Этих наблюдений достаточно, чтобы
выбрать правильный вариант ответа. Требуется
найти прежнюю запись для числа 225. Обозначение
для 5 единиц есть в условии – это Е. Среди
предложенных вариантов ответа два оканчиваются
на Е: ВВЕ и СКЕ. Первый вариант отметаем, так как
данное в условии В обозначает 2 единицы, а не 2
десятка или 2 сотни, да и вообще очевидно, что двух
одинаковых букв в записи одного числа не может
быть, раз буквой обозначается не только
количество, но и разряд. Таким образом,
правильный ответ: – СКЕ (В).
Эту задачу можно решить и не обращаясь к
предложенным вариантам ответов. Заметив, что для
разных разрядов выбираются разные буквы,
упорядочим данные задачи в таблице:
Из таблицы видно, что числовое значение букв
определяется их местом в алфавите: сначала идут
буквы, по порядку обозначающие единицы, затем –
десятки и наконец – сотни. Найдя в таблице
соответствующие клеточки для двух десятков и
двух сотен и вспомнив порядок букв в алфавите,
без труда найдем буквы с искомыми значениями:
(Звездочка употребляется как знак
реконструируемой, восстановленной формы, а не
формы, данной в непосредственном наблюдении.)
Разумеется, в задаче используются только те
буквы, которые совпадают с современными по
написанию (не считая мелких различий в
начертании), звуковому значению и порядку
следования в алфавите.
13. 3 существительных из списка совпадают по
форме с деепричастиями (ответ: Б): срыв (от
глагола срыть), перерыв (от глагола перерыть)
и сев (от глагола сесть).
14. Ответ Б исключается, так как
существительные женского рода не могут иметь в
родительном падеже окончания -ов, Г
исключается, так как ы, как правило, не
чередуется с нулем звука. Выбор правильного
ответа из А, В и Д основывается только на знании
этого слова. Правильный ответ – кочерег (А).
15. Все пять слов могут обозначать лицо
женского пола по национальности. Кроме того, полька
– это танец, чешка – гимнастическая тапочка, финка
– нож, а голландка – печь, облицованная
изразцами. Из приведенного списка только француженка
имеет единственное значение (ответ: Б).
16. Слова ребенок, теленок и зайчонок
содержат суффикс -онок-/-енок- со значением
‘детеныш’, заменяющийся во множественном числе
на -ат-/-ят-: ребята, телята, зайчата. В
слове опенок такого суффикса и такого
значения нет: -пен- – это корень слова (ср. пень;
опенок – гриб, растущий на пне), -ок- –
суффикс. По всем правилам форма множественного
числа этого слова – опенки. Однако под
воздействием многочисленных слов на -енок –
-ята в разговорной речи появилась форма опята.
Эта форма проникла в литературный язык, и теперь
словари современного русского языка наряду с
исконной формой опенки указывают в качестве
возможной и форму опята. Ответ: Б.
17. Следуя фонетическим законам русского
языка, мы не можем произнести звонкий согласный
(это не касается сонорных) перед глухим и
заменяем его на глухой, обычно парный. Таким
образом, в сочетании гч букве г
должен соответствовать глухой звук. В одном
слове из предложенных в задаче г
заменяется парным глухим [к]: тягчайший
[кч]. В остальных трех словах меняется и способ
произнесения звука: сочетание букв гч мы
произносим как [хч]: смягчение, легчайший,
мягчайший. Ответ: Г.
18. (См. решение задачи № 28 для 5–6-х классов)
19. И как формы изъявительного наклонения, и
как формы повелительного наклонения можно
понять 3 глагола из списка (ответ: Б): носите,
пилите, просите. Остальные глаголы
представлены в форме повелительного наклонения: вынесите,
колите, распорите. В изъявительном наклонении
у этих глаголов будет окончание -ете, так как
они относятся к первому спряжению: вынесете,
колете, распорете.
20. Читаем ребус (для этого, конечно, нужно
знать некоторые правила расшифровки ребусов):
си д (к)ит на Л о ж(у)к е С в Е И с В нож
(оч)ки
Сидит на ложке, свесив ножки. Ответ,
разумеется, лапша (А).
21. Слова колесо и кольцо, очевидно,
происходят от слова коло, ибо
соответствующие предметы круглые. Того же
происхождения слово колея, означающее ‘след,
оставленный колесом’ (праславянское kol-eja
– суффиксальное производное от kolo). Слово околица
происходит от того же корня, поскольку означает
‘то, что находится на краю, вокруг [деревни]’.
Слова же колоть и колотить никакого
отношения к кругу не имеют. Ответ: Г.
22. Словосочетание знакомые учителя можно
понять двумя способами: знакомые (чьи?) учителя
(род. п. ед. ч.) или учителя (им. п. мн. ч.)
(какие?) знакомые. Форма в Москву может
зависеть от двух слов в предложении: вернулись
в Москву или из командировки в Москву.
Различные сочетания этих способов дают 2ґ2 = 4
разных понимания данного предложения (ответ: В).
23. В словах друг и груздь два общих
звука – [р] и [у] (ответ: Б). Буква д
соответствует разным звукам: в слове друг она
дает звонкий звук [д], а в слове груздь
происходят оглушение на конце слова и смягчение
в позиции перед буквой ь: [т’]. Буква г
в слове груздь соответствует звонкому звуку
[г], а на конце слова друг – парному глухому
[к].
24. Верен ответ А: гнедой – это
красновато-рыжий. Серый – мышастый, черный – вороной,
рыжеватый – муругий, белесый – сивый.
25. Грамматическая категория одушевленности
в русском языке проявляется у всех
существительных в форме винительного падежа
множественного числа: у одушевленных
существительных эта форма совпадает с формой
родительного падежа, а у неодушевленных – с
формой именительного падежа. Проверим на
одушевленность данные существительные: вижу
мишек, валетов, девочек, мертвецов (вин. п.) – ср.
нет мишек, валетов, девочек, мертвецов (род.
п.). Эти существительные одушевленные. Оставшееся
существительное игрушка неодушевленное: вижу
игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.),
но нет игрушек (род. п.). Таким образом, верен
ответ Д.
Из рассмотренных примеров видно, что не следует
отождествлять значения грамматического термина
«одушевленный» и слова «живой». К одушевленным
существительным относятся обозначения не только
живых существ, но и 1) изображений живых
существ (плюшевый мишка), 2) живших существ (мертвец),
3) шахматных фигур (ферзь), 4) названий
игральных карт (валет), 5) мифологических
персонажей (кикимора).
26. После числительного полтора следует
употреблять существительное в форме
родительного падежа единственного числа,
например: полтора дня. Существительное сутки
не имеет формы единственного числа, поэтому с ним
невозможно сочетать слово полтора. Ответ: Д.
27. Числительными являются слова оба, два,
двое (ответ: Г). В отличие от существительных
числительные не изменяются по числам (ср. сущ. двойка
– двойки, пара – пары), не распределяются по
родам (немногие числительные, такие, как два, оба,
изменяются по родам, но у числительных это не
постоянный признак, а словоизменительный). Кроме
того, числительные в форме именительного и
винительного падежей управляют
существительными в родительном падеже, а во всех
других падежах согласуются с этими
существительными (ср. два карандаша, но двум
карандашам). Существительные в плане
сочетаемости ведут себя одинаково во всех
падежах: пара карандашей, паре карандашей.
28. (См. решение задачи № 29 для 5–6-х классов)
29. Для того чтобы найти синонимы среди
устойчивых словосочетаний, надо хорошо знать их
значения. Переливать из пустого в порожнее
значит ‘заниматься пустыми разговорами,
болтовней’. То же значение имеет и
словосочетание точить лясы (ответ: Г).
Остальные устойчивые словосочетания имеют
другие значения:
бить баклуши и плевать в потолок –
‘бездельничать’;
вариться в собственном соку – ‘жить или
работать без общения с другими, не используя
чужого опыта’;
трезвонить во все колокола – ‘распускать
слухи, сплетни’.
Устойчивый оборот переливать из пустого в
порожнее может иметь и другое значение:
‘заниматься пустяковым, незначительным делом’.
Но для этого значения среди предложенных
вариантов нет синонимичного.
30. Вспоминаем слово дитя, и оно отметает
все варианты ответов, кроме одного. Ответ А не
годится из-за факта наличия хотя бы одного слова;
Б не годится, так как дитя не относятся ко 2-му
склонению; В не годится, так как дитя
обозначает человека; Д не годится, так как слово дитя
не содержит суффикса -ишк-. Остается ответ Г.
Действительно, кроме слова дитя и
существительных типа чудище, чудовище, к
одушевленным существительным среднего рода
относится масса так называемых
субстантивированных прилагательных и причастий,
т.е. прилагательных и причастий, перешедших в
разряд существительных и продолжающих
склоняться, как прилагательные: животное,
насекомое, млекопитающее, пресмыкающееся,
парнокопытное, травоядное, земноводное и т.д.
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДЛЯ 9–11-х КЛАССОВ
1. Под данное определение подходят два слова
из перечисленных: банка и бутылка (ответ:
Б). Конечно, в случае необходимости можно еду или
питье сохранить в чайнике, чашке или тарелке, но
эти виды посуды не предназначены для такого
использования.
2. И с е, и с е можно прочитать
два слова из приведенных (ответ: В): берет
(сущ.) – берет (форма глагола брать), запрет
(сущ.) – запрет (форма глагола запереть). У
остальных слов – единственный вариант чтения: с е
(живет, скребет) или с е (жилет).
3. В слове подоконник приставка под-
(ср. окно). В словах подлец и подагра
приставок нет. В остальных трех словах –
приставка по-: подорожник (ср. дорога), подруга
(ср. друг), подарок (ср. дар). Ответ: Д.
4. И как существительное, и как глагол можно
понять 3 слова из списка (ответ: В):
вой – сущ. м. рода или повел. накл от выть;
рой – сущ. м. рода или повел. накл от рыть;
печь – сущ. ж. рода или инфинитив.
Слова бой и речь являются
существительными. Слова пой, стой, лечь
являются глаголами.
5. Задача на правила правописания приставок
на -с/-з и суффиксов -чик/-щик. Ответ: Г.
6. Эта задача на знание слова, так как четких
правил образования названий жителей городов нет.
Ответ: В (жителей Тулы называют туляками).
7. Как правило, буква е в русских
словах (в частности заимствованных) смягчает
предшествующий согласный. В предлагаемом списке
нет исключений из этого правила – верен ответ А.
Однако за пределами этого списка такие
исключения есть: в некоторых заимствованных
словах смягчения не происходит, например: дельта,
денди.
8. Лишним по смыслу является слово стул: у
стула нет крыльев, а у остальных перечисленных
предметов есть. Ответ: Д.
9. Читаем ребус (для этого, конечно, нужно
знать некоторые правила расшифровки ребусов):
сто (к)ит из Б А из К И р (с)пич(к)а
то(м) (у)хо лод(ка) на Т О гор(ы) (м)яч
а
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Ответ:, разумеется, печь (А).
10. Слово грустно является прилагательным
во втором предложении (ответ: Д). Оно выступает в
краткой форме и, являясь именной частью
сказуемого, согласуется с подлежащим в
единственном числе и среднем роде. В первом
предложении грустно является предикативным
наречием и выступает в роли главного члена
безличного предложения. В третьем предложении грустно
– наречие, выполняет роль обстоятельства образа
действия.
11. Ставить на вид значит ‘делать
замечание, близкое к выговору’ (ответ: В).
12. (См. решение задачи № 11 для 7–8-х классов)
13. Даже не зная истории литературы, можно
заметить, что слово футуристы происходит от
futurum – ‘будущее’ (вспомните, как называется
будущее время глагола в английском, французском
или немецком языках!) и потому означает то же, что
«будетляне» (так российские футуристы называли
себя, когда не хотели использовать иноязычный
корень). Ответ: Б.
Футуристы – последователи направления в
европейском искусстве 10–20-х годов ХХ в.,
отвергавшего культурное и художественное
наследие прошлого.
14. Подчинительный союз что представлен в
третьем предложении (ответ: В). В первом и втором
предложениях слово что – относительное
местоимение.
15. Сочетание письмо знакомой имеет два
смысла: письмо (кому?) знакомой (дат. п.) и письмо
(чье?) знакомой (род. п.). Форма из Москвы
может иметь одного из двух «хозяев»: письмо
из Москвы или знакомой из Москвы. Таким
образом, фраза Письмо знакомой из Москвы
имеет 2ґ2 = 4 смысла (ответ: Г).
16. Забор, сделанный из досок, называется дощатым
(ответ: Г).
17. Видно, что полногласным сочетаниям в
русском корне -оло-, -оро- соответствуют
неполногласные в сербскохорватском -ла-, -ра-.
В слове голорукий – «ложное полногласие»,
здесь одно о относится к корню, а другое
является соединительной гласной. В этом случае в
сербскохорватском неполногласия нет. Этих
наблюдений достаточно для нахождения ответа.
Корень -золот- будет соответствовать
сербскохорватскому -злат-, соединительная
гласная и корень -рог- остаются без изменений,
значит, выбираем вариант златороги. В слове мороз
полногласие представлено в корне, следовательно,
в сербскохорватском будет мраз. Итак,
выбираем пару златороги, мраз (ответ: Б).
18. Все пять предложенных фраз построены
неправильно (ответ: Д).
Первое предложение неправильно, так как
придаточное определительное должно находиться
непосредственно после главного слова: Весь
мусор, который накопился, сдавайте дворнику.
Иначе получается, что накопился дворник, что вряд
ли имел в виду говорящий.
Во втором предложении употреблена
неправильная форма причастия: нужно написанных
вместо написанным.
В третьем предложении ошибка в употреблении
деепричастия. Действия, обозначенные
деепричастием и глаголом в роли сказуемого,
должны относиться к одному и тому же лицу. Вряд ли
кто-то может одновременно проходить под мостом и
плевать сверху моста. Исправить предложение
можно, например, так: Когда мы проходили под
мостом, сверху кто-то плюнул.
В четвертом предложении недопустимый разрыв
причастного оборота. Нужно: неопровержимость
обвинений, предъявленных преступнику или неопровержимость
предъявленных преступнику обвинений.
В пятом предложении ошибка в употреблении
двойного сочинительного союза. Союз не только
..., но и должен соединять однородные члены.
Фразу можно исправить так: Петя участвовал не
только в «Русском медвежонке», но и в «Кенгуру».
Или так: Петя не только участвовал в «Русском
медвежонке», но и добился успехов в «Кенгуру».
19. В словах стог и гость один общий
звук – гласный [о] (ответ: Б). Общих согласных нет:
буквы с и т в слове стог обозначают
твердые согласные, а в слове гость – мягкие, г
в слове гость обозначает звонкий согласный, а
в слове стог оглушается.
20. Наложение морфем представлено в словах встать
(приставка вс- со значением движения вверх и
корень -ста-), придет (приставка при- и
корень -ид-), одесский (корень -одесс- и
суффикс -ск-). Ответ: Д.
21. Двувидовыми являются три глагола из
списка: велеть, казнить, ранить (ответ: В).
22. Слово лукавый происходит от того же
корня, что и излучина (ответ: А).
Лукавый значит ‘хитрый, коварный,
изворотливый’. Излучина – ‘крутой изгиб,
поворот (реки)’. Оба слова восходят к древнему
корню лук(а) с основным значением ‘изгиб,
залив’ и переносным ‘коварство, хитрость’. Ср.
тот же корень в слове лукоморье.
В слове луковый выделяется корень -лук- с
чередованием к/ч (ср. лучок), однако ничего
общего с излучиной в значении этот корень не
имеет. Аналогичная ситуация со словом излучение.
Здесь тоже омонимичный корень -луч-. В слове
лучший корень- лучш-. В слове получение
– получ-.
23. Пословицы такого плана, как правило,
юмористичны и парадоксальны, иначе их просто
забывают. По этой причине ответы А и Б не подходят
категорически. Продолжение Г на первый взгляд
кажется более логичным, но смысл гипотетической
пословицы «Пьяному море по колено, пока в кабаке
сидит» был бы сродни смыслу пословицы «Молодец
против овец, а против молодца – и сам овца», а
такая осторожность пьяному совсем не
свойственна. А вот продолжение В (оно же –
правильный ответ) подходит по всем статьям.
24. Попытаемся оба члена каждого отношения
выразить через одно слово: разбудить =
сделать так, чтобы перестал спать; заснуть =
начать спать;
остановить = сделать так, чтобы перестал идти;
пойти = начать идти;
погасить = сделать так, чтобы перестал гореть;
Х = начать гореть.
Теперь очевидно, что в качестве ответа следует
выбрать вариант Д – загореться.
25. Составное глагольное сказуемое
представлено во 2-м предложении (ответ: А).
В 1-м предложении будет работать – простое
глагольное сказуемое, выраженное формой
будущего времени глагола работать. В 3-м
предложении простое глагольное сказуемое поехал,
а работать – обстоятельство цели. В 4-м
предложении стал учителем – составное
именное сказуемое.
26. Грамматическая категория одушевленности
в русском языке проявляется у всех
существительных в форме винительного падежа
множественного числа, а у существительных
мужского рода 2-го склонения и в форме
винительного падежа единственного числа: у
одушевленных существительных эта форма
совпадает с формой родительного падежа, а у
неодушевленных – с формой именительного падежа.
Проверим на одушевленность данные
существительные: вижу ребенка, утопленника,
ферзя (вин. п. ед. ч.), мишек (вин. п. мн. ч.) –
ср. нет ребенка, утопленника, ферзя (род. п. ед
.ч.), мишек (род. п. мн. ч.) Эти 4
существительных одушевленные. Оставшиеся
существительное игрушка и коллектив –
неодушевленные: вижу коллектив (вин. п.) – ср. работает
коллектив (им. п.), но нет коллектива (род. п.);
вижу игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки
(им. п.), но нет игрушек (род. п.): Таким образом,
верен ответ Г.
Из рассмотренных примеров видно, что не следует
отождествлять значения грамматического термина
«одушевленный» и слова «живой». К одушевленным
существительным относятся обозначения не только
живых существ, но и 1) изображений живых
существ (плюшевый мишка), 2) живших существ (утопленник),
3) шахматных фигур (ферзь), 4) названий
игральных карт (валет), 5) мифологических
персонажей (кикимора). К одушевленным
существительным не относятся названия групп
людей.
27. Среди перечисленных слов два
числительных: три и трое (ответ: Б).
В отличие от существительных числительные не
изменяются по числам (ср. сущ. трешка – трешки,
трояк – трояки, тройка – тройки, троица – троицы),
не распределяются по родам (ср. сущ. трешка, тройка
и троица – ж. рода, трояк – м. рода). Кроме
того, числительные в форме именительного и
винительного падежей управляют
существительными в родительном падеже, а во всех
других падежах согласуются с этими
существительными (ср. три лошади, но трем
лошадям). Существительные в плане сочетаемости
ведут себя одинаково во всех падежах: тройка
лошадей, тройке лошадей.
Как и имена существительные, имена числительные
склоняются. Это отличает их от наречий с числовым
значением, которые не изменяются. Слова втроем
и в-третьих не изменяются, – следовательно,
являются наречиями, а не числительными.
28. Если в современной орфографии в корне
какого-то слова пишется е и при изменении
слова или в родственных ему словах вместо е
когда-нибудь появляется е, то в старой
орфографии пишется е, а если е
никогда не появляется, то пишется Ј.
Установления этой зависимости достаточно, чтобы
выбрать правильный ответ Г: весло, стЈна.
На самом деле более точное правило таково: «Если
в формах данного слова или в родственных ему
словах под ударением перед твердым согласным
произносится е, то пишется е; если е,
то пишется Ј». Следует учитывать также,
что и из этого более точного правила много
исключений (кедръ, звЈзда) и много
непроверяемых случаев (пЈсокъ, олень).
29. Слово лампочка образовано от слова лампа
с помощью суффикса -очк-.
Слово дырочка имеет два суффикса: сначала от
слова дыра с помощью суффикса -к- было
образовано слово дырка, затем от слова дырка
с помощью того же суффикса образовано слово дырочка.
Выделение суффиксов в этом слове не так
прозрачно, поскольку в суффиксе есть чередования
к/ч и о с нулем звука (ср. дырка
– дырок – дырочка).
Слова лавочка и булочка образованы с
помощью суффикса -к- от слов лавка и булка
соответственно. При этом в корнях происходят
чередования к/ч и о с нулем звука
(ср. лавка – лавок – лавочка).
Таким образом, в этих двух словах суффиксы
одинаковы. Ответ: Г.
30. В первой и последней паре
существительные-омонимы различаются по признаку
одушевленности/неодушевленности, что приводит к
различиям в склонении, ср. вижу норок
(зверьков) – вижу норки (маленькие норы);
вижу проводника (в поезде) – вижу проводник
(тока). (Подробнее о различиях в склонении
одушевленных и неодушевленных существительных
см. в решении задачи 26.)
В двух оставшихся парах существительных
различий в склонении нет.
Итак, правильный ответ: – В.
Авторы задач:
К.Кноп – 5–6-е классы: 10, 16, 17; 7–8-е классы: 3,
9, 17; 9–11-е классы: 7.
М.Кронгауз – 5–6-е классы: 2, 4, 7, 9, 15, 21, 28;
7–8-е классы: 2, 4, 6, 7, 18; 9–11-е классы: 1, 8.
Я.Миронов – 5–6-е классы: 30; 9–11-е классы:
5.
Е.Муравенко – 5–6-е классы: 3, 5, 6, 8, 12–14, 18–20,
22–26, 29; 7–8-е классы: 1, 5, 8, 11–13, 19, 20, 22, 23, 25–30; 9–11-е
классы: 2–4, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 19–22, 24–27, 29, 30.
Е.Муравенко и И.Рубанов – 7–8-е классы: 15;
9–11-е классы: 18.
И.Рубанов – 5–6-е классы: 11, 27; 7–8-е классы: 10,
14, 21, 24; 9–11-е классы: 6, 11, 13, 16, 23.
А.Тубман – 7–8-е классы: 16; 9–11-е классы:
28.
|